Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

История и Архитектура Санкт-Петербурга Главный штаб


 

РАССЫЛКА 39

 

 

ГЛАВНЫЙ ШТАБ

 

 

Дворцовая пл., 6-8

 

 

Уважаемый ВИТАЛИЙ!!!

Напишите, пожалуйста, материал по Зданию Генерального штаба на Дворцовой.
                    С уважением.
                     Владимир Чернов

                       С праздником!
  4.11.2006
г.  

 

 

Создание грандиозного ансамбля Дворцовой площади, которая до того времени со стороны Мойки была застроена обывательскими домами, К.И. Росси завершает в 1819-1829 годах. На месте жилых домов он возводит 2 протяжённых здания для размещения Главного штаба и двух министерств – иностранных дел и финансов.

 

Расположенное напротив Зимнего дворца, пышной барочной царской резиденции, классически строгое здание Главного штаба занимает огромное пространство от Невского проспекта до излучины реки Мойки. Линии фасадов двух обращённых на площадь корпусов плавно закругляются, очерчивая её южную границу. Оба здания объединены аркой, которой зодчий придал триумфальный характер – колесница Победы и фигуры воинов над ней олицетворяли славу России, победившей в войне 1812 года.

 

Арка возведена одновременно с корпусами самого здания штаба в 1819-1829 годах по проекту арх. Карла Ивановича Росси. (1775-1849). Перекрывающая Большую Морскую улицу арка поднялась на высоту 28 метров. Её плоскости украшены воинскими доспехами, фигурами воинов и летящих гениев Славы. Завершает арку крылатая фигура Победы на колеснице с шестёркой коней. Скульптурные украшения арки и кони вычеканены из листовой меди по моделям В.И. Демут-Малиновского, а колесница – С.С. Пименова.

 

Арка двойная – одна сторона обращена на Большую морскую улицу, другая – на площадь.

 

Открыта колесница была 26.10.1828 в честь победы России над Наполеоном по инициативе имп. Николая I. Это самый большой памятник старого Петербурга. Его высота почти 10 метров.

 

По блестящему сочетанию скульптуры с архитектурными формами это непревзойдённый шедевр мирового зодчества. Расположенные по сторонам арки грандиозные корпуса Главного штаба отличаются редкостной монументальностью, простотой убранства и удачно найденными пропорциями. Связанные между собой Триумфальной аркой, они охватывают Дворцовую площадь с южной стороны.

 

Однако, прочность арки вызывала сомнение. Росси, уверенный в правильности своих расчётов, заявил: «Если арка упадёт, я готов упасть вместе с нею». Когда снимали строительные леса, он стоял на самом верху, над сводом арки, ни на минуту не сомневаясь в её прочности, и оказался прав.

 

Собственно Главный штаб занимал западный корпус (от арки до Невского проспекта). Восточное крыло здания отводилось под департаменты Министерства иностранных дел и финансов. Первым его хозяином был граф Карл Васильевич (Карл Роберт) Нессельроде (1780 - 1862), который с 1828 года занимал должность вице-канцлера, а с 1845 по 1856 год – канцлера Российской империи. Для него К. Росси выполнил отделку парадных залов Министерства иностранных дел, служебных помещений и личных апартаментов министра и его супруги. Князь Александр Михайлович Горчаков (1798 - 1883), занявший пост канцлера в 1856 году, и его преемники сохранили первоначальное архитектурно-художественное убранство помещений подвластного им министерства. Именно здесь в подлинных исторических интерьерах разместились новые экспозиции Эрмитажа, которому было в 1993 году передано восточное крыло здания.

 

 

Колесница на арке Главного штаба сильно пострадала после новогоднего пожара в 2001 году, и её реставрация обошлась в 22 млн. рублей.

 

За более чем 170 лет существования Колесница Славы частично ремонтировалась четыре раза (последний раз в 1906 году), что объясняется достаточно сложной судьбой памятника и изначальными недостатками его конструкции. В течение последующих лет Колесница Славы не подвергалась никакому ремонту ( если не считать окраску памятника в 1945 году). Уникальный монумент был воссоздан в 2001 году, а затем отреставрирован и декор самой арки. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга исторический облик знаменитого ансамбля Карло Росси на Дворцовой площади был полностью восстановлен. Реставрационные работы финансировались государством и компанией "Интеррос".

 

 

Согласованность основных членений здания Главного штаба с Зимним дворцом создаёт ощущение целостности ансамбля Дворцовой пл., в котором Триумфальная арка, увенчанная колесницей Победы, согласуется с 3-пролётной аркой проезда во двор Зимнего дворца.

 

Сохранилась отделка некоторых помещений, в т.ч. Суворовской лестницы, вестибюля бывшего Министерства иностранных дел. Во время блокады 1941-1944 годов здание пострадало от артобстрелов, реставрировано в 1948-1950 и 1964-1969 годах (художники.-реставраторы А.Н. Ступин, Я.А. Казаков, М.М. Швабский, Б.А. Пуговкин и В.П. Окорочков). В 1989 году часть помещений переданы Государственному Эрмитажу. 

 

 

Глядя на здание Генерального штаба, невозможно мысленно нарисовать его план, даже приблизительно, и дело тут не в размере здания. Набросать план на бумаге сам по себе, отдельно от окружающей застройки, тоже довольно сложно – будет получаться нечто криволинейно-нерегулярное, очевидно неточное. Но стоит сначала схематически обозначить план Адмиралтейской части Петербурга – Неву, Зимний, трехлучие проспектов и Мойку – как план Генштаба нарисуется сам собой, на участке, ограниченном Дворцовой площадью, Мойкой, Невским и прорезаемом отходящей от него Большой Морской улицей. Останется только со стороны площади прочертить курватуру, точно соответствующую протяженности фасада Зимнего дворца, а на оси входной арки Зимнего вставить знаменитую «шарнирную» арку.

 

Сегодня, когда пятно застройки и прохождение теплотрасс стало диктовать форму здания, всё это кажется естественным. Но для XVIII–XIX веков данный планиметрический ход Росси следует признать неклассическим. Точнее, восходящим не к палладианскому принципу ясного и самодостаточного объема виллы или палаццо (принципу, с успехом применявшемуся Росси в других петербургских постройках), а, скорее, к французской традиции «отелей», когда план дома рождается не из него самого, а из сетки улиц.

 

Причины, по которым эта маргинальная с точки зрения классического градостроительства линия была применена Росси, следует искать в специфике задачи, стоявшей перед архитектором.

 

До постройки Карла Росси Дворцовая площадь была именно площадью при дворце, изначально весьма хозяйственного назначения. Сколько-нибудь парадный вид она обрела только когда Юрий Фельтен по желанию Екатерины II заменил единым фасадом часть обрамлявших её домов, населённых в основном русскими и иностранными купцами и ремесленниками. Размер и форма площади были определены генпланом Адмиралтейской части Алексея Квасова (1765–1766) – дугой очерченная граница площади напротив Зимнего придала ей абрис барочной площади‑циркумференции. Заказ Росси был связан с потребностью превратить после триумфа над Наполеоном задний двор царского дворца в главную площадь государства, величественный императорский форум.

 

Ради этого перестраивать аннинское и екатерининское было бессмысленно, нужно было строить заново, апеллируя к истинной, а не функциональной, «изначальной» сущности места, как бы срывая слой XVIII века, будто под ним действительно лежала подлинная классика. Генеральный штаб заменил собой как минимум три квартала. Росси не создал дробный ансамбль, он не стал, как это делали за полвека до него в Париже, встраивать свою классику в уже сложившуюся планировку улиц, он всё снёс. Границами для него оказались не по хозяйственным надобностям проложенные проезды, а река, главная улица и главная площадь. Романтический genius loci ампира основан на случайностях, но только высшего порядка.

 

По особенности расположения Росси требовалось создать «здание‑везде», здание‑замковый камень, присутствующее во многих городских видах и замыкающее на себе несколько главных городских пространств. В прямом соседстве одно такое здание уже стояло – это Адмиралтейство Андреяна Захарова. Сохранив простоту композиции – стена и шпиль‑акцент, – Захаров блестяще решил задачу благодаря безошибочно найденным пропорциям, ордерному ритму, масштабу – то есть главными средствами классической архитектуры. Несмотря на гигантский размер, Адмиралтейство, увиденное с любой точки, выглядит цельным скульптурным телом, этим же качеством обладают античные постройки. Правда, эта сдержанность компенсируется обилием эффектных видовых точек на здание – площадями вокруг него, и в особенности перспективой Невского.

 

Росси нужно было достичь ещё большей торжественности, чем Захарову, а главного барочного эффекта – протяженной перспективы – в его распоряжении не было. Зато были – неправильная, сложная форма, неохватность одним взглядом, колоссальный размер. Возможность неожиданного раскрытия пространства из узкого проезда, замыкания площади сплошным фасадом огромной протяженности, «обнимания» им площади по дуге, акцентирования центральной оси широкой триумфальной аркой. Этому зданию не требовалось законченной формы, ему требовался законченный вид. Росси их создал три.

 

Во-первых, вид с Невского на триумфальную арку с невероятно театральным эффектом преломления перспективы, превращающим «невыгодное», по косой, соединение главной магистрали и площади в почти головокружительный аттракцион. Во-вторых, вид от арки на Зимний, распахивание площади и предъявление «архитектурного государя» города. Третья и главная картина, на которую сколько раз ни смотри, всегда захватывает дух – вид от Зимнего и Адмиралтейства на изогнутый фасад длиной в 580 метров, образующий петербургский форум. Построение архитектурной картины, ведуты – функция не архитектуры, но живописи. Росси, в отличие от Захарова, прибег именно к живописному методу, дав пищу восприятию последующими эпохами ампирного Петербурга как череды театральных декораций. Сочленение картин-декораций Генштаба дало четвёртый, самый фантомный вид на него – угол, выходящий на Мойку. Здание Фельтена имело такой же угол, только у Большой Морской, Росси его выдвинул подальше и тем акцентировал.

 

Острый угол здания Фельтена получался неизбежно, от встречи дуги с подходящей к ней под острым углом линией улицы. В своем здании Росси легко мог этого избежать, несмотря на естественную границу участка – Мойку. Он мог, например, скруглить угол, как сделал это позже в здании Сената и Синода. Так же, как вместо возможности сгармонизировать композицию, он сознательно выбрал неклассический принцип зависимости от участка. Росси в прямом смысле пошёл на обострение ситуации, что говорит о принципиальности его высказывания.

 

Петербург – единственный новоевропейский город, изначально построенный по гипподамовой планировке, геометрическая сетка его улиц идеально упорядочена по принципу классической таблицы. В 1730‑е годы по плану Петра Еропкина классическая геометрия Петербурга прорезается римским трёхлучием – и происходит странная градостроительная интрига. Встречаются не хаос и порядок, не Средневековье и Новое время, но два равновеликих порядка – сталкиваются античность и Ренессанс, таблица и перспектива, логика и эффект. Ясная и умопостигаемая геометрия, подвергнутая косым разрезам ради построения видов, неожиданно даёт виды аклассичные и абсурдные, например – угол Генштаба. Гигантское здание вдруг кончается острым углом, странно изломанной линией стены. В этой точке случайность тела этой архитектуры и картинность её вида проявляется как обнажение приема. Следует оценить эксцентричность классициста Росси, разработавшего сложнейшую композицию ради выявления абсурдности – но и уникальности – единственной в мире точки пересечения двух классических систем.

 

 

Церковь великомученика Георгия Победоносца при Главном штабе.

 

Инициативу о строительстве церкви при главном штабе подал кн. Пётр Михайлович Волконский, который тогда возглавлял штаб. 21.6.1820 Император утвердил решение о создании храма. Освящённая 1.2.1822 церковь размещалась на 4-м этаже дворового флигеля и была украшена коринфскими колоннами жёлтого стюка. Высота церкви с куполом достигала шести сажень. На её стенах висели копии религиозных картин из Эрмитажа, сделанные глухонемыми художниками. Иконы в двухъярусном иконостасе написал академик А.К. Виги. Золочёную утварь из серебра работы парижских мастеров храму подарил Александр I, побывавший в нём вскоре после освящения.

 

В таком виде церковь простояла целых 70 лет. В 1889 году М.А. Иванов начал её расширение и новую отделку на средства Цесаревича и служащих штаба. Так как эта переделка церкви была связана со спасением царской семьи в Борках, то на сводчатом потолке воспроизводилась небесная карта в ночь на 17 октября 1888 года с 1228 звёздами из хрусталя, а на стене помещалась картина „Нагорная проповедь“ академика И.К. Макарова, на которой был представлен Александр III с семьёй.

 

Обновленный храм был отделан под белый и красный мрамор и украшен росписью академика В.В. Васильева и исполненными А. Федюкиным круглыми витражами. Образа написали Н.П. Шаховской и В.П. Худояров; одноярусный иконостас, жертвенник и престол сделал из мрамора Руджа, узорчатые царские врата из бронзы – завод Берто. Освящение состоялось 10.2.1890. Его совершил военный протопресвитер А.А. Желобовский в присутствии Цесаревича Николая Александровича. В витринах хранились ключи взятых в 1866 году двух бухарских крепостей. Мраморные доски напоминали о павших с 1807 года офицерах штаба. Последним настоятелем храма был с 1902 года протоиерей Павел Никанорович Левашов, до него 50 лет прослужил протоиерей Григорий Стефанович Словцов, известный проповедник. Благотворительное общество при храме содержало школу-приют для детей нижних чинов.

 

Церковь была закрыта в 1917 году и через шесть лет разобрана. Ныне в здании – военное учреждение. После реставрации, начатой в середине 1990-х, 4 апреля 2002 года состоялся первый молебен, а 19 июня – освящение храма митрополитом Владимиром.

 

 

Источники:

 

 

1.      1. Б.К. Пукинский "Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов". 1997. СПб. "Норинт"

 

2.      Н.А. Синдаловский "Петербург: от дома к дому... От легенды к легенде...". СПб. "Норинт". 2002

 

3.      Радио России – «Зодчие Петербурга» (Евгений Самарин, Иван Краско). 4.2.2004 

 

4.      www.projectclassica.ru  - Проект Классика. 8.10.2006  

 

5.      В.Я.  Курбатов "Петербург". СПб. "Лениздат". 1993

 

6.      "Ленинград от А до Я". "Лениздат". 1971

 

7.      «Российская газета». №43/2004  

 

8.      www.hermitagemuseum.ru

 

9.      www.encspb.ru – Энциклопедия Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Если у Вас возникли вопросы или пожелания, пишите мне: vita-min@list.ru

 

 

И заходите на мой сайт: www.lividia.narod.ru

 

 

С уважением, Виталий Минченко.

 

 

 

 

Новое на сайте www.lividia.narod.ru :

 

 

  1. МАЛАЯ КОНЮШЕННАЯ УЛИЦА – Санкт-Петербург \ Улицы \ Малая Конюшенная;

     

  2. ДОХОДНЫЙ ДОМ Ф. ЛИДВАЛЯ – Санкт-Петербург \ Улицы \ Малая Конюшенная \ №1-3;

     

  3. МУЗ. ШКОЛА № 18 – Санкт-Петербург \ Улицы \ Малая Конюшенная \ №5;

     

  4. ЗАВОД ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – Санкт-Петербург \ Улицы \ Белы Куна \ №28;

     

  5. НАБЕРЕЖНАЯ ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА – Санкт-Петербург \ Набережные \ Лейтенанта Шмидта;

     

  6. «Академический дом» - Санкт-Петербург \ Набережные \ Лейтенанта Шмидта \ №1;

     

  7. ДОМ КУРАКИНА – Санкт-Петербург \ Набережные \ Лейтенанта Шмидта \ №13   

     

 

 

     Обновления на сайте www.lividia.narod.ru :

 

 

  1. КОНСЕРВАТОРИЯ – Санкт-Петербург \ Площади \ Театральная \ №3;

     

  2. МЮЗИК-ХОЛЛ \ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ» – Санкт-Петербург \ Сады, парки \ Александровский парк \ №4;

     

  3. ОСОБНЯК ВИТТЕ – Санкт-Петербург \ Проспекты \ Каменноостровский \ №5  

     

  

 

 

30 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ – Мой хит-парад \ Альбомы

 


В избранное