Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эх, жизнь Могилевская

  Все выпуски  

Эх, жизнь Могилевская


Информационный Канал Subscribe.Ru


Новости Могилев InNet

Освобождение

Сокращения:
*иад -истребительная аиационная дивизия
шад -штурмовая авиационная дивизия
нбад -ночная бомбардировочная аиационная дивизия
нбап -ночной бомбардировочный аиационный полк
орап -отдельный разведывательный аиационный полк

К.А.Вершинин,командующий 4-й воздушной армией

В апреле 1944 года часть 4-й воздушной армии из Крыма прибыла на Беларусь и вошла в состав 2-го Белорусского фронта. Управление армии размещалось в д.Быковка Могилевской обл. Из состава 1-й воздушной армии были переданы 233-я, 309-я и 325-я авиадивизии

На 23 июня 1944 г. в состав 4-й воздушной армии входили: 229-я иад*, 309-я иад, 230-я шад, 233-я шад, 325-я нбад, 164-й гвардейский орап, 46-й нбап самолетов По-2. В их составе насчитывалось 528 исправных самолетов, из них 293 истребителя, 196 штурмовиков, 39 самолетов По-2.

В соответствии с решением командующего войсками фронта основные усилия воздушной армии сосредоточивались в полосе наступления 49-й армии. Перед соединениями воздушной армии были поставлены следующие задачи:

  • сосредоточенными ударами ночных бомбардировщиков подавлять артиллерию, живую силу и технику противника;
  • непрерывными бомбардировочно-штурмовыми ударами непосредственно перед фронтом наступающих войск подавлять артиллерию, огневые точки и живую силу;
  • прикрыть с воздуха ударную группировку фронта;
  • вести непрерывную воздушную разведку до рубежа р. Днепр;
  • уничтожать подходящие резервы

Выполнение этих задач должно было осуществляться так. Авиационную подготовку атаки предусматривалось начинать в ночь накануне наступления. По указанию представителя Ставки ВГК в полосе нашего фронта в ночь на 23 июня должны были нанести бомбардировочные удары два корпуса авиации дальнего действия. Объекты для них были определены в центре участка прорыва. На флангах же должны были действовать самолеты По-2 325-й нбад. Целью таких ударов являлось подавление живой силы, огневых средств, главным образом артиллерии, и техники противника

Днем непосредственно перед атакой сухопутных войск в полосе главного удара 49-й армии должен был нанести удар 3-й бомбардировочный корпус 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Таким образом, отсутствие в составе 4-й воздушной армии дневных бомбардировщиков обусловило необходимость привлечения части сил авиации дальнего действия из соседней воздушной армии для боевых действий в полосе нашего фронта

Авиационная поддержка ударной группировки 49-й армии в течение первых двух часов должна была осуществляться массированными действиями 230-й и 233-й штурмовых авиационных дивизий по артиллерии, живой силе и технике противника, расположенным на удалении от 500 м до 3—4 км от переднего края. Для первого удара намечалось использовать 160 самолетов — Ил-2 и 82 истребителя. В последующем вылеты штурмовиков намечалось осуществлять по вызову командования сухопутных войск

Прикрытие ударной группировки фронта истребители должны были производить непрерывным патрулированием и воздухе группами из 8—16 самолетов по специально составленному графику

Для ведения тактической воздушной разведки намечалось привлечь 163-й гвардейский истребительный авиационный полк 229-й истребительной авиационной дивизии, а оперативной — 164-й гвардейский отдельный разведывательный авиационный полк

Как известно, с рубежа р. Баси предполагалось ввести подвижную группу. Для ее поддержки и прикрытия намечалось использовать 233-ю шад и 309-ю иад, последней командовал полковник В. Н. Вусс

Таково было в основном решение по использованию авиации на 2-м Белорусском фронте. Однако выполнение этого решения было связано с преодолением большого количества трудностей. Было совершенно ясно, что в условиях данного театра военных действий значительная роль в операции будет принадлежать авиации, как наиболее маневренному и дальнобойному средству воздействия по противнику.

Генерал С. М. Штеменко, находившийся во время подготовки этой операции во главе группы офицеров Генерального штаба во 2-м Белорусском фронте, пишет в своих воспоминаниях: “С авиацией мы связывали очень большие надежды буквально на всех направлениях”. Ограниченное число дорог, большие лесные массивы, многочисленные болота — все это способствовало повышению роли авиации, направлявшей свои удары по отходящим войскам противника. Однако, как я уже указывал, состав нашей воздушной армии был ограниченным, у нас вовсе не было дневных бомбардировщиков. Очень мало выделили нам и горючего. Так, мы планировали иметь к началу операции авиабензина на 20 самолето-заправок, фактически же к 22 июня имели только 8. Это обстоятельство серьезно затруднило ведение боевых действий в ходе операции

Не удалось нам также завезти необходимого количества и нужного ассортимента авиабомб. Противотанковых бомб к 22 июня мы имели только 480 т. Б ходе операции мы неоднократно ощущали их недостаток

Такое положение создалось в связи с тем, что Ставка ВГК имевшиеся у нее силы и средства направляла в первую очередь 1-му и 3-му Белорусским фронтам, призванным решать главную задачу в операции

С огромным трудом с помощью Сергея Матвеевича Штеменко нам удалось добиться, чтобы для авиационной подготовки в полосе нашего фронта была использована часть авиации дальнего действия и дневных бомбардировщиков соседей 16-й воздушной армии. Окончательное решение по этим вопросам было принято представителем Ставки ВГК Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым

И вот Белорусская стратегическая наступательная операция — одна из крупнейших в истории Великой Отечественной войны — началась. В ночь на 23 июня в полосе главного удара войск фронта два корпуса авиации дальнего действия нанесли удар

Вот как вспоминает начало боевых действий 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полна, входящего в 325-ю ночную бомбардировочную авиационную дивизию, Герой Советского Союза, впоследствии заслуженный мастер спорта СССР М. П. Чечнева. “Ночью па старт вынесли наше гвардейское знамя. Состоялся митинг. Командир полка гвардии майор Е. Д. Бершадская призвала весь личный состав с честью пронести наше боевое знамя через Белоруссию, бить врага по-гвардейски, так же, как мы били его на Тереке, на Кубани, на Таманском полуострове и в Крыму

Мы стояли в строю перед своими самолетами. И перед мысленным взором каждой из нас проходили недавние картины боевых эпизодов из пройденного пути нашего полка. В каждом сердце зрела решимость драться с врагом до последнего вздоха и непременно победить”

Всю ночь самолеты По-2 этой дивизии бомбили противника в районах Перелоги, Головичи, Будило, ст. Перевоз, всю ночь на головы фашистских захватчиков сыпались бомбы. 619 самолето-вылетов совершила авиация в полосе главного удара в ночь на 23 июня. По 4—5 вылетов на каждый самолет произвели наши летчики за короткую летнюю ночь

Удары в основном наносились по огневым позициям артиллерии, минометов, по оборонительным сооружениям и живой силе врага. Бомбы падали точно, причиняя значительный ущерб противнику. О высокой эффективности этих ударов сообщали и военнопленные. Один из них, санитар из 377-й пехотной дивизии, показал па допросе: “В результате налета войскам нанесен существенный урон. Из 60 человек роты было убито и ранено во время бомбардировки до половины состава. Я сам лично перевязал 20 человек, раненных осколками бомб”

Массированные действия ночных бомбардировщиков перед участком прорыва в значительной мере помогли сломить стойкость обороны противника и облегчили прорыв оборонительной полосы по р. Проне

Наступило утро — первое утро новой операции. На 7.00 было запланировано начало артиллерийской подготовки. В 9.00, после удара бомбардировщиков 16-й воздушной армии генерала С. И. Руденко, должна была начаться атака войск 49-й армии и активные боевые действия наших штурмовиков. Но плохая погода в который раз заставила изменить планы. Шел проливной дождь, в низинах стоял туман, видимость упала до 200—300 м. Пришлось перенести на 2 часа начало атаки и соответственно изменить время артподготовки. Но и в 9 часов погода не улучшилась — пришлось начинать артподготовку в сложных погодных условиях

В 11.00 перешли в атаку сухопутные войска, но без авиационной подготовки и, что хуже всего, без поддержки штурмовиков. Лишь во второй половине дня погода несколько улучшилась, и первые группы Илов в сопровождении истребителей вылетели на штурмовку уже начавших отход вражеских войск. Вначале это были пары, затем четверки и к вечеру более крупные группы штурмовиков. Штурмовики успешно атаковали артиллерию противника, но особенно эффективные удары они наносили по колоннам отходивших вражеских войск. Как говорится, нет худа без добра. Так было и на этот раз. Прошедший сильный дождь вывел из строя проселочные дороги, поэтому отходящие колонны противника устремились на запад по большаку Заложье, Хоньковичи, Сухари — единственной хорошей дороге в районе. А это облегчило ведение борьбы с ними. Более 70 вражеских автомашин было уничтожено к исходу дня нашими экипажами только на этом участке дороги. В районе Большое Щокотово, Хоньковичи звено штурмовиков Ил-2 62-го штурмового авиаполка под командованием старшего лейтенанта Андреева в сопровождении истребителей 172-го истребительного полка атаковало вражескую колонну из 100 автомашин и 20 танков. Удар был чувствительным — 2 танка и 8 автомашин запылали на дороге

Успешно действовали наши разведчики. В сложных условиях погоды экипажи 163-го гвардейского истребительного авиационного полка непрерывно вели разведку поля боя. Летчиками этого полка старшими лейтенантами С. И. Харламовым и П. М. Батыревым было установлено начало отхода вражеских войск на промежуточный оборонительный рубеж по р. Басе. Экипажи этого же полка обеспечивали нас данными о положении отходящих вражеских войск. Основываясь на данных воздушной разведки, командующий 49-й армией принял меры к развитию успеха

Немедленно были организованы удары по войскам и технике противника у переправ через р. Басю. Я уже указывал, что основной поток отходящих вражеских войск направлялся по единственной хорошей дороге Заложье — Сухари. Уничтожение переправы через р. Басю у д. Хильковичи парой Ил-2 в составе замечательного мастера штурмовых ударов, впоследствии дважды Героя Советского Союза А. Н. Ефимова и его ведомого М. Н. Бабкина поставило противника в критическое положение

Окончился первый день операции. Наступающие войска продвинулись на 5—8 км, расширив прорыв до 20 км по фронту. Несмотря на исключительно сложные условия, соединения 4-й воздушной армии оказали посильную помощь ударной группировке войск фронта. За вторую половину дня они произвели более 600 самолето-вылетов. Командующий войсками фронта и Военный совет высоко оцепили действия армии, приказав объявить благодарность всему ее летному составу

На следующий день войска фронта продолжали успешно продвигаться на запад, вышли на р. Басю, форсировали ее и захватили плацдарм. С прорывом промежуточного оборонительного рубежа создались условия для ввода подвижной группы. В 19.00 подвижная группа начала переправу через р. Басю

24 июня погода была хорошей, и соединения 4-й воздушной армии произвели 873 самолето-вылета. Основные усилия воздушной армии в этот день были направлены на поддержку сухопутных войск при форсировании ими реки и захвате плацдарма, а во второй половине дня — на обеспечение ввода в прорыв подвижной группы

Противник, используя выгодные условия местности, вел арьергардные бои, пытался сдерживать продвижение советских войск. Наши штурмовики помогали пехоте, артиллерии и танкам преодолевать сопротивление отходящих войск врага. Неоднократно они наносили удары по целям, обозначаемым наземными войсками артиллерийскими дымовыми снарядами или цветными ракетами. Так, три звена самолетов Ил-2 103-го штурмового авиационного полка 230-й штурмовой авиационной дивизии под командой старшего лейтенанта Поликарпова начали штурмовать вражескую колонну на дороге. В это время командир одного из звеньев, старший лейтенант Коваленко, заметил, как над расположением вражеской полевой артиллерии разорвалось несколько снарядов белого дыма. Это артиллеристы указывали цель, препятствовавшую успешному продвижению нашей пехоты. Коваленко повел звено на цель — вражеская артиллерия была подавлена, наши пехотинцы избавились от огня противника

В условиях быстро меняющейся обстановки важное значение приобретала тактическая грамотность и инициатива ведущих групп. Иногда ведущему группы приходилось выбирать самому цели для удара. Ведущий определял, какие цели представляют наибольшую опасность для наших войск в данное время. В этом отношении весьма характерен вылет трех пар самолетов Ил-2 7-го гвардейского штурмового авиационного полка 24 июня. Командир группы гвардии лейтенант К. А. Аверьянов нашел заданную цель — скопление вражеских танков и приступил к выполнению задачи

Однако после первой атаки он заметил, что три вражеских самоходных орудия “фердинанд” и другие противотанковые средства открыли интенсивный огонь по нашим 12 атакующим танкам и следовавшим за ними автоматчикам

По какой цели наносить удар? Ведь обе они важные. Аверьянов правильно решил, что в данный момент “фердинанды” и противотанковые средства врага представляют для наших войск большую опасность. Атака группы Аверьянова сорвала намерение противника; наши танки и пехота овладели важным опорным пунктом

25 июня войска фронта продолжали успешно наступать. Соединения воздушной армии, оказывая эффективную поддержку сухопутным войскам, произвели 900 самолето-вылетов. Оборона противника оказалась прорванной на фронте в 75 км и на 30 км в глубину

В ночь на 26 июня противник стал отходить на всех участках 2-го Белорусского фронта. Началось преследование врага всеми армиями

Успехи нашего фронта были высоко оценены Верховным Главнокомандованием. В специальном приказе в числе отличившихся отмечены многие соединения и части воздушной армии: 230-я и 233-я штурмовые авиационные дивизии, 309-я истребительная авиационная дивизия, 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 163-й гвардейский истребительный авиационный полк. Приятно было сознавать, что в достигнутом успехе фронта весомая доля принадлежала нашей воздушной армии. Около трех тысяч вылетов произвели ее соединения и части за это время

Учитывая неблагоприятную погоду в первый день операции и относительно немногочисленный состав воздушной армии, можно сказать, что летчики успешно справились с возложенными на них задачами

На следующий день соединения воздушной армии основные усилия направляли на поддержку войск подвижной группы, форсировавших р. Днепр и захвативших плацдарм на его западном берегу. Противник прекрасно понимал важность удержания обороны по этому водному рубежу. К плацдарму потянулись войска, танки и самоходные орудия. Начались упорные бои за удержание плацдарма, отражение сильных контратак врага. С целью достижения тесного взаимодействия с войсками, удерживавшими плацдарм, на КП командующего подвижной группой разместился с радиостанцией командир 233-й шад полковник В. И. Смоловик.

Через каждые 10—15 минут над плацдармом появлялись группы штурмовиков в сопровождении истребителей. Горели танки контратакующих вражеских войск, их артиллерия не могла вести эффективный огонь, будучи подавленной меткими ударами нашей авиации. Неоднократные контратаки врага разбивались о стойкость наших войск, надежно прикрытых с воздуха истребителями и поддержанных штурмовиками

Форсирование советскими войсками Днепра севернее Могилева, безуспешные попытки врага контратаками остановить дальнейшее продвижение наших частей на запад создали серьезную угрозу всей могилевской группировке противника. Не надеясь удержать Могилев, фашистское командование уже с 24 июня начало вывозить из него по железной дороге ценные грузы и тяжелую технику. Перед нами была поставлена новая задача — сорвать перевозки врага по железной дороге, не допустить вывоза награбленного имущества и ценностей из Могилева.

Надо сказать, что эта задача тоже была решена нашими летчиками неплохо. Движение железнодорожного транспорта было дезорганизовано, только на станциях Шклов и Копысь скопилось около 500 вагонов и 10 паровозов. Осмотр специальной комиссии установил,что на ст. Шклов до 25% подвижного состава было выведено из строя и разрушено действиями нашей авиации

28 июня войска 2-го Белорусского фронта освободили Могилев. В этих боях также участвовали части 4-й воздушной армии. Положение немецко-фашистских войск в Белоруссии стало катастрофическим. Войска 1-го и 3-го Белорусских фронтов, выйдя на Березину и форсировав ее, глубоко охватили с севера и юга вражескую группировку восточнее Минска. Оборонявшаяся перед 2-м Белорусским фронтом 4-я гитлеровская армия не смогла оторваться от наших войск и отойти к Минску

В этот же день все фронты, участвовавшие в операции, в том числе и лат, получили новые задачи, выполнение которых должно было привести к освобождению столицы Белоруссии Минска и окружению восточнее ее войск 4-й армии. Не допустить организованного, планомерного отхода противника, сковать его, не дать ему возможности быстро отойти на запад — такова была задача войск фронта и его авиации. Действия нашей авиации с 28 июня по 3 июля по существу приняли характер широкого авиационного преследования отходивших вражеских войск от Днепра до Березины

Гитлеровским войскам приходилось отступать по лесисто-болотистой местности с крайне ограниченным количеством дорог. Это обстоятельство вынуждало противника отходить по двум-трем основным дорогам, нередко запруживая их колоннами в 2—3, а иногда и в 4 ряда. Основной поток двигался по шоссе Могилев — Минск

Гитлеровцы несли значительные потери. Особенно большой урон врагу наносили ниши соединения на участке этого шоссе от Белыничей до Березины протяженностью в 50 км. Пять деревянных мостов через небольшие речки, большой лесной массив (100% дороги проходило в лесу), 8 км дороги через болото — все это создавало исключительно благоприятные условия для ударов по отходившим колоннам врага

Практика показала, что наибольший результат достигался в тех случаях, когда штурмовые дивизии получали определенный участок дороги (чаще всего магистрали Могилев —Минск). Командиру дивизии предоставлялась полная самостоятельность в организации своевременных и непрерывных ударов. Тактика сводилась к следующему. С получением боевой задачи командир дивизии высылал группу штурмовиков для ведения воздушной разведки отступающих войск противника. Обнаружив крупную вражескую колонну, ведущий докладывал о ней командиру дивизии и одновременно приступал к штурмовке.

При этом штурмовики стремились создать “пробку” на дороге с целью задержать движение вражеской колонны. Как правило, для этого выбирались лесные участки дороги, проходящие по заболоченной местности, на которых застигнутый штурмовиками противник не мог рассредоточиться и совершить объезд. Действия штурмовиков всегда вносили панику в ряды врага: солдаты при появлении самолетов разбегались в стороны, вся техника, обозы оставались на дороге.

Организованного противодействия зенитных частей врага, как правило, не было, что создавало почти идеальные условия для наших летчиков. В результате удара уничтожалась техника врага, наносились потери живой силе.

Иногда первый удар сопровождался разрушением мостов через заболоченные реки. Образовывались “пробки”, чем немедленно мы пользовались. Вылетали новые группы штурмовиков и вступали в сражение. Нередко в нем принимали участие и истребители сопровождения, так как вражеские истребители противодействия в воздухе почти не оказывали

Типичными для штурмовиков являлись боевые действия 230-й шад под командованием генерал-майора авиации С. Г. Гетьмана 29 июня. В 5 часов 48 минут на разведку отходящих войск врага вылетела первая группа в составе 4 самолетов Ил-2, руководимая Героем Советского Союза капитанам И. Л. Карабутом, следом за ней группа младшего лейтенанта Остапенко, затем звено старшего лейтенанта Демакова. Обнаружить вражеские колонны не составляло большого труда — дорог мало и все они под непрерывным наблюдением.

Особенно большое скопление было отмечено на участке шоссе Заболотье — Василевщина. О колоннах можно было судить хотя бы по таким данным: только на участке Белыничи — Погост двигалось до 600 транспортных единиц. Эти разведданные немедленно передали с борта экипажей разведчиков по радио, и сразу же был осуществлен штурмовой Удар

В 9 часов 15 минут состоялся вылет новых групп, затем еще и еще — через каждые 8—10 минут. По вражеским колоннам непрерывно били пушки и пулеметы, кругом рвались бомбы и снаряды

Как я уже отмечал, в этом районе было много небольших мостов. К 15.00 все они были разрушены нашими штурмовиками, движение фактически прекратилось. Образовались огромные скопления на дорогах. В этот день 20 групп 230-й шад вылетали для выполнения задания. Противник понес большие потери. Во второй половине дня ему пришлось свернуть с шоссе на проселочные дороги, которыми он рассчитывал выйти к Березине. Конечно, скорость движения резко уменьшилась. Еще 20 групп самолетов Ил-2 проштурмовали врага. В 20 час летчики 230-й шад и сопровождавшие их истребители 229-й иад закончили боевые действия

Как только наступала темнота, в небе Белоруссии появлялись неутомимые труженики — самолеты По-2 325-й нбад, Они продолжали дело, начатое штурмовиками. Всю ночь они бомбили врага, не давая ему покоя и нанося ощутимый ущерб. Летчики этой дивизии совершили 797 вылетов с 28 июня по 3 июля 1944 г

В период авиационного преследования врага неоценимую помощь нам и командованию наземных войск оказывали самолеты-разведчики. Они постоянно информировали о положении своих и вражеских войск, указывали направления отхода противника. Неоднократно по их данным удавалось причинять большой ущерб врагу. Мастерски вели воздушную разведку командир 163-го гвардейского истребительного авиационного полка подполковник П. К. Козаченко и командир звена этого же полка старший лейтенант С. И. Харламов

3 июля соединения 2-го Белорусского фронта форсировали Березину. Разбитые и деморализованные войска противника, проделавшие путь от Днепра до Березины под непрерывными ударами нашей авиации, не смогли своевременно занять оборону по выгодному рубежу, каким являлась р. Березина. Пока они с большим трудом покрывали это расстояние, войска соседних фронтов оказались уже в их тылу. 3 июля Минск был освобожден, а восточнее его оказалась в окружении 100-тысячная группировка врага

В том, что крупная группировка противника не смогла избежать окружения, в значительной степени “повинны” наши летчики. Они днем и ночью громили отступающие войска противника. Бывший командующий 4-й армией генерал Курт Типпельскирх сетовал, что “...непрерывные налеты авиации противника причиняли тяжелые потери”

На высокую эффективность действий пашей авиации указывали и другие генералы фашистской армии. “В настоящих операциях русских войск авиация сыграла первостепенную роль. Она повлияла на ход всей кампании на данном участке фронта. Применяемые в большом количестве самолеты-штурмовики явились эффективным средством, нарушившим планомерный отход наших войск... Русская авиация не дала возможности нашим войскам оказать организованное сопротивление на таком мощном естественном рубеже, как река Березина,— так оценивал боевые действия нашей авиации один из командиров дивизий, попавший в плен 11 июля

О том же говорили пленные фашистские солдаты. “На лесных дорогах мы подвергались непрерывным атакам штурмовиков, которые наносили нашим колоннам ужасные потери. Так как колонны были очень плотные —по дорогам двигались в 2—3 ряда, потери при налетах часто равнялись 50—60%. Все дороги нашего отступления усеяны трупами. Моральное воздействие авиации огромное. Как только раздавался гул приближавшихся самолетов, солдаты бросали на дорогах автомашины, подводы и бежали прятаться в рожь пли в лес. Если машины и подводы съезжали с шоссе, то они вязли в болотах. Устраивались сплошные “пробки”,— так рассказывал один из пленных 677-го рабочего батальона

В том, что все представители немецко-фашистских войск — от рядового солдата до командира дивизии и командующего армией — признавали большую роль советской авиации в срыве их замыслов, ничего нет удивительного. Почти 2 тыс. самолето-вылетов в течение 5 суток произвели части и соединения 4-й воздушной армии. В полосе нашего фронта наносили также удары бомбардировщики 1б-й воздушной армии под командованием генерала С. И. Руденко. Враг хорошо узнал силу ударов советских летчиков

Затем частям и соединениям 4-й воздушной армии пришлось принять участие в ликвидации окруженной восточнее Минска группировки противника. Эту задачу воздушной армии пришлось решать в своеобразных условиях. Окруженные войска, пробиваясь на запад отдельными разрозненными группами, выходили в район намеченного базирования наших соединений. Мы не всегда могли поэтому производить перебазирование на ближайшие к фронту аэродромы.

Приходилось летать в основном с удаленных аэродромов и действовать на предельном радиусе. Но это вовсе не означало, что мы пассивно ожидали, пока сухопутные войска освободят от врага намеченные районы базирования. Наши передовые батальоны аэродромного обслуживания находились вместе с наземными войсками и готовили освобождаемые аэродромы для боевой деятельности. Но так как сюда же выходили и блуждающие группы неприятеля, то приходилось неоднократно вступать с ними в наземные бои. Об одном мне и хочется рассказать. Утром 6 июля на один из аэродромов недалеко от Минска прибыло до 40% личного состава 444-го батальона аэродромного обслуживания во главе с командиром майором Алексашиным. Батальон должен был в кратчайшее время подготовить аэродром для приема истребителей

Вначале обстановка в районе аэродрома была спокойной. Но вдруг в 14 часов начался пулеметный, автоматный и даже артиллерийский обстрел. Личный состав батальона немедленно занял оборону, командир выслал разведку. Ее итоги были неутешительными — в этом районе располагалось до 1000 солдат и офицеров противника

На следующий день положение еще более усложнилось — к аэродрому просочилась группа противника в 3 тыс. человек. Как выяснилось позже, она должна была захватить наш аэродром и обеспечить посадку на нем своих транспортных самолетов. Враг намеревался навести “воздушный мост” к окруженным войскам. Ночью 8 июля над аэродромом появились и первые самолеты — три Ю-52. Они построились в круг, подавая условные знаки. Но аэродром был в наших руках. Фашистские войска, находившиеся в районе аэродрома, подали сигнал: “Аэродром захватить не удалось”. Экипажи Ю-52 обстреляли аэродром из турельных пулеметов и улетели на запад

Одновременно с этим развернулся ожесточенный бой на земле, фашисты не смогли овладеть аэродромом. Понеся большие потери (180 убитых, 150 раненых), противник временно прекратил атаки

Утром на аэродром прилетели самолеты 163-го гвардейского истребительного авиационного полка во главе со своим командиром. В течение первой половины дня обстановка была относительно спокойной. Часть личного состава готовилась к боевым действиям, другие находились в обороне. Но в 15 часов обстановка ухудшилась — в соседних деревнях были обнаружены немцы.

Для уточнения данных наземной разведки на самолете Ла-5 вылетел незадолго до этого прибывший в полк заместитель командира 229-й иад полковник А. Г. Маркелов. Он не только подтвердил эти данные, но и проштурмовал вражескую группировку. После посадки Маркелова на штурмовку врага вылетела еще пара самолетов Ла-5. Используя хотя и небольшую поддержку со стороны истребителей, работники батальона аэродромного обслуживания отразили атаки врага. Противнику не удалось захватить аэродром. Личный состав 444-го, а затем и подошедшего 70С-го батальонов аэродромного обслуживания проявил подлинное мужество, отвагу и воинское умение при срыве намерений врага

Такие случаи были не единичными. Об этом красноречиво говорят цифры: в результате наземных боев частей воздушной армии с окруженными группами противника убито около 1000 и пленено свыше 1800 солдат и офицеров. В числе пленных оказался генерал — один из командиров армейских корпусов

В боях с блуждавшими группировками врага принимали активное участие и наши отважные женщины — летчицы 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. Они отыскивали противника, бомбили и обстреливали его, а иногда и принимали капитуляцию

Необходимо было в кратчайший срок ликвидировать окруженную восточнее Минска группировку. Это диктовалось главным образом тем, что противник оказался в районах, через которые проходили основные коммуникации фронта, да и не только нашего, но и соседей

К ликвидации окруженной группировки противника были привлечены войска 2-го Белорусского и часть сил 3-го Белорусского фронтов. Авиационное обеспечение осуществлялось соединениями 1-й и 4-й воздушных армий и авиации дальнего действия. 33-я армия своим правым флангом отрезала пути отхода противнику на северо-запад, а центром и левым флангом во взаимодействии с соединениями 50-й армии ликвидировала вражескую группировку в районе севернее и северо-восточнее Волма. Войска 49-й армии, продолжая наступление на Апчак, преграждали пути отхода противнику на юг и юго-запад, одновременно ликвидируя его группировки в районе Смиловичей и западнее

Ликвидация группировки проходила в своеобразных условиях. Группировка не представляла единого целого. Отдельные разоб-щенные группы метались из стороны в сторону, пытаясь найти выход из окружения. Это обстоятельство облегчало их уничтожение. Наши войска могли бить врага по частям. Но противник располагался в лесисто-болотистой местности. Отличная маскировка, возможность отдельными группами просачиваться лесами на запад затрудняли наши действия

Для содействия 49-й армии в быстром поиске и уничтожении врага был выделен 634-й ночной бомбардировочный авиаполк, имевший на вооружении самолеты По-2. Действия этого полка заключались в следующем

Ширина полосы прочесывания местности войсками 49-й армии равнялась 60 км. Она была поделена на 5 участков — по числу стрелковых дивизий. Размер каждого участка — 10—15 км по-фронту, до 30 км в глубину. На каждый участок стрелковых дивизий выделялось по 2 самолета По-2, т. е. одновременно просматривали район окружения 10 экипажей 634-го нбап. Вылеты производились в течение всего дня. Средняя продолжительность каждого полета достигала трех часов, что для По-2 являлось предельным

Экипажи в первую очередь просматривали лесные массивы, кустарники и посевы. В случае обнаружения врага они устанавливали его численность и стремились как можно быстрее навести на него ближайшие части или подразделения 49-й армии

К сожалению, на самолетах По-2 радиостанции в то время отсутствовали, поэтому наведение осуществлялось сбрасыванием вымпела, в котором указывалось место и состав обнаруженных групп. Часто для наведения применялась стрельба ракетами в направлении противника. Иногда даже практиковалась посадка самолетов в расположении или поблизости своих войск и личный доклад о наблюдении

Боевой опыт показал, что такое совместное действие самолетов По-2 и войск 49-й армии полностью себя оправдало. Командование сухопутных войск, штаб воздушной армии постоянно знали о расположении окруженных войск и своевременно принимали надлежащие меры

Успеху способствовало также хорошо налаженное управление и четко организованное взаимодействие полка со штабом 49-й армии. Боевые действия 634-го ночного бомбардировочного авиационного полка велись с аэродрома, находившегося всего лишь в 7 км от штаба 49-й армии и в 2,5 км от передового командного пункта командующего 4-й воздушной армией. На аэродроме постоянно находился представитель штаба 49-й армии. Он передавал нам боевые задачи, сообщал в свой штаб донесения об итогах боевых действий

В конце дня представитель 325-п нбад получал от начальника оперативного отдела штаба 49-й армии задачу на следующий день, а также информацию о положении войск: исходный рубеж выступления соединений армии и рубеж, которого они после прочесывания должны достичь в конце дня; район и время больших привалов,полосы и дороги движения дивизий и ось перемещения их штабов

Отрывок из книги "Освобождение Белоруссии"

Источник: www.mogilevhistory.narod.ru


Могилев InNet

  • Фотообзор
  • Кафе и рестораны
  • Гостиницы
  • Предприниматели Могилева
  • Медицинские центры
  • Знакомства
  • Расписание поездов
  • Справочные телефоны

    Эксклюзивные участники

  • Гостиница "Лира"
  • Керамика ручной работы
  • Клоун-мим группа "Шляпа"
  • Услуги ПОВАРА, торжества
  • Нижнее белье с доставкой
  • Ремонт кресел, диванов
  • Массаж
  • БАДы и косметика NSP
  • Офисная мебель
  • Здесь Ваше место.

    Партнерские сайты

  • Предприятия Могилева
  • Интимные товары
  • Могилевская паутина

    Проект
    Интернет-города Мира

    На сегодняшний день,
    помимо Могилева,
    в этот проект входят:


    Предлжите друзьям подписаться эту на рассылку, присылайте свои материалы.

  • http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу


    В избранное