Количество слов в предложении
часто становится определяющим фактором жизнеспособности речевого модуля.
Напомним, что мы говорим о создании речевых блоков для устной речи. Это значит,
что нужно учитывать некоторые особенности и изменения, которые происходят с
«правильно составленными» фразами в живых диалогах.
В разговорной речи часто встречаются
неполные предложения. Говорящий «выкидывает» часть слов, переставляет слова или
словосочетания, меняет порядок слов, делает паузы. Если при этом речевая
грамотность продавцов не страдает, мысли остаются связными и понятными
собеседнику, а слова-паразиты исключены, то это нормально и естественно.
Составляя фразу, будьте готовы к
тому, что она будет видоизменяться в речи. Кстати, наверняка, вы сталкивались
со случаями, когда вам отвечали длинными заученными модулями, это сразу заметно
и «режет слух». И как бы ни была грамотно и эффективно построена фраза, она не
сработает, потому что будет звучать неестественно и оттолкнет клиента. В
некоторых call-центрах операторы рассказывают, что иногда клиенты после длинного формулировки,
сказанной механическим голосом, уточняют: «Ой, а вы живая?».
Чтобы сделать фразы удобными для
работы и легкими для восприятия клиентов, выбирайте оптимальную длину модуля. Рекомендуется
использовать в одном речевом модуле (предложении)не более 7-8 слов (предлоги и союзы не
считаем). Если предложение сложносочиненное, то это количество слов относится к
одной из частей. В этом случае части все равно разделены запятыми, так что у
менеджера или оператора будет возможность сделать паузу. И не задохнуться. Однако
если вы сразу хотите адаптировать речевые модули к разговорной речи, лучше
ставьте точки. Ведь если сотрудник только осваивает новую фразу, он читает с
листа. Когда вы начнете обучать персонал корпоративным стандартам, вы сразу
увидите, насколько легче усваиваются короткие емкие фразы, чем длинные
предложения, состоящие из 2-х и более частей.
Пример:
Вы получаете дополнительную
прибыль, при этом Вам лично ничего не нужно делать.
Лучше заменить:
Вы получаете
дополнительную прибыль.При этом
Вам лично ничего не нужно делать.
Предприятие – изготовитель всегда
предупреждает нас о наличии заводского брака, такой товар продается с уценкой,
если такое происходит, мы всегда об этом предупреждаем покупателей.
Лучше заменить:
Мы всегда знаем о наличии заводского брака. Такой товар продается с
уценкой. Об этом мы всегда предупреждаем покупателей.