Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о выборах президента Беларуси


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


------  ВСЕ О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА БЕЛАРУСИ  -------------------- выпуск № 1

____________________________________________________________________________


Приветствуем всех подписчиков и поздравляем с выходом ПЕРВОГО выпуска данной
рассылки!


Для начала несколько кратких информационно-статистических данных.


ДАТА ВЫБОРОВ:
-----------------------------------------

2 ИЛИ 9, 16 ИЛИ 23 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА - ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, ИМЕННО В ОДИН ИЗ ЭТИХ
ДНЕЙ СОСТОЯТСЯ ВЫБОРЫ ВТОРОГО ПРЕЗИДЕНТА БЕЛАРУСИ

//подробнее//
2 или 9, 16 или 23 сентября 2001 года - вероятнее всего, именно в один из этих
дней состоятся выборы второго президента Беларуси. Эти даты были предложены
на заседании рабочей группы по выработке проекта постановления "палаты представителей"
о назначении даты выборов главы белорусского государства и об организационных
мероприятиях по обеспечению их проведения.
Согласно Конституции страны, последний срок проведения выборов президента Беларуси
- 27 сентября 2001 года. Сейчас "парламентарии" работают над согласованием проекта
постановления рабочей группы с правительством и Центральной комиссией по выборам
и проведению референдумов. После этого его рассмотрит совет "палаты представителей".
И только после этого дата выборов второго президента Беларуси будет вынесена
на утверждение нижней палаты парламента.


КАНДИДАТЫ:
-----------------------------------------

В настоящее время свое участие в будущих президентских выборах косвенно подтвердили
следующие политики (в порядке алфавита):

1. Гайдукевич Сергей Васильевич
2. Гончарик Владимир Иванович
3. Домаш Семен Николаевич
4. Калякин Сергей Иванович
5. Козловский Павел Павлович
6. Крыжановский Евгений Анатольевич
7. Левоневский Валерий Станиславович
8. Лукашенко Александр Григорьевич
9. Мацкевич Владимир Александрович
10.Мясникович Михаил Владимирович
11.Cиницын Леонид Георгиевич
12.Чигирь Михаил Николаевич
13.Ярошук Александр Ильич

Пятеро из перечисленных 25 апреля заявили "о координации действий для достижения
общей цели - победы на президентских выборах". Это Гончарик, Домаш, Калякин,
Козловский и Чигирь.



СОЦИОЛОГИЯ:
-----------------------------------------

На воопросы обозревателя "СН"
Владимира Лебедева отвечает
Олег Манаев,
доктор социологических наук, профессор.
(Независимый институт социально-экономических
и политических исследований).


Олег Тимофеевич, вопрос в лоб: "Кто победит на предстоящих президентских выборах?"

Я не гадалка, а профессиональный социолог и, в отличие от многих других, "прогнозированием
на кофейной гуще" не занимаюсь. Но представить вероятное – подчеркну, вероятное
– развитие событий в общественно-политической жизни Беларуси, основываясь на
данных, которыми располагает НИСЭПИ, можно. В виде разговора о возможных сценариях,
факторах их реализации и шансах на успех. Это все, что я могу вам предложить.

Вы, как ученый, намерены сначала опереться на факты. Хорошо, каковы сценарии?

Я вижу три основных возможных сценария. Первый – условно назовем его "демократическим"
– развитие событий, более-менее соответствующее ожиданиям демократической части
общества, включая оппозицию. Второй – назовем его "сценарий Лукашенко" – развитие
событий, соответствующее интересам действующего президента. И, наконец, третий
– это "сценарий N". Трудно подставить сюда какую-то конкретную фамилию или группу,
потому что они еще не известны – это развитие событий, связанное с интересами
и ожиданиями других социальных субъектов. Каждый из этих названных сценариев
разбивается, как минимум, на два варианта.

Тогда по порядку. "Демократический сценарий".

Первый вариант – будет выдвинут единый кандидат от демократических сил. Второй
– единого кандидата не будет.

Варианты "сценария Лукашенко"?

Первый вариант – силовой. Второй – некая новая игра в стиле переговоров осени
1999 года, диалога весной-летом 2000 г. так далее.

"Сценарий N"?

Первый вариант – номенклатурный. Второй – новое "восстание масс", как уже было
в 1994 году, во главе с новым белорусским "Робин Гудом".

Что повлияет на то, какой из вариантов будет поддержан действующими лицами каждого
из сценариев, то есть демократическими силами, Александром Лукашенко и некими
неизвестными пока социальными субъектами?

Можно выделить три основных фактора, каждый из которых влияет на любое развитие
событий.
Первый фактор – белорусский, который разделяется на ожидаемую поддержку электората
и номенклатуры. Второй фактор – Российский, третий – Западный.

Как теперь увязать все вместе?

Можно составить матрицу, в которой строками будут сценарии развития событий,
а столбцами – факторы влияния. На их пересечении образуются клетки – шансы на
успех. Видите, сколько их получается? Проанализировать все из них, причем проанализировать
точно, довольно сложно: нужно владеть полной информацией по каждой клетке. НИСЭПИ
обладает весьма обширной информацией, но, к сожалению, не по всем параметрам.
Чтобы адекватно оценить все шансы, нужно не просто обладать соответствующей
информацией, но быть включенным в данную ситуацию, жить в ней. Мы с Вами, например,
являясь членами общества и общаясь с массой людей, можем более-менее адекватно
представлять настроения народа. Но хорошо ли Вы знаете номенклатурную среду?

Нет.

Я тоже нет, поэтому могу с определенной уверенностью судить об интересах и ожиданиях
белорусского электората и Запада. Что же касается номенклатуры и России, об
этих факторах приходится судить, опираясь на мнения и оценки других – тех, кто
живет в этих средах.
Действительно, разговор получается сложным, но все же, можно подробнее о каждом
сценарии и шансах на их успех, опираясь на то, что известно Вам лично?

Начнем с демократического сценария. Рассмотрим вариант единого кандидата. Он
был бы лучшим для развития Беларуси. Шансы на это определенные есть, поскольку
процесс консолидации за последние полтора года в оппозиционном лагере все-таки
произошел. Но, в то же время, хорошо известно, что в связи с недавними парламентскими
выборами наметились и очевидные разногласия. Некоторые политики даже прямо говорят
о расколе. Координационная рада демократических сил (КРДС) сократилась. Это,
с одной стороны. С другой стороны, оппозиция до сих пор не выставила единого
кандидата. В какой-то мере это разумный подход. В КРДС поняли: полного единства
даже внутри политической оппозиции по поводу единого кандидата нет. Поэтому
они обозначили три известные фигуры – С. Домаша, М. Чигиря и В. Гончарика, и
пока смотрят, как все дальше сложится.

Кроме того, ведь оппозиция не ограничивается одной КРДС?

Совершенно верно, есть и другие центры даже внутри политической оппозиции, которые
ищут собственные возможности выдвинуть своего кандидата. Во-первых, это Консультативный
совет оппозиционных политических партий, куда входят, помимо членов КРДС, партии
Н. Статкевича, С. Гайдукевича, С. Калякина и других. Есть сигналы о том, что
формируется левоцентристский блок. Имеется в виду партия БСДП "Народная Грамада",
обе профсоюзные партии, сами профсоюзы, плюс, возможно, присоединение еще кого-либо.
Еще одна сила, которая давно заявила о своем намерении выставить кандидатуру
на президентских выборах – Либерально-демократическая партия во главе с С. Гайдукевичем.
Есть, разумеется, и другой центр, который может представить новые фигуры. Это
также достаточно влиятельные структуры гражданской общества – например, Белорусский
Хельсинкский комитет, Благотворительный фонд "Детям Чернобыля" и ряд других.
Заканчивая разговор о едином кандидате, хочу отметить два обстоятельства. Первое
– представителям перечисленных трех центров договориться между собой весьма
сложно. Второе – договориться между собой должны не только они лично, но и те
группы, структуры, которые их выдвинули. И это тоже проблема.

Все-таки, на ваш взгляд, будет единый кандидат или нет?

Сегодня вероятность примерно пятьдесят на пятьдесят.

А какой из двух демократических вариантов будет более "успешным"?

Однозначно вариант единого кандидата. В случае нескольких кандидатов вероятность
успеха на выборах равна нулю.

А вы не допускаете мысли, что демократические силы на первом этапе могут пойти
разными фронтами, а потом объединиться?

Это подвариант единого кандидата, просто растянутый во времени.

Давайте перейдем к сценарию А. Лукашенко. Что значит силовой и игровой варианты
этого сценария?

Силовой предполагает жесткое, брутальное поведение власти, элементами которого
будут полное игнорирование каких-либо других сил и настроений как в обществе,
так и на Западе или Востоке. Это полная зачистка политического пространства
накануне президентских выборов. При подобном варианте возможны исчезновения
политиков, массовые посадки, самая жесткая реакция на уличные акции оппозиции,
и так далее. Смысл этого варианта – попросту исключить все возможные шансы того,
чтобы кто-то где-то прорвался к электорату.

Прямо скажем, мрачный вариант. Но ведь есть и другой вариант поведения А. Лукашенко
на выборах?

Игровой вариант – это когда А. Лукашенко, с чьей-то подачи или сам додумавшись,
решит затеять некую игру. То есть где-то пойти навстречу, где-то объявить одно,
а сделать другое. Где-то расколоть оппонентов. Кого-то взять к себе в будущую
команду.
Поясню, кстати, что значит "взять в команду". Сейчас очень многие аналитики
говорят о командном подходе. Этот принцип работает во всем мире. Командный подход
состоит в том, чтобы объединить несколько групп и политически противопоставить
другой части общества, другой идеологии. Например, там, где есть по Конституции
вице-президент, такие группы договариваются, что Иванов идет на президента,
Петров – на вице-президента, Сидоров – на премьера, Соловьев – на секретаря
Совета безопасности, а Власов – на вице-премьера, ответственного за экономические
реформы. И публике на президентских выборах предъявляется не один человек –
Иванов и его программа, – а команда. Иванов, конечно, во главе, но не один,
а сразу с командой. Этот подход позволяет "убить сразу нескольких зайцев". Взять,
например, сегодняшнюю ситуацию в нашей оппозиции. Кто-то готов за С. Домаша
голосовать, а кто-то – за М. Чигиря. Как показывают наши исследования, если
будет выдвинут С. Домаш, то большинство тех, кто хотел голосовать за Чигиря,
просто уедут на дачи и не примут участия в голосовании. А если выдвинуть С.
Домаша в президенты, а М. Чигиря вместе с ним – в премьеры, то за их тандем
проголосуют и те, и другие.
Точно так же может поступить в игровом варианте и А. Лукашенко, заявив: "Я иду
на выборы, обещая вам, дорогие сограждане, что премьером будет такой-то человек".
И назовет фигуру, которая устроит очень многих, в том числе из демократического
лагеря.

А фигуру это устроит?

Это детали. Таких людей можно назвать немало. Суть в переговорах, диалоге, командном
подходе. Итак, в сценарии А. Лукашенко два варианта – силовой и игровой. Примерно
80% можно дать на то, что будет выбран силовой вариант, и 20% – игровой. То
есть вероятность какого-то компромисса все-таки есть.
Теперь о возможности победы А. Лукашенко, если ему удастся разыграть тот либо
иной вариант данного сценария. В случае силового варианта – сто процентов. В
случае игрового варианта – почти сто процентов, может, девяносто. Пока так.

С возможными действиями А. Лукашенко, кажется, тоже ситуацию прояснили. Расскажите
о самом загадочном из всех "сценарии N".

Это, во-первых, номенклатурный вариант. Имеется в виду, что белорусская номенклатура
– из исполнительной власти и других структур – заручившись поддержкой российской
номенклатуры и просчитав разные варианты, решит разыграть свой сценарий и на
каком-то этапе выставит своего кандидата. Причем в этом варианте есть подварианты.
Первый – когда возникнет реальный кандидат от номенклатуры, который будет противостоять
А. Лукашенко, другой – когда сам Лукашенко устранится и просто не будет участвовать
в выборах. Уговорят его, например.

Или ультиматум предъявят...

Или предъявят ультиматум. Другой вариант "сценария N" – новое "восстание масс",
как это было в 1994 г. Та часть электората, пока еще доминирующая в белорусском
обществе, выдвиженцем которой и является А. Лукашенко, найдет в себе силы для
выражения своей воли (многие из этих людей сегодня чувствуют себя обманутыми),
и тем или иным образом "выбросит на поверхность" такого же лидера. Путем массовых
забастовок или другим. Главное, что "выбросит" нового.

Харизматического лидера?

Да. Нового Робин Гуда из низов. Нового защитника народа. И он будет противостоять
власти. Если сценарий N взять за сто процентов, то примерно 85% из них можно
отдать номенклатурному варианту и 15% – варианту нового Робин Гуда.

Со сценариями ясно. Как вы и предлагали в самом начале, давайте вернемся к факторам
и распределим поддержку этих факторов по вышеназванным сценариям, заполнив тем
самым клетки таблицы.

Да. Один из факторов – интересы и влияние Запада. Здесь мы можем сразу исключить
из числа поддерживаемых силовой вариант, а также варианты нового Робин Гуда
и нескольких демократических кандидатов. Думаю, такие ситуации Запад не хотел
бы видеть. Остаются три клетки в таблице, которые приемлемы для него. Вариант
единого кандидата демократических сил может получить 70% всей поддержки Запада,
игровой вариант сценария А. Лукашенко – 10% и, наконец, номенклатурный вариант
смены президента на нового – 20%. Видно, что доминанта здесь – вариант единого
кандидата от демократических сил.

Понятно. Что с фактором России?

Отмечу, что о России я знаю значительно меньше. Возможно, кто-то со мной поспорит.
На мой взгляд, если принять весь фактор интересов и влияния России за 100 процентов,
то они распределятся следующим образом: 50% поддержки придется на сценарий N
(номенклатурный вариант), 20% – на демократический сценарий (единый кандидат),
на сценарий Лукашенко – 30% (игровой вариант).

Наконец, каковы вероятные предпочтения белорусского общества?

Начнем с предпочтений номенклатуры. Разумеется, самый большой процент поддержки
– не менее половины – придется на сценарий N, поскольку он включает их собственный,
номенклатурный вариант смены власти (вариант нового Робин Гуда неприемлем для
номенклатуры). На демократический сценарий – не более 20% (вариант "единый кандидат").
На сценарий Лукашенко – до 30% (с очевидным предпочтением игрового варианта).
Теперь впору перейти к самому главному – предпочтениям электората. Здесь, как
ни покажется вам парадоксальным, сложнее всего дать прогноз, несмотря на то,
что у НИСЭПИ масса данных.

И все же?

Для начала напомню вам сегодняшний расклад. По отношению к А. Лукашенко и его
политике все белорусское общество сегодня можно разделить на три части: "за"
– 15-20%, "против" – 30-35%, и колеблющееся большинство – около 50%.
По отношению к оппозиции расклад иной: "за оппозицию" – 10-15%, "против" – 40-45%,
остальные – колеблющиеся.
По отношению к России колеблющаяся часть небольшая – всего 20-25%. Активные
и убежденные сторонники российского фактора составляют 50-60%. Наконец, отрицательно
относятся к России, боятся инкорпорации и так далее 20-25%.
По отношению к Западу колеблющихся, как и в случае с Россией, также немного
– 20-25%. Положительно относятся к Западу 25-30%. Основная же часть общества
сегодня настроена в целом антизападно – 50%.
Из данной раскладки, в принципе можно сделать вывод, какие факторы окажут наибольшее
влияние на мнение рядовых граждан. Активных сторонников А. Лукашенко немного.
Сторонников оппозиции также. Значит, ни Лукашенко, ни оппозиция не смогут самостоятельно
убедить белорусское общество в своей правоте. Зато очевидна пророссийская направленность.
Следовательно, симпатии народа, скорее всего, качнутся туда, куда будут направлены
симпатии России. А интересы России, как уже говорилось, фокусируются прежде
всего на номенклатурном варианте, затем на игровом, и, в меньшей мере, на демократическом
варианте единого кандидата.
Исходя из прорисованных картин, можно распределить и искомые проценты вероятного
предпочтения избирателей. В целом демократический сценарий может получить примерно
40% поддержки электората, сценарий А. Лукашенко – 40%, сценарий N – 20%.

Что дальше?

Давайте заштрихуем те клетки таблицы, в которые попали доминанты (т.е. наибольшие
проценты вероятной поддержки) электората, номенклатуры, России и Запада, посмотрим,
в каком сценарии их оказалось больше всего. Это и будет логическим ответом на
вопрос, который вы задали в самом начале: "Кто победит на грядущих выборах"?

Получается неожиданно много шансов у номенклатурного варианта смены власти.
Его, в принципе, со скрипом, но готов принять Запад. Его поддержит, естественно,
сама белорусская номенклатура и российский истэблишмент, а вслед за ними могут
поддержать и избиратели.

Конечно, на самом деле разных факторов и возможных комбинаций гораздо больше.
Например, в случае, если демократический сценарий будет развиваться по варианту
единого кандидата, его поддержка со стороны электората возрастет. Если все-таки
демократических кандидатов будет несколько, то, наоборот, поддержка снизится.
Но мы-то пока не знаем, какой вариант в итоге получится, и потому вынуждены
усреднять.
Если сценарий А. Лукашенко будет развиваться по игровому, а не силовому варианту,
то его поддержка со стороны всех участников этого процесса тоже увеличиться.

Здесь, на мой взгляд, есть некоторые противоречия. Например, если А. Лукашенко
будет действовать по силовому варианту, номенклатурный вариант становится гораздо
менее вероятным...

Почему?

Вы считаете, что если А. Лукашенко начнет открытые репрессии, номенклатура все
равно будет разрабатывать свои варианты?

А вы посмотрите, какие факторы сходятся здесь воедино. Ведь репрессиям подвергнется
и сама номенклатура, вне всяких сомнений. Стало быть, ее интересы будут затронуты
еще больше, чем сегодня.

Страх не подавит желание сыграть свою игру?

Думаю, готовность к самостоятельной игре только усилится. Плюс, если репрессии
будут тотальными, то Запад автоматически усилит свою поддержку не только репрессируемым
демократическим силам, но и той же номенклатуре. Вспомните судьбу Чигиря, как
реагировал Запад и демократы на его арест и содержание в тюрьме. Собственно,
кто был для них Чигирь до того, как он согласился принять участие в выборах
16 мая 1999 г.? Высокопоставленным номенклатурщиком, к тому же, принимавшим
непосредственное участие в приходе Лукашенко к власти. Но его поддержали. То
же самое произойдет и в случае силового варианта на президентских выборах 2001
г. В итоге "сценарий N", имеющий доминанты факторов номенклатуры и России, может
получить поддержку и электората, и Запада. Вдобавок репрессии, если они начнутся,
усилят позиции тех в России, кому А. Лукашенко и его режим уже сейчас, как бельмо
на глазу. Репрессии усилят недовольство России. Поэтому я на ваш вопрос отвечу:
наоборот, в случае репрессий номенклатурный вариант будет активизирован, а не
подавлен.

Наверное, точно так же у вас есть аргументы в поддержку всех других названных
вами цифр. Потому не буду оспаривать их. Последний вопрос. Как все-таки в итоге
распределить все эти многочисленные проценты: какой кандидат победит?

Ситуация слишком текуча для точного прогноза, во всяком случае, с точки зрения
социолога. На сегодняшний день я бы сказал, что вероятность успеха "демократического
сценария" примерно 20%, "сценария Лукашенко" – 50%, "сценария N" – 30%. Из этого
следует очень важный вывод: если первый и третий сценарии объединятся (т.е.
заинтересованные стороны договорятся о совместных действиях), шансы, что мы
получим другого президента уравняются с шансами А. Лукашенко остаться на второй
срок.




АНАЛИТИКА:
-----------------------------------------

КОМУ КАКОЕ ЗЛО ПОКАЖЕТСЯ МЕНЬШИМ?

Самое позднее через полтора месяца белорусский парламент примет постановление
о назначении даты президентских выборов. И основные действующие лица будущей
избирательной кампании уже определились. Более того, те, кто всерьез собирается
в этих выборах участвовать, полным ходом ведут подготовку к выборному марафону.
Тем не менее пока никто всерьез не задавался вопросом: по какому сценарию пройдут
будущие выборы? А ведь именно от сценария зависит, стоит ли большинству кандидатов
вообще принимать участие в выборах. Пока мы видим 2 возможных сценария.
Большинство поступков человека разумного имеет простую мотивацию — самосохранение.
А уж когда мы идем голосовать на избирательный участок, то уж точно не для того,
чтобы самоутвердиться и потешить себя причастностью к управлению государством.
Как сработают инстинкты у электората, мы увидим осенью. А пока налицо другая
«психологическая битва», на которой могут сыграть те, кто серьезно претендует
на пост, занятый Александром Лукашенко. В стране на сегодняшний день есть одна
абсолютно легитимная ветвь власти — СМИ, поэтому нам никому и ничего доказывать
нет необходимости. А вот три остальные — относительно легитимные, и каждой хочется
стать полноценной. Президент желает быть настоящим президентом, а не «референдумовым»,
депутаты — народными избранниками, а не «карманными», судьи — независимыми,
а не «обслугой».

Самосохранение. Версия первая
Судя по последним событиям, Александр Лукашенко не собирается создавать на этих
выборах даже видимость демократической процедуры. Из чувства самосохранения.
Действующий белорусский президент себя уже выбрал, поэтому кампания должна пройти
по схемам, наработанным во время прошлогодних выборов в парламент и референдума
1996 года. И если в 2000-м власть до последнего момента поддерживала иллюзию
соблюдения минимальных демократических норм, то сейчас может не случиться и
этого. Просто потому, что ставки более высокие. Декрет о гуманитарной помощи,
борьба с ОБСЕ, изменение принципов работы иностранных представительств (предусмотренное
в поправках в Гражданский кодекс), давление на профсоюзы, начавшаяся пропагандистская
кампания в государственных СМИ,.. — все это свидетельствует о том, что Лукашенко
не намерен давать своим соперникам даже крошечного шанса. Таким образом, несложно
предсказать, что нас ждет накануне и во время выборов. Скорее всего, будет несколько
дипломатических скандалов. Возможно, кого-то из деятелей оппозиции (или представителей
независимых СМИ) обвинят в порочных связях с иностранными спецслужбами. Это
необходимо власти для создания соответствующего предвыборного антуража, ведь
«победоносную борьбу с коррупцией» на этот раз использовать никак нельзя — народ
засмеет...
При реализации президентского сценария от участия или неучастия в выборах альтернативных
кандидатов ничего уже зависеть не будет. Даже наоборот, они будут всего лишь
создавать иллюзию состязательности и демократичности процедуры. Нет сомнения,
что при таком раскладе противники Лукашенко могут сломать его сценарий только
одним — отказом от участия в выборах. Совершенно спокойно сэкономить время,
силы и средства и в выборах не участвовать. И после таких выборов «победителю»
придется хорошо повертеться. Поскольку президента, выбранного на безальтернативной
основе, даже Москва признает с большими оговорками (и в самом лучшем случае).
Что же касается Запада, то ОБСЕ где-нибудь за неделю до выборов сообщит об их
незаконности, а США прервут с нами всякие отношения, за исключением, может быть,
дипломатических. И даже если на выборах по какому-то непонятному и фантастическому
стечению обстоятельств победит не Лукашенко, а кандидат самого себя некто Пупкин,
формальных оснований для признания этих выборов все равно не будет.
Но что мы получим? Если сегодня белорусская власть обладает хотя бы частичной
легитимностью, то в результате выборов не будет уже и этого. Беларусь либо не
сможет заключать международные договора вообще, либо будет подписывать их с
риском, что в ближайшем будущем они могут быть признаны недействительными. У
страны останется один путь — в Россию. Причем на максимально невыгодных условиях.
Сегодня, может, никто и не вынашивает планов разрушения белорусского суверенитета,
однако в ближайшее после выборов время это произойдет само собой. И вряд ли
в этом заинтересован Лукашенко, вряд ли в этом заинтересована белорусская оппозиция.
Иными словами, лучше бы было сломать «сценарий власти»: выборы провести и победить
честно. Тем более что противники Лукашенко уже много раз честно не ввязывались
в борьбу.

Самосохранение. Версия вторая
Альтернативного сценария проведения выборов пока не предложил никто, кроме Леонида
Синицына. И он откровенно давит на то, что у депутатов чувство самосохранения
окажется сильнее страха.
Речь идет о подготовленном им проекте парламентского постановления о назначении
президентских выборов. Документ предусматривает временное изменение существующего
баланса властей за счет расширения полномочий парламента и сокращения полномочий
президента. Предполагается, что именно парламент будет координировать и контролировать
деятельность государственных органов во время выборов, а президент должен будет
отказаться от права на введение чрезвычайного и военного положений и передать
эти полномочия премьеру.
Реализация этого предложения делает ситуацию не такой предсказуемой, как в случае
реализации первого сценария. Тем более что предложение Синицына предполагает
наличие нескольких вариантов развития событий (при условии, что парламент примет
постановление). В противном случае — читай пункт один, то есть события будут
развиваться так, как задумано властями.
«Депутаты побоятся», — скажете вы. Может быть. Но если парламент примет постановление,
а президент откажется его выполнять, то ситуация станет для Лукашенко еще более
невыгодной. Ведь конфликт с парламентом накануне президентских выборов вряд
ли усилит позиции главы государства как внутри страны, так и за ее пределами.
С другой стороны, конфликтующий с президентом парламент может стать координирующим
центром для критически настроенных к верховной власти чиновников. И у чиновников
появится возможность реального выбора. Причем ситуация будет разительно отличаться
от конфликта накануне референдума 1996 года. Ведь тогда Лукашенко был легитимным
президентом, и даже в случае поражения на референдуме он оставался бы главой
государства еще несколько лет. В 1996 году чиновники понимали, что даже в случае
проигрыша Лукашенко им с этим президентом работать (или не работать). Теперь
у президента нет запаса времени.
Еще один довод «против». Президент формально согласится выполнять парламентское
постановление, но на практике этого не сделает. Тогда мы получаем ситуацию,
описанную выше. Только конфликт между президентом и парламентом будет не настолько
острым и более растянутым во времени.
Самый предпочтительный, но и самый маловероятный вариант — парламент принимает
постановление, и Лукашенко с ним соглашается. В этом случае мы получим относительно
честные выборы, которых добиваются и Запад, и оппозиция, ведь фактически предложенный
Синицыным проект постановления соответствует требованиям, выдвинутым ОБСЕ. То
есть, если постановление будет полностью реализовано, у Запада не будет оснований
не признать выборы. Вопрос, правда, в том, появляется ли у противников Лукашенко
шанс на победу?..
Высказывалось мнение, что сценарий этот на самом деле разработан не для Синицына,
а для Лукашенко. Даже если и так, то теперь можно говорить о том, что президент
уже испугался варианта, предложенного его аналитиками. События последнего времени
свидетельствуют о том, что власть решила не отказываться от самых простых и
самых примитивных методов, поскольку они уже неоднократно доказывали свою эффективность.
Теперь вся надежда на то, что хотя бы половина депутатов решится вступить в
скрытый конфликт с президентом. Надежд немного, но прецеденты такого рода уже
были. И как ни крути, Палата представителей второго созыва все же значительно
отличается от Палаты первого созыва: все-таки в нынешний парламент депутаты
избирались, а не назначались. Одно это дает им некое ощущение самостоятельности
и ответственности перед избирателями. Парламентарии не могут не понимать, что
именно сейчас у них появился реальный шанс стать законодательной властью, а
не ее декорацией. После выборов при нынешней Конституции такого шанса уже не
будет.
Есть и дурной опыт новейшей истории парламентаризма. Вспомните, в 1995-м — начале
1996 года про Верховный Совет 13-го созыва говорили, что это самый удобный для
президента парламент. Однако потребовалось всего несколько месяцев, чтобы президент
и парламент стали непримиримыми врагами. А персональный состав Палаты представителей
второго созыва ничуть не удобнее для Лукашенко, чем состав Верховного Совета
с роковым номером «13». А что, депутатам меньше хочется сохранить свои посты?..
Они что, менее достойны, чем Лукашенко и его нагулявшая за эти годы жиры компания?..
В общем, выбор-то Синицын им предложил простой: рискнуть с шансом на победу
или рискнуть без шанса на победу... Вот сейчас думают. Никому ведь не хочется
выступить дураком, даже если страшно...
«А судьи что?» — спросите вы. А у судей такая работа — сдерживать эмоции. Они
вынесут свой вердикт, выслушав все стороны. А стороны пока не высказались.

Самосохранение. Иллюзии
Кто-то может упрекнуть нас в том, что мы серьезно рассматриваем только два возможных
сценария развития событий. Поэтому объяснимся. Мы не считаем возможным всерьез
относиться к надеждам на то, что под давлением международных организаций и России
Лукашенко добровольно уйдет в отставку или что его на это вынудят толпы возмущенного
народа, вдруг вышедшего на улицы. Такой же утопичной представляется нам и полюбившаяся
в последние годы версия номенклатурного заговора, который-де возникнет сам собой.
Кроме того, никаких других разработанных сценариев пока что просто нет. Если
кто-то тешит себя иллюзиями из чувства все того же самосохранения — это его
право.



Вот такие новости, прогнозы и комментарии.
Спасибо за внимание. Следующий выпуск (который будет значительно более содержательным)
планируетсят 12 мая с.г.

(С) П. Лоскутов.

Были использованы материалы

(С) "БДГ"
(С) "Наша свабода"
(С) "Хартыя 97"
(С) "Свободные Новости"
(С) НИСЭПИ

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное