Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Потребительское Общество - практика деятельности


Два доклада их "раздатки" конференции:

 

                                                Доклад по теме:

                                                                       МОСКОВСКАЯ  МЕЖДУНАРОДНАЯ  ПРОГРАММА  ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                      В СФЕРЕ  ГОРОДСКОЙ   ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ «КООПЕРАТИВНАЯ АКАДЕМИЯ»

                                                                                                                              С.В. Кибальников-

                                                                                                                               д.т.н., проф. МГУ, председатель совета ПО «МКТА»

                                                                                                                               Н.М. Павлов -

                                                                                                                               председатель совета ПО «МКС»

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

В традиционной системе профессионального образования усугубился разрыв теории, практики, новаций и быстрое устаревание учебных программ. В наибольшей степени это касается потребительской кооперации. В Российском университете кооперации учат так же, как в академии им. Плеханова и других экономических ВУЗах. Работа главной кооперативной организации страны – Центросоюза ничем не отличается от аналогичных коммерческих организаций.  

Само слово – кооперация было скомпрометировано во время перестройки.  Между тем, кооперативные структуры на Западе добились значительных успехов. Одной из таких структур является Мондрагонская кооперативная корпорация (www.mcc.es).

Появились новые формы и методы обучения, за которые люди реально платят серьезные, для образовательных услуг, деньги. Мотив обучения – получение государственного диплома, сменяется мотивом получения знаний, как конкурентного преимущества личности. Получило распространение обучение в виде тренингов, возникли не только модные названия: тьютор, коучинг и т.п. но и иное содержание в образовательном процессе.

Образование из сферы государственного руководства уходит в   корпоративные рамки со своими потребностями. По данным компании Corporate University Xchange (CUX), число таких университетов за последние десять лет увеличилось с 400 до 1600, и если сложившаяся тенденция сохранится, то к 2010 г. так называемых корпоративных университетов станет больше, чем обычных.

По форме Кооперативная Академия – это корпоративный университет, цель которого создание профессиональных компетенций у сотрудников и пайщиков потребительских обществ, организуемых в городской социальной сфере, в сфере ЖКХ, в социальной сфере крупных промышленных предприятий города Москвы, московского и других российских регионов.

Анализ опыта корпоративных университетов и возможностей  позволил нам предложить новую модель подготовки кадров.  Её отличием является перенос центра тяжести при научении персонала на профессиональные сообщества внутри предприятий. При соединении образования и профессионализма возникает новое качество – самообучаемая организации, мотивированная  на постоянный поиск новых конкурентных преимуществ.

Предприятия городской социальной сферы и сферы ЖКХ становятся пайщиками -учредителями Кооперативной Академии, которая обеспечивает подготовку профессионалов – наставников, реализующих концепцию непрерывного обучения внутри своего профессионального сообщества.

Кооперативная академия – это инновационный производственно-образовательный проект, объединяющий потребительские общества с их реальными проблемами, и учебные заведения, имеющее опыт создания и проведения профессиональных программ  повышения квалификации. Академия создается, как универсальная инновационная площадка системы потребкооперации для экономии средств на подготовку кадров и аккумуляции опыта и знаний профессиональных сообществ.

 

СТРУКТУРА КООПЕРАТИВНОЙ АКАДЕМИИ

При помощи мультимедийных Интернет технологий реализуется система непрерывного обучения без отрыва от рабочего места и организуется выборочный контроль за качеством исполнения служебных функций  со стороны экспертов и профильных кафедр КА.

ПО «МКС» КУ «Кафедра финансовых инноваций КУ «Кафедра автоматизации бухучета ПО» КУ «Кафедра технологий в ЖКХ» КУ «Кафедра кооперативного управления» Муниципальные образования и органы власти Бух - сообщ Инж. сообщество Директ сообщво Предприятия сферы ЖКХ…..

Инновационный поиск авторских программ и передового опыта идет не только в среде преподавателей, но и в среде профессионалов, работающих  в сфере потребкооперации.

Осуществляется сбор и накопление базы знаний профессионального сообщества. На её основе и постоянной доработки строится передача передового опыта и постоянно пополняется база данных профессиональных знаний. Уникальной особенностью модели Академии является возможность эффективного комбинирования специфических требований потребительских обществ и оригинальных технологий и методик обучения.

 Основой является так называемый - eLearning Server – современное программное обеспечение, позволяющее создать в Интернет/Интранет учебные центры дистанционного обучения (http://www.learnware.ru). Создаваемые с помощью eLearning Server учебные центры Академии обеспечивают весь цикл дистанционного обучения:

- регистрацию учебных курсов, слушателей и преподавателей, ведение их личных дел;

- публикацию учебных материалов, упражнений и тренингов;

- учет статистики обучения, как для преподавателя, так и для учащихся в электронной ведомости и в электронной зачетке;

- формирование и ведение расписания, синхронизованного по времени между участниками учебного процесса;

- возможность привязки к аудиторному фонду и другим учебным ресурсам;

- интеграцию с платежными системами, внутренний счёт обучаемого;

- формирование ролей для гибкого перераспределения функций каждого пользователя;

- использование адаптивных методик обучения (содержание обучения определяется по результатам статистики учебного процесса, прохождения контрольных точек);

- возможность автоматического выставления оценок;

- ведение учебной деятельности как на уровне поддержки традиционных форм обучения (очных, заочных), так и полностью дистанционных;

- различные средства общения: форумы, графические чаты, виртуальные классы, тренинги, видеотрансляции.

 

МЕТОДОЛОГИЯ  ПРОДВИЖЕНИЯ  ПРОЕКТА

Методологический центр располагается в Потребительском обществе «МКС», стратегическими партнерами которого являются Вольное экономическое общество Москвы и  Мондрагонская Академия.

 ПО «МКС» осуществляет продвижение Кооперативной Академии путем использования «площадок» Правительства Москвы, Союза малых городов РФ Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и других общественных объединений муниципальных образований и предприятий промышленности Российской Федерации.

 В обучаемых подразделениях устанавливаются веб-камеры для проведения Интернет конференции. Учёба идет как коллективно, так и индивидуально. Проводимые тренинги записываются в видеофайлы  и анализируются, как членами профессиональных сообществ, так и экспертами, а из лучших решений создается образцовая методика.

Для создания курсов используется технология eAuthor - конструктор дистанционных курсов - предназначен для преподавателей учебных заведений, учебных центров, сотрудников отделов разработки и авторов учебных курсов и позволяет достаточно просто и эффективно создавать электронные учебные курсы, тесты, упражнения и другие виды электронных учебных пособий.

eAuthor – позволяет: (http://www.learnware.ru)

- создавать структуру курса: разделов, частей, занятий, включающих цели обучения, контрольные занятия и тесты, теоретический и практический материал;

- ручное и автоматическое разбиение сплошных текстов на части - лекции, занятия и т.п.;

- структурирование и управление учебным материалом: в тексте могут быть указаны определения, примеры, примечания, важные мысли и прочие понятийные

единицы - для отображения учебного материала;

- размещение блоков тестирования как непосредственно в лекционном материале в качестве входного, промежуточного или итогового контроля, так в отдельном аттестационном блоке;

- использование результатов тестирования для дальнейшего контроля знаний;

- возможность интеграции внешних программ (редакторов) для обработки и правки мультимедийных объектов;

- поддержка стандартов и спецификаций SCORM, AICC, IMS, LOM, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы);

- создание интерактивных тренингов, ситуационных игр или интерактивных практикумов, где можно протестировать умения обучаемых или показать им правильные действия или модель поведения;

- возможность создания защищенных от несакционированного использования изданий;

- возможность включения в публикацию файлов форматов DWF (чертежи), VRML (интерактивные 3D-объекты), PPT, PPS (презентации) и ряд других;

- интеграция с eLearning Server.

Ответственность Кооперативной Академии заключается в системе непрерывного контроля качества научения. Выработка методики и постоянная аттестация сотрудников (измерение рейтинга). Формирование системы планирования карьеры и заработка самим соискателем. Выдвижение инновационных проектов и расчет экономического эффекта от новых технологий.

 

                                                                  Доклад по теме:

                                                                  «Муниципальная система эффективного

                                                                   управления многоквартирными домами

                                                                   потребительским обществом жителей»

                             В.В. Киселев – глава Управы «Митино» СЗАО г. Москвы,

                                                                                                    к.э.н., член корр. Муниципальной Академии  коммунального

                                                                                          хозяйства РФ

                                                                                                                    К.П. Дьяченко – зам председателя Совета парламентского

                                                                                                         Центра «Кооперация и социальный прогресс», 

                                                                                                         председатель правления  ПО «МКС»                                                                                                               

 

 

 

   

         Общественный совет Минрегионразвития в октябре 2006 года обобщил некоторый опыт работы по реформированию сферы жилищно-коммунального хозяйства путём самоорганизации и самоуправления в форме товариществ собственников жилья  - ТСЖ.

               На общественном совете выступили представители ТСЖ и ассоциации ЖКХ.

      Ключевыми словами, содержащимися в выводах указанного совета являются: «сложность», «отсутствие», «невозможность», «противодействие»… Совершенно очевидно, что на государственном уровне необходима серьёзная работа по дальнейшему развитию законодательной и нормативно-правовой базы деятельности ТСЖ, как перспективной формы самоорганизации и самоуправления граждан.

               Программа реформирования ЖКХ в городе Москве сформулирована Мэром  Ю.М. Лужковым в статье «Что делать и чего не допустить? Наболевшие вопросы жилищно-коммунальной реформы» (Московский Комсомолец от 28.12.2006).

               Программа Мэра Москвы предусматривает осуществление за 2 – 3 года комплекса мер по совершенствованию системы самоорганизации граждан: город должен стать методическим центром для граждан – собственников жилья, государство должно исполнить свои долги по капитальному ремонту, нужны меры противодействия коммерциализации ЖКХ и росту тарифов, нужны налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль.  

         Потребкооперация - исторически сложившаяся форма самоорганизации граждан России. Российской кооперации  175  лет и сегодня исполнительная власть рассматривает её как действенное средство решения актуальных задач городской социальной сферы.  

         В советский период она стала социальной инфраструктурой села и была ликвидирована в городе. В современной России  долг  власти – восстановление исторической справедливости путем возрождения и развития потребительской кооперации в городской сфере.

        ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ  ИННОВАЦИЯ  ГОРОДСКОЙ СФЕРЫ                          

        В рамках работ по подготовке проекта Московской городской целевой программы «Московский социальный проект» разрабатывается раздел «Внебюджетная социальная поддержка  населения  города Москвы на основе реализации целевых потребительских программ потребительских обществ городской сферы  с участием субъектов предпринимательства», который предусматривает формирование  в социально значимых отраслях городского хозяйства пилотных проектов. И в их числе – «Пилотный проект организации эффективного управления многоквартирными домами с использованием механизмов потребительской кооперации».

Указанный проект подготавливается в рамках  закона Российской Федерации от 19.06.92 №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 11.07.97 №97-ФЗ, от 28.04.00 №54-ФЗ, от 21.03.02 №31-ФЗ) и  является  дальнейшим развитием проекта «Создание холдинговой управляющей компании «Спас-Митино» по управлению и обслуживанию  жилого и нежилого фонда  и объектов внешнего благоустройства района», разработанного в СЗАО г. Москвы (Управа района «Митино») и опубликованного в журнале «Жилищное и коммунальное хозяйство» №1 за 2005 год  в статье к.э.н., главы района Митино В.В. Киселева «Рыночные технологии в управлении ЖКХ района».

Принципиальное отличие указанного выше проекта состоит в том, что функции  районной управляющей компании предусматривается возложить на Районное потребительское общество, которое является особой формой потребительского кооператива, осуществляющего хозяйственную деятельность исключительно для удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков,  которыми на добровольной основе становятся жители  района.

Районное потребительское общество  в результате планируемой реорганизации районного ЖКХ осуществляет функции единого заказчика и единого закупщика энергоресурсов для населения, защищая при этом интересы потребителей во взаимоотношениях с предприятиями-монополистами. На него возлагаются также функции коммерческого учета энергоресурсов и организации взаиморасчетов за потребляемые населением энергоресурсы.

 

       КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ   Потребительским обществом жителей

       Систему управления  многоквартирными домами  в рамках развития местного самоуправления с использованием механизмов потребкооперации предполагается сформировать следующим образом (Приложение).

      Городской уровень.

      При участии городской исполнительной власти учреждается  городское (межрайонное) потребительское общество (далее – ГПО), в структуре управления которого создается Общественный наблюдательный Совет, осуществляющий мониторинг исполнения целевых потребительских программ и формирующий предложения по развитию муниципальной нормативно-правовой базы городской потребкооперации.

      Районный уровень.

      Районное потребительское общество на правах филиала ГПО (далее – РПО) целесообразно создавать при поддержке муниципалитета  путем его участия в качестве пайщика РПО.

      РПО, выполняя функции  районной управляющей компании, обеспечивает организацию и контроль работ по управлению, капитальному ремонту и технической эксплуатации инженерных коммуникаций и жилого фонда на территории  района.

            Городская власть в лице Управы района формирует службу муниципального и коммерческого заказа, на которую возлагаются функции по созданию механизма финансирования, сохранения и модернизации жилого фонда.

      Микрорайонный уровень.

      Население (жители многоквартирных домов) – принимают решение о передаче своих прав по управлению многоквартирными домами РПО, учреждённому муниципальным собранием, и создают кооперативные участки РПО.

       Исполнительская среда.

       Непосредственное управление жилфондом в жилых домах будет осуществлять через хозрасчетные кооперативные участки в структуре  РПО, в которых  исполнителями целевых потребительских программ в сфере жилищно-коммунальных услуг выступают предприятия, отбираемые  на конкурсной основе и принимаемые в пайщики.

 

        ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – ГАРАНТ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Потребительское общество, как форма хозяйствования, основанная на демократических принципах совладения и соуправления, обеспечивает социальную поддержку населения через целевые потребительские программы, гарантом исполнения которых выступает муниципальная власть, участвующая в органах управления  общества.

   Исполнителями указанных потребительских программ являются малые и средние предприятия, отбираемые в установленном порядке  на конкурсной основе и действующие в качестве пайщиков  РПО.        

 

 Источником финансирования указанных программ являются паевые и членские взносы физических лиц (население) и юридических лиц,  паевые средства, аккумулируемые в РПО при осуществлении некоммерческой хозяйственной деятельности за счет освобождения от уплаты НДС и налога на прибыль, а также средства от осуществления коммерческой хозяйственной деятельности РПО.

       В рамках проекта в сфере городского жилищно-коммунального хозяйства исполнители –  генподрядчики, подрядчики, субподрядчики, поставщики МТЦ, ресурсов и услуг, получают экономию за счет налогового планирования, а потребители – жители, участвующие в целевых потребительских программах,  получают жилищно-коммунальные услуги по льготным,  ниже рыночных, ценам.

 

      ПРИОРИТЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

       Указанный проект ориентирован на достижение следующих результатов:

- привлечение дополнительных средств для реформирования ЖКХ ;

- формирование условий для снижения издержек ;

- вовлечение жителей и их  объединений в  управление  хозяйственной деятельностью;

- повышение прозрачности финансовых потоков;

- формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг путём участия  социально ориентированных  предприятий в реализации целевых потребительских программ;

 - обеспечение адресности  и оперативности социальной поддержки  населения;

       Предусматривается  также предоставлять населению района (пайщикам ГПО), наряду с жилищно-коммунальными, услуги в сфере торговли, бытового обслуживания, образования, медицины,  досуга  силами малых предприятий на территории района,  работающими в качестве пайщиков в рамках соответствующих  целевых потребительских программ ГПО.

 

       ПОДГОТОВКА  КАДРОВ

       Вопросы  подготовки кадров руководителей и специалистов потребкооперации, юридического, бухгалтерского и аудиторского сопровождения ГПО  обеспечивает  Учебно-методический Центр развития потребкооперации в городском хозяйстве, работающий при участии Центросоюза РФ, Потребительского общества  «МКС», Учебно-методического Центра документоведения и управления «Межрегионсервис».

 

        О П Ы Т   В Н Е Д Р Е Н И Я

Московский регион.

Город Москва. Комитет по реформированию городского хозяйства города Москвы формирует условия для осуществления в одном из районов города Москвы пилотного проекта по использованию механизмов потребкооперации в сфере ЖКХ. Разработчики указанного  проекта исходят из того, что  потребкооперация позволит привлечь дополнительные средства для реформирования ЖКХ в интересах широких слоёв населения Москвы.

Московская область. Совет Депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принял решение о комплексной реорганизации ЖКХ района с использованием механизмов потребкооперации. Администрация района рассматривается потребкооперацию как средство сохранения целостности районного ЖКХ, сдерживания роста цен на жилищно-коммунальные услуги для населения и консолидации ресурсов для  устойчивого развития отрасли.

Ленинградская область. При поддержке губернатора Ленинградской области Совет муниципальных образований  Ленинградской области начал масштабный эксперимент в трех районах  области (Новая Ладога, Луга, Тосно) по комплексному встраиванию механизмов потребкооперации в систему городского хозяйства.

Ярославская область. При поддержке главы города Переславль-Залесский проводится реорганизация сферы городского жилищно-коммунального хозяйства на основе развития механизмов потребкооперации.  В  потребительском обществе жителей участвуют: городская администрация, совет директоров, население и градообразующее предприятие ПО «Славич».

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Глава Одинцовского муниципального района Московской области Г.А. Гладышев рассчитывает, что на первом этапе реорганизации ЖКХ района с использованием механизмов потребкооперации  возможно замедлить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 5 проц./ год вместо 15 – 20 проц./ год, имеющих место в настоящее время. На втором этапе (через 1 – 1,5 года), когда заработают в полном объеме механизмы потребкооперации, возможно остановить рост, а по отдельным видам ЖКУ проводить планомерное ежегодное снижение тарифов для населения.

 

ПРИГЛАШАЕМ  К СОТРУДНИЧЕСТВУ:

Администрации субъектов РФ и муниципальных образований.

                                                                                                                                           

   

 

        ПО «МКС» ПРЕДЛАГАЕТ:

 

   - разработку комплексной программы реорганизации ЖКХ муниципального района (города) с использованием механизмов потребкооперации: организационно-распорядительные документы в рамках действующего российского законодательства; подготовка технического задания и технико-экономического обоснования реорганизации ЖКХ муниципального образования (города); разработка информационно-пропагандистской компании среди населения, с учётом местных условий;

 

    - полный комплекс услуг по организации деятельности Потребительского общества жителей: подготовка учредительных документов и государственная регистрация; передача типового документооборота и его адаптация к условиям предприятия; организация бухгалтерского учета и его автоматизация; организация налоговой отчетности; подготовка и повышение квалификации кадров, в т.ч. бухгалтеров и экономистов; бухгалтерское сопровождение деятельности; профессиональный аудит и консалтинг.

 

В избранное