Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости сайта www.dyda.info

  Все выпуски  

DarkBASIC - легко создаем 3D миры и игры!


Информационный Канал Subscribe.Ru


Номер 2 от 26 июня 2002

Номер 2 от 26 июня 2002

От редактора

  Вау! Второй номер! :-)
  Немножко интересных новостей. Немножко антипиратской агитации. :-)) Основы программирования можно пропустить, если вы знаете эти основы :-) я же их написал для новичков, в дальнейшем же планирую более глубже копать. На начальном этапе "Основы программирования" я взял из официальных источников "Медиахауса". Это конечно плагиат, но кто еще более точно может нам рассказать о DarkBASIC-е? ;-) Тем более, что делаю я это - для популяризации самой идеи "писать игры самостоятельно" и в частности продукции "Медиахауса" - DarkBASIC. Да простит меня "Медиахаус" за 100% его цитирование! :-)
   Немного FAQ с моего сайта и интересные вопросы читателей - ждут вас в конце выпуска.
  Поучаствуйте в опросе! Вопросы будут "по теме". :-))

  Замирая в глубоком пардоне, Илья Середа.

Dark Basic
Сделать в рассылке подобные опросы регулярными?
Было бы неплохо :-)
Нет плохо-плохо. :-(
Результаты голосования


Содержание номера:

      1. Новости.

      2. Где приобрести DB и надо ли это делать?

      3. Основы программирования.

      4. Вопросы и ответы.

      5. По вашим письмам.




Новости

  В Европе успешно продается диск DarkBASIC Archive стоимостью 22 евро, и содержащий сотни демонстраций, игр и исходных текстов программ за первые 4 месяца 2002 года. Интересно, из России кто-нить заказывал его? Понятно, что мы не такие богатые... Но думаю когда у нас в России сложится свой круг программистов, а не любителей DarkBASIC, можно будет скидываться и покупать диск "один за всех" (c) "Три мушкетера" :-) Немцы тоже "обзавелись" своим DarkMATTER-ом. Напомню, что этот диск в отличии от DarkBASIC Archive содержит самый последний патч + Килотонны! 3D-моделей созданных специально для DB... Народ, а может кто поделиться или скинемся? ;-) А то слюньками захлебываюсь (да и не я один), а российский издатель "Медиахаус" молчит.

  Продолжается тестирование DarkBASIC Professional. Обещанную "дату" выхода (лето 2002) никто пока не отменял, не переносил, но и нового пока ничего не говорят. А бета тестеры время от времени балуют новыми скриншотами. Вот только статические картинки рассматривать не так интересно, как посмотреть демо. А его-то пока и нет. ;-) Интересущимся могу рекомендовать для посещения сайты поддержки DarkBASIC Pro: www.realgametools.com - на английском и www.darkbasicpro.de - на немецком языках.


  Российская команда разработчиков Crow Interactive заявила о готовности рекламного трейлера игры ARMAGEDDON. Трейлер в Интернете пока не выложен, но надеюсь к следующему номеру мы это узнаем. А пока немногочисленные скриншоты вы можете увидеть на моем сайте.





Где приобрести DB и надо ли это делать?

  Кроме традиционного магазина, коробку с DB вы можете приобрести через Интернет, что называется, не поднимая "очка с дивана". Сейчас много кто занимается торговлей через Интернет, но я им не доверяю. ;-) Хотя нет, есть одно место в Интернете, где за более чем 2-х летнюю практику покупок, меня ни разу не обманули, что заказывал все присылали, и даже более того - присылали точно то, что я заказывал. :-) Я говорю про магазин "Болеро". Вот там то я и приобрел свою коробку с лицензионным DarkBASIC-ом. Если у вас демо-версия DB или вы являетесь "счастливым" ;) обладателем пиратской копии, или просто хотите приобрести DB - совету покупать именно лицензионную версию! Почему? Сейчас объясню. На это есть, как мне видиться, две причины. Если коротко, то назову их так: Поддержка и Комплектация.
  Поддержка. Часто ли вы видели, что-б наши локализаторы брались за подобные проекты, как продвижение на русскоговорящий рынок подобного пакета программ? Я не видел. Сейчас модно переводить игры, как результат производства, и торговать ими как семечками (на рынке их так много и так мало стоящих нашего внимания), чем продвигать средство производства самих этих игр. Да и конкурента DB среди подобных программ на русском языке просто нет. Стоимость DB за бугром составляет более 40$, у нас же не более чем 22$. DB стоит этих денег, вы же не отказываетесь его использовть - значит все же стоит. Фирма "Медиахаус" - это не Microsoft и больших прибылей на этом проекте она не сделает, поэтому, ребят НАДО поддержать в их начинании. Иначе ни патчей, добавляющих новые фичи, ни долгожданного DarkBASIC Pro на русском языке, мы так и не дождемся. Не всегда российская любовь к халяве стоит того.
Лицензионный DarkBASIC: 2CD в коробке с документацией и
кучей бесплатных фенечек. Купить сейчас!

