Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Knoppix.ru - Линукс в пять минут!

  Все выпуски  

Knoppix.ru - Линукс в пять минут!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Linux.SU 1.06.2005 Нарисуем - будет жить!

  Linux порою называют старой системой, подразумевая доставшиеся ей в наследство от древних Юниксов системные компоненты. Однако, возраст самой ОС и многих её "запчастей" часто не идёт ни в какое сравнение с возрастом прикладных инструментов, с которыми можно здесь работать. Эти выходцы из далёкого прошлого - времён, когда и персональный компьютер-то как класс, либо не существовал вовсе, либо только становился на ноги! - восхитительны своей таинственностью и какой-то мистической мощью. Избитый пример такого приложения - редактор Vi (первый в мире текстовый редактор!), в слегка модифицированном виде и сегодня поставляемый с каждым Линукс-дистрибутивом. Но параллельно с этим старцем живут и другие программы, на одной из которых сегодня хотелось бы остановиться. Речь пойдёт о программе POV-Ray - компьютерном динозавре, способным дать фору многим из его более молодых аналогов [www.povray.org].

Сработано в POV-Ray

  POV-Ray - среда для высококачественного рендеринга объёмных изображений, основанная на методе трассировки лучей (т.н. рейтрейсинг - отсюда и само название программы, расшифровывающееся как Persistence of Vision Raytracer). Но аналогии с популярными нынче визуальными инструментами для 3D-моделирования и рендеринга вроде Blender3D, весьма условны. POV-Ray - это настоящий язык программирования, язык для описания трёхмерных пространств, для использования которого требуется знать его команды и уметь слагать их в слитный код. Корнями наш герой уходит в такое далёкое прошлое, что и поверить трудно. Как гласит легенда, в один прекрасный день, где-то в начале 80-ых, некто Девид Кирк Бак, работавший тогда на Амиге, ухитрился скомпилировать на своей машине какой-то из примитивных юниксовых рейтрейсеров и, разочаровавшись в том, что увидел, решил написать такую программу сам. Свою разработку он назвал нехитро - DKBTrace (по собственным инициалам), и после нескольких лет труда, в 1987-ом, силами другого классика, Аарона Коллинза, она была перенесена на PC. Наконец, ещё два года спустя, к моменту, когда над DKBTrace уже трудилась команда энтузиастов, Девид отошёл от дел и предложил сменить программе имя. Тогда-то и родилось "POV-Ray".

Тоже POV-Ray

  Одно из прямых следствий столь длинной истории - странности в вопросах лицензирования. Когда Бак только приступал к работе, о популярной нынче GPL ещё никто не слышал, поэтому он решил проблему по-своему, написав лицензию специально для своего детища. Сегодня она называется POV-Ray License и в целом может быть охарактеризована как свободная, хоть и с рядом существенных ограничений. Судите сами: исходные тексты POV-Ray открыты и разрешено бесплатное распространение её копий, однако, перепродажа программы и использование исходников в других продуктах запрещены. Возможно, это узкое место будет устранено в будущих версиях POV-Ray: на сегодня самой свежей является 3.6, а сообщество пользователей и разработчиков обсуждает возможность полной переработки кода в версии 4.0 с одновременным переходом на более свободную лицензию.

И это тоже POV-Ray

  Так или иначе, за два десятка лет эволюции POV-Ray не только не устарел (морально или технически), но напротив - развился до невообразимых ступеней совершенства. POV-Ray сегодня это полноценный язык программирования, содержащий все необходимые конструкции для реализации сколь угодно сложных алгоритмов (макросы, циклы - всё это присутствует) и массу функций для воплощения в памяти машины практически всего, что только можно себе вообразить в плане физики света - текстур, источников освещения, атмосферных эффектов, отражений/преломлений и прочего, и прочего. POV-Ray идёт в ногу со временем и, в частности, оптимизирован для 64-битных процессоров, поддерживает массу современных графических форматов. Параллельно, силами тысяч безвестных пользователей, наработана гигантская бибилиотека сопроводительной документации и примеров. Среди них немало просто потрясающих работ, заслуживающих отдельного разговора. К примеру, постер, размещённый ниже, срендерен в POV-Ray лично Марком Шатлворфом (основателем Ubuntu Linux [linux.su/ubuntu.shtml]) на его собственном ноутбуке во время пребывания на Международной космической станции!

Привет с орбиты!

  Конечно же, за время своего развития POV-Ray оброс и вспомогательными инструментами, призванными облегчить его использование. Многие современные программы для визуального объёмного моделирования умеют импортировать и экспортировать файлы в формате, понимаемом POV-Ray. Таковы Blender3D [blender3d.org], Wings3D [www.wings3d.com], и другие. Есть и моделлеры, специально спроектированные для POV-Ray - взгляните, к примеру, на KpovModeler [www.kpovmodeler.org]. Ну, а результаты говорят сами за себя: сегодняшний текст иллюстрирован работами, выполненными с помощью POV-Ray, и занявшими первые места в различных международных конкурсах. Быть может, следующим победителем POVCOMP [www.povcomp.com] или POV-Ray Short Code Contest [astronomy.swin.edu.au/~pbourke/povray/scc3/] станет кто-то из вас?

Вы можете обсудить этот материал в посвящённом ему разделе нашего форума: www.knoppix.ru/forum3/viewforum.php?f=21
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/010605.shtml
Вы можете выиграть свежую версию дистрибутива Knoppix, разместив на своей странице нашу "кнопку". Читайте подробности на Linux.SU/linuxwin.shtml
Пишите нам: Евгений Золотов (сводки, руководство, sentinel @ knoppix.ru), Татьяна Смирнова (отдел продаж, tanya @ knoppix.ru)

Linux.SU 31.05.2005 Сравнительный анализ

  Вопрос преимуществ и недостатков двух самых популярных на сегодня операционных систем для персоналок - Microsoft Windows и Linux - за последние годы успел стать вопросом избитым, кому-то приевшимся и даже откровенно надоевшим, однако, актуальности своей для широкой аудитории не потерял. Сторонники и противники свободного софта по сей день скрещивают копья на бесчисленном множестве форумов, пытаясь отыскать одну-единственную верную точку зрения в споре на тему что лучше, дискуссии же разрастаются порой до невообразимых размеров. В качестве живого примера того, сколь привлекательной может оказаться такая тема, рискну предложить созданный мной же в марте 2003-го года (ровесник нашего сайта!) на форуме журнала "Компьютерра" топик "Когда Linux скушает Windows и скушает ли вообще" [forum.computerra.ru/?board=ktbest;action=display;num=1048830546]. Просуществовав больше двух лет, собрав под своей крышей на более чем пяти сотнях страниц почти восемь тысяч ответов, он был принудительно - и вынужденно - закрыт модератором, поскольку по размерам стал сопоставим со всеми основными темами главного форума КТ вместе взятыми!

Когда...

  Как точно подметил один из участников того памятного обсуждения, закрыть топик - ещё не значит закрыть сам вопрос. Дискуссии продолжаются и, судя по всему, утихать явно не собираются: сторонников open source волнуют сравнительные характеристики выбранного ими программного обеспечения. Конечно, сам софт не застыл во времени и эволюционирует - Линукс сегодня совсем не похож на себя же двухлетней давности! - но и методы сравнения, практикуемые участниками форумных баталий, тоже изменяются. Очень интересный способ предложен и практикуется вот уже несколько недель сайтом OpenSourceVersus.com (букв. перевод: open source против...), целиком посвящённым вопросам сопоставления Linux и свободного программного обеспечения с проприетарными аналогами (Windows, Mac OS X и др.). Энтузиасты, основавшие этот узел, видимо, решили, что поскольку словами всё равно всего очарования не передашь, стоит сделать акцент на визуальной части. И вот результат: несколько скриншотовых серий, демонстрирующих живьём, на наглядном примере, внешний вид рабочего стола с развёрнутыми на нём конкурирующими приложениями - от сообщества независимых разработчиков и от Microsoft (на иллюстрации ниже: MS Windows vs Ubuntu vs SuSE Linux).

Windows vs Ubuntu vs SuSE Linux

  Пожалуй, главное преимущество такого подхода, несмотря на его простоту, в его наглядности. Странички визуального сравнения позволяют легко и быстро развеять миф о Линуксе как системе, где правит текстовая консоль. Впрочем, по снимкам экранов можно судить и о функциональности. Авторов этих замечательных фотосессий уже успели обвинить в некорректности по отношению к Windows: ну кто же, мол, сравнивает стандартный "виндовый" Paint с графическим процессором The GIMP? Однако, то, что кажется странным для пользователей операционной системы от Microsoft, само собой разумеется для приверженцев свободной ОС. В самом деле, именно Paint поставляется в комплекте Windows, так почему бы и не сравнить его с лучшим из того, что по умолчанию присутствует в Linux-дистрибутивах? Так давайте же сравнивать - и выбирать!

Вы можете обсудить этот материал в посвящённом ему разделе нашего форума: www.knoppix.ru/forum3/viewforum.php?f=21
Вы всегда можете обратиться к этой заметке, воспользовавшись адресом Linux.SU/310505.shtml
Вы можете выиграть свежую версию дистрибутива Knoppix, разместив на своей странице нашу "кнопку". Читайте подробности на Linux.SU/linuxwin.shtml
Пишите нам: Евгений Золотов (сводки, руководство, sentinel @ knoppix.ru), Татьяна Смирнова (отдел продаж, tanya @ knoppix.ru)


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.soft.linux.knoppixru
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное