Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[лист "Кооператор юга России"] Государственная политика в сфере кредитной кооперации

Информационное сообщение от 24.05.2010

Источник: Официальный сайт Минфина РФ,
http://www1.minfin.ru/ru/regulation/creditcoop/index.php?id4=9724

Департамент финансовой политики сообщает, что 2 августа 2009 года вступил в силу
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. 163-ФЗ "О внесении изменения в статью
5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым к организациям,
осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены
кредитные потребительские кооперативы.

Указанным законом на кредитные потребительские кооперативы распространяется обязанность
принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным
законом от 7 августа 2001 года 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный
закон 115-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение.

В частности, кредитные потребительские кооперативы обязаны:

- разрабатывать и утверждать правила внутреннего контроля и программы его осуществления
в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма;

- назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего
контроля и реализацию программ его осуществления;

- сообщать в Росфинмониторинг обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю,
указанных в статье 6 Федерального закона 115‑ФЗ, о которых им стало известно
в ходе осуществляемой деятельности, а также об иных операциях с денежными средствами
или иным имуществом в соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного Федерального
закона, в случае возникновения подозрений, что какие-либо операции осуществляются
в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования
терроризма.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона 115-ФЗ контроль за исполнением
физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования,
хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю,
а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими
надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2009 г. 190-ФЗ "О
кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон 190‑ФЗ) государственное
регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется определяемым
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики,
нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю
и надзору в сфере кредитной кооперации.

Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. 329, определено, что
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере кредитной кооперации, а также органом, уполномоченным на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации.

В рамках своей компетенции, Минфин России осуществляет контроль и надзор за соблюдением
кредитными потребительскими кооперативами требований законодательства Российской
Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма, что, в том числе, предполагает согласование
правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила внутреннего
контроля) кредитных кооперативов.

Правила внутреннего контроля, разрабатываемые кредитными кооперативами, должны
соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации Рекомендациям
по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами
или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В настоящее время, в стадии разработки и согласования находится Административный
регламент Минфина России по исполнению государственной функции осуществления
контроля и надзора за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований
законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Регламент).

В соответствии с проектом Регламента, основанием для начала процедуры согласования
правил внутреннего контроля является получение Минфином России обращения кредитного
потребительского кооператива о согласовании правил внутреннего контроля, к которому
прилагаются:

- копия Устава кредитного потребительского кооператива (заверенная руководителем,
прошитая, пронумерованная и скрепленная печатью);

- два экземпляра правил внутреннего контроля;

- один экземпляр распорядительного документа, подтверждающего назначение специальных(го)
должностных(го) лиц(а), ответственных(го) за соблюдение правил и реализацию программ
осуществления внутреннего контроля;

- документы, свидетельствующие о соответствии специальных должностных лиц, ответственных
за соблюдение правил и реализацию программ осуществления внутреннего контроля
квалификационным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 декабря 2005 г. 715 "О квалификационных требованиях к специальным
должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и
программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров,
идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

После утверждения указанного Регламента, Минфин России будет осуществлять согласование
правил внутреннего контроля кредитных кооперативов в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Информация об утверждении регламента будет опубликована на интернет-сайте Минфина
России (www.minfin.ru).

Кроме того, Минфин России наделен функцией по ведению государственного реестра
кредитных кооперативов, в связи с чем, кредитные кооперативы не должны осуществлять
специальную процедуру постановки на учет, в целях исполнения закона о противодействии
легализации доходов. Для включения кредитного потребительского кооператива в
государственный реестр кредитных кооперативов необходимо в срок до 4 августа
2010 года привести в соответствие с Федеральным законом 190-ФЗ учредительные
документы кредитного кооператива и внести соответствующие изменения в Единый
государственный реестр юридических лиц, в порядке, определенном Федеральным законом
от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей".

Во исполнение пункта 2 статьи 6 "Операции с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащие обязательному контролю" Федерального закона 115-ФЗ, Минфин России
предоставляет кредитным потребительским кооперативам код доступа к Перечню организаций
и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской
деятельности (далее - Перечень), размещенному в закрытом разделе официального
сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу в сети Интернет (http://www.fedsfm.ru/).

Перечень содержит информацию закрытого характера, в связи с чем запрещено его
размещение в открытом доступе, передача содержащейся в нем информации третьим
лицам, а также распространение пароля и имени пользователя для доступа к Перечню.
В настоящее время, предоставление кода доступа производится Минфином России исключительно
при поступлении соответствующего заявления кредитного потребительского кооператива.

Ответить   Mon, 31 May 2010 23:11:14 +0400 (#1093449)

 

Ответы:

* Добрый день, Роман.
Как к этой информации относиться сельскохозяйственным потребительским
кредитным кооперативам работающим в рамках ФЗ No193? Может быть есть
какие-то официальные разъяснения? Я не всречала.
На Седьмой Национальной конференции по микрофинансированию в ноябре
2009г. разработчик проекта этого закона НР ОНО "Возможность для всех"
Тагирова В.Т., представитель ревизионного управления Минсельхоза
Самрской области Кооломкина М.В. и Председатель ФРСК Рассаказов А.,
ответили что нас этот Закон не касается. Судя по нормам закона нас этот
Закон действительно не касается, но что бы договориться на этом берегу,
а не доказывать потом (вплоть до Высшего адбитражного суда) что мы не
такие, мы другие и нас это не касается, надо наверное официальное
разъяснение Минфина или Минэкономразвития по этому вопросу получить.
Может быть всем (в том числе и сельскохозяйственным) кредитным
потребительским, для того что бы работать на поле кредитной кооперации,
необходимо привести свои документы в соответствие с ФЗ No190?
Но из Закона это вроде бы не следует.
С уважением,
Татьяна Андреевна Большакова.

--