ВНИМАНИЕ
! ! ! Перед вами рассылка сайта http://grafm-web.narod.ru
. Размер каждого письма не будет превышать 8 кб. Подробно изучив каждое
письмо из этой рассылки вы познакомитесь со средой программирования Delphi.
Создайте на своем компьютере папку book и поместите в нее все файлы из рассылки,
у вас получится краткий учебник по Delphi. Если вы заинтересуетесь этим языком
программирования, вы можете получить полноценную программу для обучения работе
в среде Delphi. Причем обучение будет вестить из самой оболочки Delphi, тоесть
наглядно. Найти эту обучающую программу вы можете на сайте http://grafm-web.narod.ru
. По всем вопросам вы можете обращаться по электронной почте: grafm-web@yandex.ru
С помощью типов данных программист указывает
компилятору, как хранить информацию в программе. При объявлении
переменной необходимо указать ее тип. Одни типы уже определены в языке,
другие программисту приходится задавать самому. В ранних языках
программирования допускалось ограниченное число типов данных, и Pascal
оказался одним из первых языков, допускающих определение в программе
новых типов. Типы данных, определяемые пользователем, обычно
задаются в разделе определения типов программы или модуля (unit), однако
это можно делать и внутри процедур или функции. Объявления типов
действуют в пределах того блока, в котором они размещены. Вне этого
блока ссылаться на такие типы нельзя. Внутри же они заменяют все внешние
типы с тем же именем. Объявленные типы данных можно применять в любом
месте области их видимости; запрещена только ссылка определяемого типа
на самого себя (тут, однако, есть одно исключение, касающееся
указателей). Объявления типов в Pascal являются
для компилятора чем-то вроде схем, которые он должен запомнить на
случай, если вдруг встретит в программе ссылки на тот или иной тип. Само
по себе объявление типа не вносит в программу никаких изменений.
Что же касается объявлений var, то они задают
компилятору некоторые действия, связанные с ранее объявленными типами.
Тип переменной ограничивает как ее значения, так и операции, которые
можно выполнять с этими значениями. Определения
типов и переменных могут размещаться в нескольких местах компонентов
программы. Выглядят же они следующим образом.
type typel = type
definitioni;
//Новые типы данных определяются в разделе "type". Каждому новому
// типу присваивается имя, затем он определяется через уже
//существующие типы. type2 =
type__definition2; // В одном
разделе "type" можно объявить несколько типов.
//Самое простое определение типа состоит из имени типа,
type3 =
typel;
// определенного ранее.
// Новые переменные объявляются в
var
// разделе "var". Каждой новой
var1: type
definitions;
// переменной сначала присваивается имя, а затем — тип (на основе
// ранее определенных типов).
var2, var3: type
definition4; // В одном разделе "var" можно объявить
несколько переменных.
// Нескольким переменным можно присваивать один и тот же тип.
var4 :
typel;
// Программу легче читать, если переменным присвоены
//существующие типы.
Синтаксис Object Pascal позволяет одновременно
конструировать исключительно сложные типы и определение переменных.
Однако определение типов в разделах type тех или иных блоков дает
возможность использовать эти типы в разных частях программы. Новые типы
определяются из типов следующих категории.
Простые типы для хранения информации в форме чисел и других
"упорядоченных" значении.
Строковые типы для хранения последовательностей символов.
Структурные типы для одновременного хранения информации разных
типов.
Указательные типы для косвенного обращения к переменным заданных
типов.
Процедурные типы для обращения к процедурам и функциям,
рассматриваемым как переменные.
Вариантные типы для хранения в одной переменной данных различных
типов.
Обычно идентификаторы типов используются только
при определении новых типов или объявлении переменных. Есть, однако,
несколько функций, в которых имя типа может использоваться как часть
выполняемого оператора. Например, функция SizeOf (Т) возвращает
количество байтов, занимаемых переменной Т.
Функция SizeOf очень важна для написания эффективных программ. Многие из
определенных в Object Pascal типов имеют очень сложную структуру и могут
занимать в памяти довольно много места. При этом элементы таких типов
созданы скорее для представления значений в некотором логическом
порядке, а не для того, чтобы занимать место в памяти. Функция SizeOf
избавляет программиста от необходимости вычислять объем данных в
подобных случаях.
ВНИМАНИЕ
! ! ! Перед вами рассылка сайта http://grafm-web.narod.ru
. Размер каждого письма не будет превышать 8 кб. Подробно изучив каждое
письмо из этой рассылки вы познакомитесь со средой программирования Delphi.
Создайте на своем компьютере папку book и поместите в нее все файлы из рассылки,
у вас получится краткий учебник по Delphi. Если вы заинтересуетесь этим языком
программирования, вы можете получить полноценную программу для обучения работе
в среде Delphi. Причем обучение будет вестить из самой оболочки Delphi, тоесть
наглядно. Найти эту обучающую программу вы можете на сайте http://grafm-web.narod.ru
. По всем вопросам вы можете обращаться по электронной почте: grafm-web@yandex.ru