  Коплектация лицензионного DB - это песня. В красивой коробке, на фото она выглядит не так привлекательно как в реальности, кроме регистрационной карточки вы получите ДВА компакт диска с DarkBASIC-ом и кучей-кучей программ к нему: например, альтернативный редактор на русском языке, которым я настоятельно рекомендю пользоваться, вместо стандартного; программы демонстрирующие возможности языка, исходные тексты игр и сами игры! Отдельное спасибо ребятам из "Медиахауса" за отлично переведенную и составленную книгу - руководство пользователя. Поверьте, очень многие вопросы поднимающиеся в форуме, легко решаются, если заглянуть в это руководство! Кроме справочного материала по всем командам языка, вы там найдете учебник, как сделать свою игру!
  Итак, если вы готовы приобрести лицензионный диск DarkBASIC, то

нажимайте сюда и вы окажитесь на страничке формирования заказа. Пишите свой адрес, выбирайте способ доставки и оплаты (рекомендую предоплату через банк - быстрее пришлют). Ждать не долго - я заказывал доставку по почте и получил коробку через две недели.
  Можно купить и через "Медиахаус". Правда я не пробовал. Но по стоимости, насколько я знаю - никакой разницы с "Болеро".




Основы программирования.

  Если вы знакомы принципами написания программ на языке БЕЙСИК, то изучая DarkBASIC ничего нового вы не узнаете, кроме новых команд.
  Для тех же, "кто в танке", я замечу, что:
  - в DB вы можете использовать переменные для хранения данных (целых числел, чисел с дробной частью, строк текста). Все эти типы данных для DB различны и их можно хранить в соответствующих переменных, например: f - хранит целые числа, f# - числа с дробной частью, f$ - можно сохранить строку текста.
  - можно использовать массивы числел. Простой массив объявляется как, например: DIM assa(10). Т.е. переменная assa содержит массив для 10 чисел. Можно испольовать двумерный массив, например: DIM assa(10,10). Более подробно об азах программирования вы можете прочитать в "Руководстве пользователя" на страницах 9-12.
  - опраторы отношений, т.е. "равно", "неравно", "больше", "меньше". Страница 13 "Руководства пользователя".
  - булевы операторы: and и or. Страница 14 "Руководства пользователя".
  Далее я предлагаю несколько уроков по основам программирования. Для более детальной и полной информации - рекомендую обратиться к первоисточникам. А это компания "Медиахаус" и "Руководство пользователя", которое вы получаете в коробке с лицензионным DarkBASIC-ом.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Вы хотите создать программу прямо сейчас и оставить серьезное изучение DarkBASIC на потом? Что ж! Давайте приступим:

Первые пять шагов позволят вам достичь следующих результатов:

1) Выполнить первую команду!
2) Создать первую программу!
3) Создать вторую программу, намного лучше первой!
4) Создать первое самостоятельное приложение!
5) Найти и запустить вашу программу!

Вы получите инструкции, что и как делать на каждом этапе.

ШАГ 1
ВЫПОЛНЕНИЕ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ

Несомненно, вы уже заметили ряд кнопок на экране: две большие желтые кнопки вверху справа и несколько меньших кнопок с текстом вверху слева. Так выглядит редактор DarkBASIC - проще не бывает!

Для выполнения команды можно пользоваться интерфейсом командной строки (Command Line Interface), сокращенно CLI. CLI, например, можно использовать для ознакомления с командами без предварительного написания программы.

Войдите в CLI. После этого наберите следующее:

PRINT "Всем привет!"

Далее, нажмите клавишу RETURN (она же ENTER). Клавиша RETURN используется для выполнения командной строки. Команда выведет на экран строку "Всем привет!". В CLI можно войти с помощью кнопки CLI, расположенной в верхней части экрана. На страницу справки можно вернуться, нажав кнопку EXIT, расположенную на панели CLI.

ШАГ 2
СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ

Для создания программы необходимо набрать в редакторе последовательность команд. Проще всего попасть в редактор с помощью клавиши F11. Вернуться из редактора на страницу справки можно, повторно нажав клавишу F11. Данную клавишу можно использовать всякий раз при переходе из редактора в справку и обратно.

Перейдите в редактор и наберите следующую программу:

DO
PRINT "Привет еще раз!"
LOOP

Программа начнет выполняться, но в какой-то момент вам потребуется прервать ее выполнение, выйти из работающей программы и возвратиться в редактор. Это можно сделать, нажав клавишу F12.

Находясь в редакторе, нажмите клавишу F5, чтобы откомпилировать и запустить программу. Через несколько секунд нажмите клавишу F12 для возврата в редактор. Для возврата в справку, нажмите клавишу F11.

ШАГ 3
СОЗДАНИЕ ВТОРОЙ ПРОГРАММЫ, КОТОРАЯ ЕЩЕ ЛУЧШЕ ПЕРВОЙ

Написание первой программы заняло у вас всего несколько минут. Теперь вы - настоящий программист, несмотря на то, что в вашем "багаже" всего три команды. Теперь нужно сделать что-нибудь впечатляющее!

Сейчас мы создадим программу, которая наверняка удивит ваших друзей. Вместо того чтобы тратить еще полчаса на написание очень длинной программы, воспользуйтесь уже приготовленной. Просто скачайте архив
отсюда. Это саморазворачивающийся архив с исходным текстом программы. Загрузите файл CAVERUN.DBA в DarkBASIC и Вы увидите исходный код программы.

После того, как вы создали и запустили программу, выйдите из нее, нажав F11, и продолжите урок.

ШАГ 4
СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ

Программы, которые вы до сих пор создавали, можно было запускать только из редактора DarkBASIC. Если вы хотите запустить их вне DarkBASIC, вам необходимо создать из своей программы самостоятельное приложение. Такие приложения не только не зависят от наличия в системе DarkBASIC, но и защищают ваш исходный код и файлы ресурсов.

Файлы ресурсов, т. е. растровые изображения, звуковые эффекты, музыка, анимация, трехмерные объекты и файлы данных, применяемые для создания звука и изображения, вещь очень важная, особенно при написании игровых программ.

Существует два типа самостоятельных приложений. Первый тип не сохраняет файлы ресурсов внутри исполняемого файла, а второй тип сохраняет. Поскольку наша вторая программа использует файлы ресурсов, мы будем пользоваться вторым типом.

Если вы вернетесь в редактор, то ваша вторая программа все еще должна быть на экране. Нажмите F7, чтобы выбрать диалоговое окно "СОЗДАТЬ ФИНАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ", затем придумайте и введите имя исполняемого файла. Для создания исполняемого файла нажмите кнопку "СОЗДАТЬ", после чего вернитесь в систему справки.

ШАГ 5
ПОИСК И ЗАПУСК ИСПОЛНЯЕМОГО ФАЙЛА

В большинстве случаев это означает выход из среды DarkBASIC. Если вы работаете вне DarkBASIC, необходимо знать, как находить и запускать свой исполняемый файл. Иначе, как же вы сможете похвастаться своими программами?

Теперь вам придется выйти из среды DarkBASIC, чтобы найти исполняемый файл, который вы только что создали. Поиск не затруднит вас, если вы помните имя этого файла. Все исполняемые файлы можно определить по их расширению ".EXE". DarkBASIC автоматически присваивает имени исполняемого файла данное расширение, если оно не было задано пользователем.

Если вы помните, в каком каталоге установлен DarkBASIC, то ваш исполняемый файл находится в каталоге DarkBASIC SOFTWARE\DarkBASIC\HELP\FAST\CAVERUN. В противном случае нажмите кнопку ПУСК -> НАЙТИ -> ФАЙЛЫ И ПАПКИ... и введите имя исполняемого файла. После того, как найдете файл, запустите его обычным способом: наведите курсор на имя файла и нажмите дважды левую кнопку мыши (или нажмите правую кнопку мыши и в появившемся меню выберите команду ОТКРЫТЬ). Для выхода из программы используйте клавишу ESCAPE. 15-минутный урок окончен. Команда разработчиков DarkBASIC и компания "МедиаХауз" желают Вам успехов. Дерзайте!

Для выхода из Dark Basic нажмите кнопку EXIT в верхнем правом углу экрана.

  На сегодня все. Продолжение в следующих выпусках. От простого - к сложному!





Вопросы и ответы.

  Где можно создавать 3D модели для Dark Basic-а?
  Специального редактора моделей для ДБ нет. Можно использовать распространенные 3D редакторы различных производителей, но позволяющие записывать созданные вами модели в формат .X или .3DS Я бы рекомендовал вам 3D Studio MAX.

  Кто знает где достать ХОРОШИЙ конвектор?
  Попробуй 3D Exploration, с помощью него можно достаточно большое количество форматов смотреть и сохранять. Ну и можно DBConv.exe конечно, использовать, только он проще и работать с ним неудобно.Но весит 811 кб

  Подскажите пожалуйста, как в 3D Exploration натягивать текстуры или делать так, чтобы .x объекты были с текстурами.
  В 3d exploration'е нет такой функции. Он вообще узкий специалист - предназначен для просмотра 3d моделей и перекидывания их в другой формат.

  Вобщем когда я запихиваю в 3d exploring *.3DS он нормально переваривает этот формат, когда я пересохраняю файл под *.X то он его разворачивает на 90% (то е что было мордой в обьекте стало низом(пушка встала на дуло) и в DB он также мордой вниз) Чо за фигня подскажите плз И как исправить, может сохраняю не так?
  Вариант 1. В 3d exploring когда выбираешь Save As, там есть кнопка Transform. В выпавшем меню выставляй Rotation как тебе нужно.
  Вариант 2. Так и должно быть. Когда сделаешь объект в 3DMAX, разверни его в виде perspective по оси х на 270 градусов и при конвертировании в .x все будет нормально.

  Народ поскажите (только по подробнее) как из 3dmax-а импортировать обьекты в DB (и вообще это возможно без перевода в другие форматы, кроме .max
  Вобщем, в 3Д Макс нажми на EXPORT, там выбери формат 3DS и дерзай! :))

  Mожно ли в DB использовать модели, созданные в 3dmax.
  Да. В 3d Studio можно сохранять файлы в формате *.3ds С ними Дарк работает без проблем. Или попробовать конвертнуть их в формат *.X программой DBConv.exe в каталоге tools, после установки DarkBaic-а. Дарк все равно будет конвертить "3DS" в "X", он эту работу возьмет на себя. Отсюда вывод - объекты будут грузиться дольше. Так что лучше один раз самому сконвертить в "X" и загружать процессор компа игрой и спецэффектами, чем пустой тратой времени. Тоже самое, кстати, рекомендуют делать и сами разработчики... А свежих 3D-моделей можешь взять
здесь.

  Срочняк надо софт для анимации 3Д моделей, поддерживающий формат ".Х". Кто чем для этого пользуется?
  Ну например можно использовать 3Dstudio MAX а потом конвертить в X или что-то еще, к примеру, на www.directx-on-cpp.narod.ru, есть плагины вместе с вьюером х-моделей

  Обьекты из 3Dmax непереносятся,Help!!!
  Есть два решения, то есть ответа на этот вопрос. 1). Есть программа на 2м диске с Дарком. Называется по-моему 3D Exploration. Вот там и можно сохранять как угодно и что угодно! 2). В 3DSMAX в меню File есть кнопочка Export. Сохраняем модель в файлё 3ds. Из дарка можно спокойно загрузить модель такого формата!


  Если у вас есть, что дополнить или исправить или подсказать - не стесняйтесь! :-)




По вашим письмам.

From: Олег Зарянский
Sent: Saturday, June 22, 2002 2:18 PM
Здравствуй Илья!
Я вот тут подумал. Если аэропорт не воссаздовать по средствам расставления объектов по координатам, а нарисовать его полностьтю в 3D Max и сохранить как отдельнай файл. Затем заугрузить его как ландшафт, только задав точки привязки.
Это возможно, или Васик не воспримет этот ландшафт?
Файл же получается один. И тогда для каждого аэропорта надо иметь свой файл. Это почти тоже самое, что и отдельный файл пользователя, так как там тоже, для каждого аэропорта должен быть свой файл.
Вопрос ?2. Если всетаки можно пойти выше изложенным путем, то воспримет Васик его (ландшафт) как твердотельный обект или этого можно добиться путем не хитрого написания парочки строк в Васике?

Если тебе нужно с фотографической точностью сделать ландшафт территории аэропорта (попробуй программу Terrain Toolz). Тогда можно схематично расположить объекты аэропорта (здания, сооружения, самолеты). При этом возможно, что вся информация по одному аэропорту будет занимать меньше места и будет более мобиьной, в случае небольшого исправления/подправления. Если все делать в 3DMax-е, возможны геморрои, спроси у Van-а (evgenia@pursatcom.ru). Еще вариант - использовать спец прогу для генерации не только ландшафта, но и всей 3D сцены: LevelMaker или 3D Map Editor.
Твердотельный объект можно сделать используя и экспериметнируя с COLLISION.

From:
Sent: Friday, June 21, 2002 9:14 AM
> Привет Илья!
> Купил лицензионную версию 1.09с скачал апгрейд до 1.13 он проработал 30 дней и просит лицензионный диск, обращался в службу поддержки ноль эмоций.
> Что посоветуете в некоторых исходниках ищет загрузку файлов - например в Terrain Toolz.
> С уважением Андрей.

апгрейд до версии 1.13 существует только для английской, немецкой и французской версии DarkBASIC-а. Для русской версии upgrade-а нет. Версия 1.13 добавляет набор команд для работы в локальной сети, больше ничего. Если вам эти спец.команды не нужны - не ставьте английский апгрейд на русскую версию программы.

From: Олег Йовенко
Sent: Thursday, June 20, 2002 10:36 AM
Можно тебя спросить вкратце:
делаю потдержку сети и как-то не врублюсь:

rem вот так создаю игру (сервер)
PERFORM CHECKLIST FOR NET CONNECTIONS
SET NET CONNECTION 2,"192.168.100.12"
CREATE NET GAME "prob_net", "Player1", 2

rem вот так подключаюсь к игре (клиент)
PERFORM CHECKLIST FOR NET CONNECTIONS
SET NET CONNECTION 2,"192.168.100.12"
PERFORM CHECKLIST FOR NET SESSIONS
JOIN NET GAME 1,"Player2"

rem пока всё нормально - всё подключено, дальше с сервера передаю координаты:
SEND NET MESSAGE FLOAT 0,x#
SEND NET MESSAGE FLOAT 0,y#
rem на клиенте принимаю (я так понял):
GET NET MESSAGE
x#=NET MESSAGE FLOAT()
GET NET MESSAGE
y#=NET MESSAGE FLOAT()

rem итог: я принимаю только одну и туже координату (x#)
принимается только X и притом один раз.... :(((
а вообще, передаётся название переменной или её содержимое или и то и другое?
в чём проблема?
За ранее благодарен! Олег.

Если честно - фиг его знает. Я с сетью не работал. У меня версия 1.09с стоит, а у тебя 1.13. Доку внимательней прочитай, а еще лучше примерчик какой нить раздобыть...
На моем сайте есть ссылка в "Новостях" на "кучу примеров" в исходниках, там посмотри может найдешь чего. Напиши мне, если справишся с этой проблемой, я в FAQ помещу твой ответ для будущих поколений. :-) Сам я тоже попробую как-нить твой пример...

From: Van
Sent: Wednesday, June 19, 2002 5:12 PM
да я пытаюсь использовать вместо матрицы 3d объект! тоесть я создаю в 3ds max полянку с холмами с деревьями и т.д. потом использую её в игре,как матрицу! тоесть мой персонаж ходит по это полянке, поднимается на холмы и т.д. а вот сделать это у меня не получается ! помоги!
ПРивет, Илья! наверное ты меня не понял! передвижение сделать легко! на матрице я пробовал! у меня не получается задать координату Y, то есть у меня не получается передвижение по моему 3D-объекту. мой персонаж не перемещается по координате Y соответственно сцене! он либо проходит сквозь сцену, лобо останавливается! помоги решить мне эту проблему!

Наверное у тебя 3D-объект не точно спозиционирован по осям. Не помню какая команда (загляни в руководство), которая позиционирует объекты в пространстве.
А что-б персонаж не проходил сквозь стены, используй "коллизии".


Выпуск закончил в 11:00мск


(C) 2002 Илья Середа
http://darkbasic.narod.ru - это и так понятно :-)
    http://virland.narod.ru - "Домашняя киностудия"
     http://sereda.narod.ru - "ВАЗ 1111 ОКА"

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное