Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Средства композиции. Контраст и нюанс.


Здравствуйте!
Продолжаю изложение основных закономерностей композиции.
 
СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Контраст и нюанс.
 
Представим, что нам нужно составить натюрморт, постановку из предметов, которая смотрелась бы законченно и целостно и могла бы служить натурой для живописца.
Возьмем три предмета...
 
 
Это у нас три стеклянные вазы. Совершенно одинаковые.
Композиция из них видится какой-то скучноватой и незаконченной.  Пустой, недосказанной. Предметы кажутся никак не связанными между собой.
  
Это оттого, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.
 
Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.
  
Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.
  
Следующая постановка составлена из совсем различных предметов.
 
  
В этом натюрморте предметы контрастируют между собой по форме, по цвету, по тону, по размеру...
И набор предметов уже видится композиционно единым.
 
Но различия между предметами не всегда бывают резкими. Иногда композиция построена на слабых различиях. Глаз сопоставляет похожие предметы и начинает замечать тонкую разницу между ними. Так проявляется взаимодействие похожих элементов композиции.
 
Композиционное взаимодействие близких по каким-то признакам элементов композиции называется нюансом.
  
 
Как быстро нарисовать такую условную стеклянную прозрачную вазу?
 
Это совсем не сложно.
 Рисуем фон. Над ним создаём новый прозрачный слой.
На слое рисуем овальное выделение тех пропорций, каких будет ваза. Затем выбираем цвет, оттенок которого буде иметь стекло. Например, светло-голубой.
Выбираем инструмент градиентной заливки, а тип градиента - Reflected Gragient. При этом у градиента должен быть назначен переход от цвета к прозрачности. Зальем этим градиентом выделение, но только частично. Должны получиться расплывчатые полосы, как на рисунке.
 
 
Затем применяем к выделению фильтр Distort... - Spherize..., и повторим сферизацию раза два-три, чтобы форма стала стеклянной и выпуклой.
 
 
Остается вырезать отверстие горлышка (дорисовав затем градиент на дальней стенке вазы), а также добавить эллипс донышка. Его желательно нарисовать на другом слое, лежащем ниже, и приклеить затем к вазе.
Не забудем падающую тень.
 
 
Вот и всё. Это, конечно, не реалистическая ваза, но для упражнений с условными натюрмортами вполне подходит.
 
 

(С) Л.В. 2009

Эти и другие статьи и задания вы найдете на сайте рассылки http://risuem.ucoz.ru/

На сайте я предлагаю свои авторские методические разработки и материалы для преподавателей по основам компьютерного дизайна и обучению работе в графических редакторах.

Л. Веселова


В избранное