Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Свойства композиции: уравновешенность и неуравновешенность.


Здравствуйте! Продолжаю серию статей по основам изобразительной композиции.
СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ. 
РАВНОВЕСИЕ И НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ.
1. Что такое уравновешенность композиции.
 
Давайте возьмем чистый лист и нарисуем на нем какой-нибудь предмет. Говоря языком изобразительной композиции, впишем пятно в формат.
 
 
Теперь постараемся воспринять всю картинку целиком,  формат листа с нарисованной на нем гирькой.
Правда же, кажется, что правая сторона картинки сильно перевешивает?
Ещё бы: на правой стороне "тяжёлая" гирька. Наше зрительное восприятие листа с нарисованным предметом очень похоже на восприятие плоскости с настоящим предметом. У предмета, тонального пятна, подсознательно ощущается тяжесть... И правая сторона картинки перевешивает левую.
Вот это и есть неуравновешенность композиции. Наша композиция с гирькой сейчас неуравновешенная.
 
А что бы мы сделали, чтобы уравновесить реальную, а не нарисованную плоскость с настоящим тяжелым предметом с краю? Мы или подвинули бы предмет к середине, или добавили бы тяжести и с другой стороны. Поставили бы другой тяжелый предмет. Или несколько предметов полегче.
Вот так:
 
 
Или так...
 
 
Ой, это же у меня не настоящие предметы, а нарисованные. Но суть-то та же. Композиция с тяжелым пятном гирьки уравновесилась тогда, когда я подвинула пятно к середине листа, и тогда, когда я добавила на другую сторону листа несколько пятен поменьше.
 
Уравновешенность композиции - это такое размещение на композиционном пространстве элементов композиции, при котором зрительная ассоциация с "весом" этих элементов создает впечатление устойчивости композиционного пространства.
Упражнение для Фотошопа. Как нарисовать такую гирьку?
Градиент для объёмного металлического предмета (рисуем гирьку).
 
Давайте способом настройки градиента придадим условный объем предмету.
 
В новом файле на отдельном слое выделяем прямоугольник с пропорциями будущей гирьки.
 
 
Теперь нам нужно будет настроить градиент для передачи объема. Сначала выберем два цветовых тона: для освещенной части предмета и для теневой. У меня это два тона серого, рисующий для света и фоновый тёмный для тени:
 
 
Дальше - выбираем инструмент градиентной заливки и тип градиента, стоящий первым среди образцов: от рисующего цвета к фоновому. Вот этот градиент мы и будем корректировать. Щелкнем на образце.
Редактируем так, чтобы тона шли в следующем порядке, начиная  с освещённой стороны предмета к теневой: тон света, потом более светлый тон (в месте блика), потом опять тон света, тон тени, самое тёмное место тени, потом, у края, более светлый тон - рефлекс.
 
 
Если градиенту дать имя и нажать на кнопку New, эти настройки сохранятся в вашей палитре и можно будет выбрать образец этого градиента потом, когда захотите.
 
Заливаем этим градиентом выделение на слое и получаем "болванку", заготовку для гирьки.
 
 
После этого, чтобы сделать "шейку", выделяем в этом месте часть болванки так, чтобы края выделения заходили далеко за края заготовки, и применяем фильтр Filter - Distort - Spherize с настройкой отрицательного значения, как на рисунке.
 
 
Вот и получилось нечто вроде металлической бутылочки грубой формы. Гирька.
 
 
Можно таким способом сделать не только стальную гирьку, но и, например, медную. Или золотую.
 
 
Удачи!
(c) Л.Веселова.
Этот и другие уроки для Adobe Photoshop и CorelDraw вы найдете на сайте www.risuem.ucoz.ru.

В избранное