Итак, мы научились изменять свойства компонентов во время
проектирования программы. Это очень легко и удобно. Но иногда бывает нужно
что-то изменить уже в процессе работы программы. Можно ли это сделать,
изменяя свойства компонентов? Например, поменять название на кнопке, изменить
размер и цвет формы и т.п.?
Да, конечно. Свойства компонентов можно изменять во время работы приложения,
т.е. программно. Для этого надо написать строку, в которой свойству с
помощью оператора := присваивается
нужное значение. Давайте разберемся.
1. Откройте Delphi. Поместите на форму две кнопки Button1
и Button2. Кнопке Button1
поставьте свойство left= 50.
В результате, кнопка окажется на расстоянии 50 пикселов слева от начала
формы. Кнопку Button2 поместите ниже.
2. Два раза щелкните по кнопке Button2
и между строками begin ... end
введите: button1.Left :=250;
Составное имя button1.Left необходимо для указания компилятору, о каком
объекте идет речь: в нашем примере используются 3 компонента (форма и
2 кнопки) и каждый из них имеет свойство Left; префикс Button2 заставляет
изменить это свойство у кнопки с именем Button2.
3. Запустите программу. Посмотрите, что происходит. Мы изменили
свойства объекта не с помощью Инспектора Объектов, а в режиме выполнения.
4. Закройте программу. Вы вернетесь в режим проектирования.
Откройте модуль программы- это то окно, которое находится позади формы,
щелкнув по нему мышью или нажав F12.
Давайте внимательно посмотрим на это окно- код вашей программы:
Если уметь ее читать, то это окно может многое рассказать:
1. Наш файл, пока не сохраненный называется Unit1:
2. В программе используются 3 объекта: форма с именем Form1
и 2 кнопки с именами Button1 и Button2.
3. В программе используется только одна процедура- процедура
обработки щелчка второй кнопки.
4. Текст самих процедур записывается после раздела implementation
и заключается в конструкцию begin...end.
А Вы догадались, как читать код?
Самостоятельно:
измените программу так, чтобы при нажатии на первую кнопку форма приобретала
красный цвет, а при нажатии на вторую кнопку: синий и посмотрите как
меняется окно кода.
Скачайте программу "Нажималка".
Сделайте такую же.
Примечание: данный и следующие
уроки содержат практику, которую нужно много отрабатывать. Запомните,
умение писать программы- это такое же практическое искусство как и умение
плавать. Сидя на берегу плавать не научишься.
А поэтому несколько советов:
не ограничивайтесь моими уроками, больше работайте сомостоятельно,
придумывайте себе задания, создавайте небольшие программы;
каждый урок содержит или разъясняет один прием или тему, следовательно
после каждого урока Вы сможете создавать свои собственные программы,
используя новые знания.
если Вы придумаете задания, которые лучше моих, интереснее моих, или
просто желаете поделится своими идеями и задумками, то, пожалуйста,
напишите: e-mail: rk@rikt.ru
если Вам что-либо не понятно, или не получается, напишите, постраемся
помочь.