Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Морское административное право Украины


Информационный Канал Subscribe.Ru

Морское административное право Украины.

Избранные параграфы из учебника.


 

Выпуск 28

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МОРЯ С СУДОВ

Первый в мире теплоход, нефтяная баржа “Вандал”была построена на заводе “Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель” и приступила к эксплуатации на Каспийском море в начале 60-х годов 19 века. Однако в те времена перевозки нефти не были массовыми. Вопросы предотвращения загрязнения моря с судов попали в поле зрения мировой общественности в период начала первых массовых перевозок нефти морем, когда появились первые специализированные суда для этой цели – танкеры, в начале 20 века. (информация о танкере из Батуми в 1901 г.) Перевозки нефти потребовались с развитием автомобилестроения, химической индустрии, главные центры которых были сосредоточены в Северной Америке и Северной Европе. Особенности эксплуатации танкеров предполагают мойку грузовых помещений после выгрузки груза сырой нефти. Мыли грузовые помещения в те времена водой, которую после этой операции благополучно откачивали за борт. Да и способы перекачки нефти с танкера на берег не исключали возможности утечек нефти за борт судна. Так вот, именно эти обстоятельства послужили причиной общественного беспокойства о состоянии морской среды. Например, в Рейне до начала 20-х годов прошлого века ловился осётр, популяция которого с ростом загрязнения этой судоходной реки была утрачена. Были отмечены всё увеличивающиеся загрязнения портовых вод и прибрежной полосы нефтью и нефтеостатками.

Первую инициативу в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды предприняли в США, где местные власти Нью-Йорка в 1921 г. запретили сброс нефтяных отходов в море в пределах двадцати пяти миль от берега. США выступили и с первой инициативой выработки международных правил в отношении предотвращения окружающей среды. В 1926 г. в Вашингтоне состоялась международная конференция, участие в работе которой приняли 13 государств. На Конференции делегация США выступила с предложением запретить сброс нефти с морских судов. Однако решением, принятым на Конференции сброс нефти в море с судов все же допускался, но при определенных условиях:

-за пределами прибрежных зон, запретных для сброса нефтесодержащих вод, ширина которых устанавливалась прибрежными государствами самостоятельно, но не должна была превышать 50 миль;

-за пределами таких запретных зон сброс нефтяной смеси допускался лишь при содержании нефти в воде, не превышающем 0,05% (для чего предусматривалось установка сепараторов);

На основании Решения Конференции был подготовлен проект международной конвенции, который, впрочем, так и остался проектом.

В 30-х годах с инициативой по разработке международных правил в отношении предотвращения загрязнения моря с судов выступила Великобритания. По её предложению Лигой Наций был подготовлен проект конвенции, во многом совпадающий с проектом, подготовленным в 1926 г. в Вашингтоне и в 1936 г. было принято решение о созыве под эгидой Лиги Наций новой международной конференции по рассмотрению проекта международной конвенции о предотвращении загрязнения моря с судов. Однако такая конференция созвана не была и проект этот также не нашёл своего воплощения в жизнь. Последовавшая вскоре за тем вторая мировая война отодвинула вопросы загрязнения моря на второй план.

После окончания второй мировой войны, с ростом судоходства возрос и интерес к вопросам загрязнения моря. Во время своего первого путешествия на плоту “Кон-Тики” через Тихий океан в 1947 г. Тур Хейердал обратил внимание мировой общественности на то, что во время его путешествия повсюду по пути следования на поверхности воды приходилось видеть пятна нефти.

В 1954 г. по инициативе Великобритании в Лондоне была созвана международная конференция, на которой была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Вступила в силу эта конвенция в 1958 г.

Основными особенностями этой конвенции, получившей название ОЙЛПОЛ54 (от слов ойл-нефть, поллюшн – загрязнение) были:

-установление запретных зон, протяженностью, как правило, 50 миль;

-установление концентрации нефти в воде, допустимой к сбросу за пределами запретных зон – 100 миллиграмм на литр;

-развитие системы береговых приёмных сооружений для нефтесодержащих балластных вод.

В конвенцию ОЙЛПОЛ 54 вносились поправки и дополнения в 1962,69,71 г.г. Однако, было признано, что эффективность этого международного соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью в условиях быстро развивающихся перевозок нефти – невелика.

Те, кто проводил летние отпуска в 70-е годы прошлого столетия на побережии Черного моря в районе Туапсе, Одессы или Феодосии наверняка помнят сгустки мазута, плавающие вблизи берега. Кроме того, было ясно, что загрязнение моря с судов не ограничивается только сбросом нефти.

В 1973 г. В Лондоне состоялась новая Международная конференция по предотвращению загрязнения моря с судов. В работе конференции приняли участие представители 71 стран. На конференции была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 г. (МАРПОЛ 73). Эта конвенция в силу так и не вошла из-за некоторых спорных моментов, включенных в текст правил.

С 1976-77 г.г. в мире произошло несколько аварий танкеров, которые вызвали необходимость пересмотра некоторых положений Конвенции МАРПОЛ 73. Но так как нельзя внести изменения в конвенцию, которая не только не вошла, но также и не имела реальных шансов войти в силу, то было принято решение разработать Протокол к Конвенции МАРПОЛ 74.

Такой Протокол МАРПОЛ 78 был принят на Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения моря с судов, подготовленной ИМО в феврале 1978 г. в Лондоне. Этот Протокол МАРПОЛ 78 включает в себя положения самой Конвенции МАРПОЛ 73, но также содержит новые положения, устраняя, тем самым, препятствия которые стояли на пути ратификации Конвенции МАРПОЛ 73. Конвенция, измененная протоколом известна сейчас как Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к ней (МАРПОЛ 73/78) и в таком виде она вступила в силу в 1983 г.

Работа по разработке и внесению изменений и дополнений в Конвенцию МАРПОЛ 73/78 идёт постоянно.

 

До встречи !

С уважением,

(C) C.Горчаков, 2005


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: country.ua.law.ukrmaritimelaw
Отписаться

В избранное