Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Seoded.ru

  Все выпуски  

Seoded.ru Заметки на полях о применении экономических принципов в...


Читая о причинах, по которым в инфополе уже, практически, нет компетентных мнений по любой теме, я подумал, что информация (или интерпретация информации) — это, если смотреть с экономической точки зрения, не товар (как может показаться на первый взгляд), а деньги. Если хотите — своеобразная валюта.

Это можно косвенно доказать тем фактом, что в инфополе не работают законы рынка (более высококачественный товар должен продаваться лучше низкокачественного товара, если цена равная), а работает, причём на полную катушку, «Закон Грешема-Коперника», который, вообще-то, не про товары, а про деньги: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие».

Грубо: если государство говорит (как уже бывало много раз в истории), что серебряная монета с каким-то номиналом (абстрактно — 1 рубль) и монета из меди с тем же номиналом (абстрактно — 1 рубль) должны покупать одинаковое количество товаров (обладать одинаковой покупательской способностью), то, через некоторое время, из обращения серебряные монеты просто исчезнут.

Вообще.

Они осядут в какой-то «теневой экономике» или «теневых сбережениях».

Закон абсолютно железный (он не просто про металлические деньги, как многим кажется, он крайне широк в применении, это что-то вроде фундаментального монетарного принципа, как принцип термодинамики) и многократно проверялся в самых разных исторических контекстах.

Кстати, этот же «Закон Грешема» частично объясняет, почему золото сейчас не «торговая валюта», а инструмент сбережений для самых-самых богатых и консервативных инвесторов. У меня на Sponsr будет материал по этому поводу, на примере управляющего фондом, который обслуживает «старые деньги» — династии из европейского среднего бизнеса. У него золота в портфеле больше, чем у меня. А это большая редкость :)

А с информацией (интерпретацией информации) ровно то же самое: если общество/СМИ говорят, что любое мнение, независимо от уровня «шизы» — ценно и валидно, и что каждый суслик — агроном, и что единственной мерой качества любого текста является количество кликов (для рекламодателей, для отчётов заказчикам и так далее), то включается «Закон Грешема».

Кстати, я абсолютно не в обиде: у меня с количеством кликов всё в порядке. Но «Закон Грешема» неумолим так же, как законы движения небесных тел Коперника: качественная информация, качественная колумнистика, качественная аналитика уходят из «свободного обращения» и начинают копиться в «теневой информационной экономике» — в закрытых каналах, на Sponsr, за «пейволами».

Этот феномен ещё ждёт своего вдумчивого исследователя. Но, думаю, дальше будет интереснее: общего инфополя, общего пространства интерпретаций — политических, культурных, экономических — вообще не будет.

Информационная сегрегация и расслоение, с одной стороны — плохо, но с другой — нет ничего более приятного, чем писать и снимать для тех, кому это действительно интересно.

Мы живём в эпоху инфляции. Причём инфляции как монетарной, так и информационной. Вокруг слишком много того, что притворяется «информацией» и притворяется «деньгами».

Фиатные деньги плюс фиатная информация (интерпретация) с последующей девальвацией и того и другого, а также массовым и очень асимметричным перераспределением богатства от многих к немногим. Очень забавная параллель.

И если с деньгами лучшей страховкой от инфляции является золото, то кандидатуру на роль «золотой информации» ещё предстоит подыскать.


В избранное