Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Програмиирование iPhone и iPod Touch для начинающих


Перед тем, как начать писать программы для iPhone, нам необходимо иметь основанный на Intel'e Macintosh, который управляется операционной системой Leopard (OS X версии 10.5.6 или новее). Любой Macintosh компьютер - переносной (laptop) или настольный (desktop) - выпущенный с середины 2006 года - сможет подойти на эту роль. Не обязательно иметь самую последнюю модель, так как, в принципе, вся серия моделей MacBook или Mac Mini могут сносно справится с поставленными перед ним задачами.

Для того, чтобы влиться в ряды разработчиков iPhone, необходимо пройти регистрацию на сайте: http://developer.apple.com/devcenter/ios/index.action . Компания Apple требует пройти этот шаг для того, чтобы вы получили возможность закачать iPhone SDK (Software Development Kit). Нажмите кнопку Get Started на странице сайта, чтобы перейти на этап регистрации. Если у вас уже есть Apple ID, вы сразу после логинизации получаете доступ к панели, где выложена документация, видео, образцы кода и прочее. В противном случае, вам необходимо будет его создать (Create an Apple ID) и пройти процедуру ввода всех необходимых для этого данных.

Один из самых важных компонентов iPhone SDK это Xcode - интегрированная среда разработки от Apple (так называемая IDE). Xcode включает инструменты для создания и отладки (debugging) исходного кода, компиляции приложений и оптимизации их производительности (performance tuning).

В бесплатный пакет SDK входит симулятор (simulator), который позволит вам запускать большинство программ, расчитанных для iPhone, на самом компьютере. Хотя это неплохо для целей обучения, тем не менее эта возможность симуляции не позволит нам закачать новоиспечённую програмку на сам смартфон (или iPod touch). Симулятор также не дает права дистрибутировать приложения на Apple's iPhone App Store в целях их последующей продажи или бесплатного распространения. Следует отметить, что симулятор не поддерживает такие аппаратные особенности iPhone, как акселерометр (accelerometer) или фото-камеру для съемок. Для любознательных хочу отметить также, что акселерометр начал применяться впервые не в самих смартфонах, а в мобильных роботах и авионике, где он получил свою путёвку в жизнь ещё раньше.

Для полноценного теста работы приложения с выгрузкой на iPhone, необходимо купить (или, что то же самое, подписаться на) так называемый стандартный пакет (Standard program) стоимостью в $99 на год: http://developer.apple.com/programs/ios . Подобная подписка даёт возможность получить доступ к дополнительным ресурсам и средствам разработки, технической поддержке и, что может быть самое важное, выгодное и приятное, - к размещению приложения в виртуальном магазине, т.е. для распрострения и продаж своего детища через Apple's App Store.

Так как iPhone является постоянно подключенным к беспроводной инфраструктуре мобильного оператора, компания Apple вынуждена была наложить некоторые ограничения для разработчиков при написании кода. Это было сделано с целью минимизации распространения по сети вредоносных програм и причинению ущерба их работе и скоростному режиму.

Основным языком программирования для  iPhone является Objective-C. Этот язык является продолжением, расширением (или развитием, кому как удобно) стандарта языка ANSI C. Это расширение сделало обычный язык С объектно-ориентированным, свойства объектности  которого были взяты из уже объектно-ориентированного на тот момент сильного языка Smalltalk. Таким образом, Objective-C - это объектно-ориентированная ветвь языка С, построенная на специфике одного из самых первых объектно-ориентированных языков Smalltalk.  

Для тех, кто хочет ознакомиться с базой языка Objective-C, можно обратиться по ссылке: http://developer.apple.com/library/ios/#documentation/Cocoa/Conceptual/ObjectiveC/Introduction/introObjectiveC.html 

Вторая по важности компонента это Cocoa - библиотека классов (application frameworks) или промежуточная "инфраструктура" между базовыми контструкциями языка и самим приложением. Она является родным програмным интерфейсом (API) операционных систем семейства Mac OS X и облегчает разработчику при написании програм для этой среды (своего рода аналог Win32 API от Microsoft). Cocoa Touch, которая входит составной частью в iPhone SDK, и построена на Objective-C версии 2.0 использует базовые наработки Cocoa API. Cocoa Touch нацелена на аппаратные особенности гаджетов iPhone/iPod/iPad, которые не "прописаны" в самой операционной системе Mac OS X и поэтому уникальны для устройств, которые работают под семейством операционных систем iPhone OS (или в новой редакции - iOS). Cocoa Touch придерживается парадигмы MVC (Model-View-Controller), которая позволяет ей чётче разделять логику программы и внешний интерфейс пользователя. Этот принцип нашел свое отражение в XCode IDE, в котором присутствует так называемый Interface Builder.

После июня 2010 Apple начала называть различные версии своей мобильной операционной системы iPhone OS под общим названием iOS. Это было вызвано появлением четвертой версии iPhone OS и выходом на рынок других аналогичных мобильных (и не совсем мобильных) устройств iPad и Apple TV, которые также работают под управлением этой системы. Таким образом, база приложения своего приложения (я полагаю тавтология здесь уместна) значительно расширилась, и тем специалистам, которые решили первоначально вкладывать свое обучение в программирование только iPhone устройств улыбнулись новые возможности реализации своего таланта.

Интересные факты: на конец октября 2010 Apple's App Store насчитывал более 300,000 приложений, написаных для iOS, которые были скачаны около 7,5 миллиардов раз.

До следущего гейма.



В избранное