Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

СообЧа. PageMaker.

  Все выпуски  

СообЧа. PageMaker. Графические примитивы. Шрифт в газете


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

СообЧа. PageMaker

# 31
06.08.01 г.

Графические примитивы. Шрифт в газете


Всем привет!

    О-о, давненько не брала я в руки шашек, как говаривали герои незабвенной памяти Николая Васильевича Гоголя! Среди прочих событий прошел мой отпуск, и теперь мы снова вместе практически до гробовой доски или до следующего лета - в зависимости от того, что наступит раньше.

    Как стало мне известно из, как мне кажется, проверенных источников, вышел седьмой PageMaker, с чем вас и поздравляю. К сожалению (но вполне закономерно), русифицированной версии нет, хотя есть уже версии на японском и трех испанских языках (испанский испанский, латиноамериканский испанский и мексиканский испанский). Так что рекомендую.

    Теперь о деле - о графических примитивах.


    Кес ке се, или что это такое?

    Если вы возьмете в руки все печатные издания, какие у вас сейчас есть рядом, и займетесь несложной арифметикой, то легко заметите, что подавляющее большинство графических элементов на их страницах - это не фотографии и даже не рисунки, а так называемые графические примитивы - линейки, прямо- и многоугольники, овалы, эллипсы, и все это может быть самых разных цветов и обводок.

    При виде просто нечеловеческого их количества на страницах самой маленькой газеты вы невольно начнете думать, что несмотря на свое не слишком претенциозное название они все-таки имеют довольно большое значение. И будете совершенно правы. Конечно, с помощью этих самых примитивов нельзя нарисовать сколько-нибудь сложный рисунок (а если и можно, то, наверное, это не самая продуктивная трата времени), но зато для выделения фрагментов текста и отделения их друг от друга это именно то, что нужно. И само собой разумеется, что они очень широко используются в тех изданиях, где нет возможности использовать сложную графику, - сюда можно отнести, наверное, газеты, разные рекламные листовки, простейшие афиши, объявления, вывески.

    И поскольку графические примитивы всегда идут рука об руку с текстом, возможность их рисования вполне закономерно предусмотрена в разных издательских системах, в том числе и в PageMaker.

    Их, конечно, тут негусто - самый необходимый минимум. Хорошо, что можно создавать не только правильные, но и любые другие многоугольники. И, наверное, не будет большой наглостью ожидать, что набор инструментов рисования в новых версиях (может быть, даже уже в седьмой) пополнится инструментом для рисования кривых Безье.

    Кое-какие детали

    Инструменты Линия и Перпендикуляр отличаются друг от друга тем, что первый рисует линии под любым углом, а второй - только если угол кратен 45 градусам (0, 45, 90, 135, 180, 225, 270 и 315). Но при известной ловкости рук, если вы в состоянии в процессе рисования удерживать Shift, под этими углами можно рисовать линии и с помощью инструмента Линия. Так что зачем здесь используются два инструмента - большая загадка.

    С рисованием прямоугольников и эллипсов у вас вроде бы тоже не должно возникнуть никаких сложностей. Кстати, если при рисовании опять удерживать Shift, то у вас получится квадрат или окружность. У прямоугольников можно скруглять углы. Диалог скругления углов быстро вызывается из контекстного меню или если дважды щелкнуть на инструменте Прямоугольник в палитре инструментов.

    А вот рисование многоугольников - гораздо более интересный процесс.

    Рисование многоугольников

    Двойным щелчком на этом инструменте вызывается диалог Многоугольник. Там можно с помощью двух движков определить количество сторон фигуры и степень ее "звездообразности" и тут же в окне увидеть результат этих экзерциций.

    А если вам до смерти надоела эта мелочная опека PageMaker? Что делать, если вам нужна не звезда из сорока семи лучей, и не тривиальный восьмигранник, и вообще ни в одном языке мира нет названия той фигуре, которую вы хотите рисовать? Тогда просто выбираете инструмент Многоугольник и щелкаете на странице мышью. В этом месте и будет первый угол вашего творения. Теперь просто водите курсор по экрану и щелкаете в нужных местах. Когда все подойдет к тому, чтобы замкнуть многоугольник, и курсор окажется на достаточно близком расстоянии от начальной первой точки, вокруг нее появится квадрат, показывающий, что если вы вот сейчас, вот именно в этом месте... Сбудется то, ради чего, собственно, все и затевалось.

    Скажу об одной интересной особенности рисования многоугольников, которая может иногда пригодиться, если вам нужен ну уж совсем нетривиальный многоугольник, который пересекает сам себя и творит прочие непотребства. Такую замкнутую ломаную легко можно нарисовать, если определить ее последнюю точку и нажать потом любую клавишу - PageMaker соединит ее прямой с начальной точкой. А если вы не хотите замыкать ломаную линию, вместо любой клавиши нажмите Esc - ничего ни с чем больше не соединится. Или в конце рисования щелкните дважды - тоже помогает.

    Редактирование фигур

    Чтобы уж совсем дать вам свободу творчества, предусматривается возможность редактирования неправильных многоугольников. Для этого при выбранном инструменте Стрелка дважды щелкнуть на фигуре. После этого геометрические углы многоугольника обозначатся квадратиками. Если щелкнуть на узле, он исчезнет, а если щелкнуть на стороне, там появится новый узел. Так же можно редактировать и правильные многоугольники, но только после этого они станут неправильными, и их уже нельзя будет изменять с помощью диалога Многоугольник. Кроме того, в процессе редактирования многоугольники можно размыкать, а ломаные - замыкать. Для "замкнутия" просто щелкните на начальной точке ломаной, удерживая Ctrl. А для размыкания - проделайте то же самое с тем узлом, в котором вы хотите его разомкнуть.

    Наверное, пока хватит. Продолжение следует.


    Газетный дизайн

    Ну что ж, теперь продолжим "газетную" тему. Наверное, с моей стороны было очень непредусмотрительно только начать ее и тут же испариться с вашего горизонта. И Боже мой, до чего стыдно мне было получать ваши письма с взываниями к моей совести и прочим сознательным частям личности! Но теперь справедливость восторжествовала, и мы продолжаем рассказ. Сегодня - о шрифте в газете.

    Как это ни печально, газеты можно назвать современной литературой. И для создания словесных образов, на которых и основывается литература, как можно более отчетливыми и жизнеспособными, нужна такая же впечатляющая работа с шрифтами.

    Основной шрифт

    Исследования показывают, что наиболее легко глаз человека читает шрифт с засечками, а не рубленый. Оказывается, сетчатка глаза "улавливает" засечки букв, как будто цепляется за ручки. Глаз и, следовательно, мозг намного быстрее идентифицируют букву с засечками, нежели без них.

    Но здесь надо не забывать о таком моменте, как читабельность. Если печать вашей газеты, мягко говоря, не самого высокого качества (как чаще всего и бывает), то использование шрифта с засечками - не самый разумный шаг навстречу читателю. Если печатная краска не лежит на странице ровным слоем, то засечки букв, возможно, не будут даже видны. В таких случаях применение рубленого шрифта вполне оправдано.

    Определить наиболее удобочитаемый шрифт для основного текста можно только путем эксперимента. Если вы заблудились в великом множестве вариантов, мне кажется, что самый простой путь - это вовлечь в этот процесс читателей. Переложите тяжесть выбора на их плечи. В конце концов, читать газету все равно им. Пусть сами и решат, какой шрифт самый четкий. Я думаю, если вы по-человечески скажете им, что вы пытаетесь выбрать самый удобочитаемый шрифт для основного текста и без их помощи, прямо скажем, никуда, они только преисполнятся сознанием собственной значимости, и будут вам очень благодарны за то, что вы дали им поучаствовать в таком важном деле. Конечно, первые номера газеты будут иметь несколько своеобразный вид, но результат стоит того.

    Вообще газета должна иметь своего рода код, который делал бы чтение легким, а газету - узнаваемой даже без первой страницы. Может быть, это будет свой шрифт, может, какая-то манера оформления заголовков - подумайте об этом.

    Реклама

    Лучше не использовать основной шрифт для рекламы. Это будет сбивать с толку читателей. Приберегите для рекламодателей другие шрифты.

    Размер шрифта

    Наверное, я не ошибусь, если предположу, что вам не чуждо желание сделать газету легко воспринимаемой для читателей. Если текст напечатан слишком мелко, это, возможно, позволит разместить больше слов на странице и сэкономить на бумаге, но восприятие текста наверняка затруднится. Традиционно наши газеты печатались 8-м кеглем, однако сейчас в мире наблюдается тенденция к увеличению размера шрифта до 9-9,5. Это особенно приятно людям в возрасте 40-55 лет, у которых зрение уже далеко не то, что было раньше. А по результатам статистических исследований, именно представители этой возрастной категории - наиболее преданные читатели газет. Так что делайте выводы.

    То же касается и интерлиньяжа. Экспериментируйте, выбирайте самый привлекательный и удобный для чтения и пользуйтесь потом только им. Не поддавайтесь соблазну увеличить интерлиньяж, когда статья слишком короткая, и уменьшить его в обратном случае.

    Выработав однажды стиль вашего текста (шрифт, размер, интервал), используйте его последовательно на всех полосах. И пусть это будет правилом, которое нельзя нарушать.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное