Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2010-06-30

[лист "Кооператор юга России"] Круглый стол "Совершенствование законодательства,

Рекомендации круглого стола "Совершенствование законодательной базы сельскохозяйственной
потребительской кредитной кооперации"

21 мая 2010 года, г.Москва

Участники круглого стола по совершенствованию законодательства, регулирующего
деятельность сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов отметили,
что сельская кредитная кооперация зарекомендовала себя как эффективный инструмент
финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса. Кроме
того, она выполняет определенную социальную функцию, предоставляя жителям села
возможность реализовать предпринимательскую инициативу, решить вопросы потребительского
займа, повысить покупательную способность и уровень жизни. Для многих жителей
села и мелких городов сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив
- это единственный способ получить доступ к внешнему финансированию.

После десяти лет динамичного экономического роста, начиная со второй половины
2008 г., в условиях экономического кризиса существующая система сельской кредитной
кооперации начала испытывать определенные затруднения - финансовое состояние
отдельных региональных систем сельскохозяйственных потребительских кредитных
кооперативов и отдельных кредитных кооперативов значительно ухудшилось.

Возросло число кредитных кооперативов, не выполняющих свои обязательства
перед кредиторами и перед своими пайщиками, предоставившими кооперативу займы.
Все это не могло не сказаться на состоянии всей системы сельскохозяйственной
потребительской кредитной кооперации. В развитии сельскохозяйственной потребительской
кредитной кооперации появились негативные тенденции. Если на протяжении 2006-2007
гг. ежегодный рост портфеля займов составлял в среднем около 40% в год, то в
2009 г., он снизился на 7 % по сравнению с уровнем 2008 г.

В первую очередь ощутили на себе влияние кризиса кооперативы, осуществляющие
свою деятельность за счет привлеченных средств своих членов. В конце 2008 -
начале 2009 гг. наблюдались попытки массового изъятия сбережений, вызванные
в основном снижением курса национальной валюты по отношению к корзине валют.
Выявились и системные недостатки в методах управления кредитными кооперативами,
рисками портфеля займов и сбережений.

Анализ деятельности кредитных кооперативов показал, что одной из основных
причин финансовых проблем кооперативов сегодня является несовершенство законодательной
базы.

Существующее законодательство и, прежде всего, ФЗ "О сельскохозяйственной
кооперации" и Налоговый кодекс РФ имеет много пробелов в отношении регулирования
деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов:
- отсутствие законодательно установленного органа регулирования и контроля деятельности
сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
- отсутствие правил и нормативов формирования системы гарантирования и страхования
сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, что в условиях экономического
кризиса привело к резкому снижению ликвидности при досрочном изъятии сбережений
членами кооперативов, поставило отдельные кооперативы на грань банкротства;

- отсутствие четких подходов к резервированию, основанных на экономически обоснованном
понимании сути доходов и резервов. Сегодня многие кооперативы не стремятся
обеспечить достаточный размер резервного фонда;
- установленные в ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" финансовые нормативы
носят рекомендательный характер, в связи с этим многие кооперативы не стремятся
установить максимально эффективные их значения, а если и устанавливают, то не
выполняют:
- многие кооперативы имеют обязательства в 15-20 раз превышающие размер собственного
капитала;
- осуществляют неограниченное привлечение сбережений членов кооператива, часто
пенсионеров, не имеющих представления о деятельности кооператива,
без создания системы страхования сбережений, что привело многие кооперативы
к финансовому краху;
- формально подходят к приему в члены кооператива. Сегодня членом кооператива
может стать любой житель села, который приносит в кооператив свои сбережения
в расчете на получение высокого дохода, но не всегда осознает свои обязанности,
особенно в части солидарной ответственности по долгам кооператива;
- установленные нормы деятельности ревизионных союзов сельскохозяйственных
кооперативов требуют определенной корректировки.

Обсудив в открытой дискуссии проблемы законодательного характера, стоящие перед
кооперативным сообществом, участники круглого стола пришли к следующим выводам:

1. ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" в недостаточной мере отражает многие
аспекты деятельности кредитных кооперативов. Необходимо введение в ФЗ отдельного
раздела, посвященного сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам,
в котором нашли бы отражение особенности деятельности кооперативов - формирование
многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации,
условия субсидиарной ответственности членов кооперативов, особенности формирования
членской базы, в том числе ассоциированное членство, финансовые нормативы деятельности
кооперативов и другие.

2. В настоящее время подход к установлению финансовых нормативов деятельности
сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов требует определенной
корректировки. При определении нормативов финансовой деятельности необходимо
исходить от ссудной деятельности, способности кооператива возвращать кредит,
а не от привлечения средств, что существует сегодня.

3.Важным вопросом, который требует законодательного решения является определение
государственного органа, который будет осуществлять регулирование и надзор за
деятельностью СКПК. Считаем целесообразным возложить функции регулирования и
надзора деятельности СКПК на Министерство сельского хозяйства РФ.

4. Требуют решения вопросы налогообложения СКПК.

Представители сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на
конференциях, правовых форумах неоднократно отмечали необходимость изменения
подхода к налогообложению сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов
и предлагали внести изменения в Налоговый кодекс РФ, касающиеся:
- налога на прибыль - доходы, которые сельскохозяйственный потребительский кооператив
получает от операций, направленных на обслуживание своих членов, отнести к доходам,
не увеличивающим налоговую базу, с целью приведения налогообложения в соответствие
с Гражданским кодексом РФ.
- налога на имущество - имущество сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
используемое для ведения деятельности, направленной на обслуживание членов кооператива,
исключить из налоговой базы.
- НДС - операции по реализации товаров (работ, услуг) сельскохозяйственных потребительских
кооперативов отнести к операциям, не подлежащим обложению налогом на добавленную
стоимость.
- дополнения статьи 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам"
пунктом 6 следующего содержания:
"Предоставить СКПК право формирования резервов на возможные потери по займам
и начисленным процентам за пользование займами. Суммы отчислений в резервы на
возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Министерством
сельского хозяйств, признаются расходом."
- внесения изменений в пункт 4 ст.169 гл.21 следующего содержания: "Счета-фактуры
не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за
исключением брокерских и посреднических услуг), а так же банками, страховыми
организациями, негосударственными пенсионными фондами, кредитными кооперативами
и фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения)
в соответствие со статьей 149 настоящего Налогового кодекса РФ".

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола рекомендуют:

Фонду развития сельской кредитной кооперации, Союзу сельских кредитных кооперативов:

1. Создать рабочую группу по разработке проекта изменений в ФЗ "О сельскохозяйственной
кооперации" в соответствии с предложениями участников круглого стола и других
заинтересованных лиц и организаций.

2. Включить в состав рабочей группы представителей Фонда развития сельской кредитной
кооперации, Союза сельских кредитных кооперативов Министерства сельского хозяйства
РФ, Центрального Банка РФ, саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных
кооперативов, АККОР, ОАО "Россельхозбанк".

3. На основе рабочей группы создать Совет по законодательству, действующий на
постоянной основе.

   2010-06-30 23:12:16 (#1123143)

[лист "Кооператор юга России"] Руководителям сельскохозяйственных кредитных потр

Руководителям сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (скачать по ссылке
http://www.ruralcredit.ru/files/FILES/Library/FZ_O_razvitii_malogo_predprinimatel_stve_FZ.doc)
сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, являющиеся субъектами
малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), имеют право на
государственную поддержку.

При этом согласно статье 16 данного Закона господдержка предоставляется:
а) отдельным субъектам МСП,
б) организациям, образующим инфраструктуру поддержки этих субъектов - СКПК второго
и третьего уровней, фондам.

Формы и виды, порядок и условия оказания поддержки субъектов МСП в целом, и отдельных
категорий этих субъектов, например СКПК, могут устанавливаться законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, что дает реальную возможность
совершенствования законодательства в этой части.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г.
178 "О распределении и предоставлении субсидий из Федерального бюджета бюджетам
субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (скачать по
ссылке http://www.ruralcredit.ru/files/FILES/Library/Postanovlenie_178_novoe.doc)
развитие системы кредитования субъектов МСП выделено в самостоятельное мероприятие,
в рамках которого предусмотрено предоставление господдержки для такой категории
МСП, как СКПК.

В соответствии с данными правовыми актами Приказом Минэкономразвития России от
16 февраля 2010 г. 59 утверждены Правила, согласно которым микрофинансовым
организациям, включая СКПК, субсидии предоставляются на следующие цели:
- на компенсацию части затрат СКПК по уплаченным процентам по кредитам, полученным
кооперативами в российских кредитных организациях;
- на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки;
- на компенсацию затрат по обучению и повышени квалификации специалистов;
- на приобретение и/или разработку лицензионного программного обеспечения.

Учитывая вышеизложенное, Фонд развития сельской кредитной кооперации направляет
Вам для использования в работе следующие материалы:
1) Разъяснения к вышеназванному федеральному закону и правительственному Постановлению,
регулирующих порядок предоставления субсидий для СКПК (Приложение 1 - скачать
по ссылке http://www.ruralcredit.ru/files/FILES/Library/Raz_yasnenie_4-2_Prilozhenie_2.doc);
2) Образец заявления о предоставлении субсидии в региональный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации системы Минэкономразвития России (Приложение
2 - скачать по ссылке http://www.ruralcredit.ru/files/FILES/Prilozhenie_2.doc);
3) Перечень документов для оформления субсидий для СКПК и порядок предоставления
этих документов (Приложение 3 - скачать по ссылке http://www.ruralcredit.ru/files/FILES/Prilozhenie_3.doc).
4) Перечень документов, предоставляемых СКПК для получения кредита в банке (на
примере перечня документов ОАО "Россельхозбанк" - см. Приложение 4 - скачать
по ссылке http://www.rshb.ru/legal/credit/coop/credit_ckpk/index.php.

Генеральный директор ФРСКК А.Н. Рассказов

   2010-06-30 22:50:40 (#1123120)

[лист "Кооператор юга России"] Обслуживающие кооперативы не вправе применять ЕСХ

Обслуживающие кооперативы не вправе применять ЕСХН

Источник: ИА "Клерк.Ру", http://www.klerk.ru/buh/news/187710/
Дата публикации: 23 июня 2010 г.

Минфин РФ в своем письме 03-11-06/1/14 от 10.06.2010 (http://www.klerk.ru/doc/187589/)
рассматривает возможность применения системы ЕСХН обслуживающего сельскохозяйственного
потребительского кооператива.

В письме отмечается, что в налогоплательщиками единого сельскохозяйственного
налога признаются организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями
и перешедшие на уплату данного налога в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются, в том числе, сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие,
садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии
с Федеральным законом от 08.12.1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации",
у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного
производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки,
произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного
производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ для членов
данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации не менее 70%.

Вместе с тем, обслуживающие кооперативы, к которым отнесены кооперативы, осуществляющие
механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные
работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному,
правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному
и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств и другие
работы и услуги, в перечень потребительских кооперативов, которые могут быть
отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям, не включены.

В связи с этим указанные кооперативы применять систему ЕСХН не вправе.

Отдел новостей ИА "Клерк.Ру".

   2010-06-30 22:37:53 (#1123105)