Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
УКРАИНА  НЕИЗВЕСТНАЯ
Выпуск No 5

Знаем ли мы украинскую ночь? 
Нет, мы не знаем украинской ночи.
В.Маяковский
``ДОЛГ  УКРАИНЕ ``

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Приветствую всех присоединившихся к нашей компании и, конечно же, низко кланяюсь
``старым знакомым''.
Сегодня хочу предложить Вам попутешествовать. Пункт назначения нашего путешествия
- Подляшье. Те, кто интересуется историей, наверное, встречали это название в
книгах. Но представить себе более-менее целостную картину жизни этой части современной
Польши, составить представление о ее жителях, их культуре, языке, вряд ли кому-нибудь
 удалось. Так давайте же посмотрим на Подляшье глазами самих подляшуков. 
Предлагаю Вашему вниманию фрагменты статьи Ивана Игнатюка:

<<ЧТО  МЫ  ЗНАЕМ  О  ПОДЛЯШЬЕ?>>
(``Наше слово'', No 7-10, 2002 г., free.ngo.pl/nslovo)

1. Территория и название Подляшья.

Историческое Подляшье, которое раньше называлось Подляхия, т.е. земля под ляхами,
занимало очень большую территорию.
Название Подляшья проф. Михаил Лесив в книге ``Украинские говоры в Польше'' (стр.
280-281) объясняет так: <<Эту исторически правильную форму названия объясняют
этимологические словари как производную от древнего ``подъ Ляхьi'', что означало
``рядом с поляками'', дословно - под ляхами. Такая этимология названия Подляшья
не отрицается уже сегодня филологами или историками>>. Сами подляшуки свою територию,
на которой живут називают Пуодляше или Подлясе.
На севере территория Подляшья доходила до прежней границы Польши с Пруссией.
Южная граница Подляшья - река Володавка, впадающая в Буг невдалеке от г. Володавы.
От озера Витицкого возле села Витично граница бежит прямой линией к городку Остров
Люблинский, раньше называемом Подляшским. На юге Подляшье граничит с восточной
стороны с Холмщиной, а с западной - с Люблинской землей. Эта южная граница была
почти до конца XVIII века границей между Великим Княжеством Литовским и Польской
Короной.
На востоке историческая территория Подляшья достигала городов Волковыска, Каменца
Литовского и Кобрина, находящихся в современной Беларуси. Сейчас восточной границей
Подляшья является государственная граница Польши с Беларусью по Бугу в современном
Люблинском воеводстве и по суши в современном Подляшском воеводстве Польши (ранее
Белостоцком). На западе Подляшье граничит с Мазовшем вдоль берегов Вислы и нижнего
течения Нарвы.
Современное Подляшье является северо-восточным регионом Польши, включающим Подляшское
воеводство, юго-восточную часть Мазовецкого воеводства с городами Седльце, Соколов
Подляшский и Лосицы, а также северо-восточную часть Люблинского воеводства.
По географической структуре Подляшье является низиной, покрытой лесами - Беловежской
и Книшинской пущей, Парчевскими и Володавскими лесами. Земля здесь песчаная,
неурожайная. Самые большие реки - Буг, Нарва, Бебжа и Крна.

2. Краткий исторический очерк Подляшья

С конца X в. до второй половины XI в. Подляшье входило в состав древнерусского
государства - Киевской Руси, позже в Галичско-Волынское княжество. С  XIV в.
до второй половины XVI в. находилось во владениях Великого Княжества Литовского.
После унии Польши с Литвой в 1569 году Северное Подляшье перешло в Корону, а
Южное в составе Брестского воеводства осталось в пределах Литовского княжества
до 1795 года. После разделов Польши и до Первой мировой войны Подляшье входило
в состав Российской империи. С 1918 г. Подляшье становится частью возрожденного
Польского государства.
Подляшье - регион, где соприкасались культуры балтов и славян, где до сих пор
соприкасаются языки и культура трех братских славянских народов: польского, украинского
и белорусского.

3. Население Подляшья и его история.

Перед возникновением польского и русского государств на территории Подляшья жили
восточнославянские племена: дулебы, которые позже стали называться бужанами и
волынянами, и дреговичи, на севере - балтийское племя ятвягов, а на западе Подляшья
- западнославянское племя мазовшан (мазуры, поэтому на Подляшье поляков называют
мазурами).
Автохтонное население Южного Подляшья, а также Северного между реками Бугом и
Нарвой украинского происхождения, а население, проживающее между Нарвой и Бебжей,
а также на восток от города Гайнивки - белорусского происхождения.
История населения Подляшья, начиная с Люблинской унии 1569 г., трагическая. С
XVI в. начинается латинизация и полонизация украинского и белорусского населения,
в первую очередь его верхних слоев - помещиков и шляхты.
В XVII в. в результате шведского нашествия на Польшу, наезда Трансильвании, набега
Москвы почти половина (!) населения Подляшья погибла от болезней и голода. Во
второй половине XIX в. на Подляшье царила страшная эпидемия холеры и тифа, от
чего умерло более половины (!) жителей.
Позитивным моментом того времени было упразднение царской Россией в 1861 г. крепостничества
и выделение крестьянам в 1864 г. земли, чего не отважилась сделать помещицкая
Польша.
Трагичной для населения Подляшья была I мировая война, в результате которой было
эвакуировано в глубь России почти все украинское и белорусское население.
В 1945-1946 годах переселено в Советскую Украину 26115 человек с Южного Подляшья.
Позже, в 1947 году, в рамках акции ``Висла'' польская армия изгнала из Южного Подляшья
оставшееся украинское население и рассеяла его в бывших прусских землях - всего
около 21 тысячи человек. После так называемой ``оттепели'' в 1957 г. в некоторой
мере исправлены содеянные злодеяния по отношению к украинцам. Разрешены деятельность
Украинского общественно-культурного товарищества и кружков художественной самодеятельности,
обучение детей родному языку.
В 1955-1958 гг. на родные земли вернулось около 12 тысяч человек украинской национальности.
Сейчас по приблизительным данным православной епархии в Люблине в Южном Подляшье
проживает свыше 12 тысяч жителей православного вероисповедания, которых можно
признать украинцами. Больше всего украинцев проживает на юго-востоке Белоподляшского
района, меньше всего - в Парчевском и Володавском районах. Здесь после возвращения
с выселения многие украинцы, боясь новых преследований, перешли с православия
на римо-католическое вероисповедание и этим самым стали поляками. Одним словом,
акция ``Висла'' достигла своей цели.
О том, что в Южном Подляшье жило когда-то украинское население, свидетельствуют
названия сел, городов, фамилии их жителей. Например, под самими Седльцами лежит
село Сток Ляцкий (польский), а дальше на запад Сток Русский (украинский). Доказательством
того, что далеко на западе Южного Подляшья проживало когда-то украинское население,
является информация из Холмского греко-католического Месяцеслова (календаря)
на 1868 год, который издала Холмская греко-католическая епархия, о том, что в
Соколове Подляшском функционировало униатское благочиние (деканат), насчитывавшее
10 приходов. Самыми западными приходами были Городок и Серочин - на 20 км западнее
Соколова.
Что касается Северного Подляшья, то выселения после Второй мировой войны его
не затронули, т.к. считалось что в этом регионе проживают только белорусы, а
также потому что здесь действовал всего один отряд Украинской Повстанческой Армии,
прибывший из-за Буга и не нашедший активной поддержки у населения. Сейчас на
территории между Бугом и Нарвой проживает приблизительно 100 тысяч украиноязычного
православного населения, которое также охватывает медленная ассимиляция с польской
нацией.
(Скорость ассимиляции автором явно недооценена - по опубликованным недавно результатам
переписи населения в Польше в 2002 г. всего украинцами в Польше признала себя
31 тысяча человек. Данные по регионам пока не опубликованы. Прим. автора рассылки)

4. Религия населения.

Украинское и белорусское население Подляшья исповедует православную веру.  Согласно
с принятой здесь традицией вероисповедание определяет национальную принадлежность:
православные - украинцы и белорусы, а римо-католики - поляки, даже если они и
не умеют говорить по-польски.
Христианизация населения Подляшья началась после крещения Киевской Руси в 988
году, но первые христиане восточного обряда появились здесь гораздо раньше. В
начале XII-XIII вв. возникли первые православные церкви в таких местностях, как
Дорогичин, Угруск, Мельник, Бельск, Бранск, Сураж, Верещин, Воин и Городищи.

В начале XIII в. образована в Угруске православная епархия, которая охватывал
Южное Подляшье. Дорогичинская и Бельская земли в Северном Подляшьи с XIII в.
до 1920 г. подчинялись епископу Владимирско-Брестскому. Этот исторический факт
 показывает, что население этих земель было и этнически, и в языковом, и в культурном
плане родственно с Волынью.
После Брестской религиозной унии 1596 г. православное население Подляшья постепенно
переходит в новообразованную греко-католическую Церковь и подчиняется Папе Римскому.
В 1875 году в Южном Подляшьи царская Россия упразднила религиозную унию, восстановила
православие и жестоко преследовала ``упорствующих'' униатов. Под влиянием буржуазно-демократической
революции в 1905 году в России наступает некоторая религиозная ``оттепель'', вследствие
чего свыше 200 тысяч бывших униатов, насильно переведенных в православие, переходят
на римо-католичество, что означало переход их в польскую нацию.
Таких потерь не понесла Православная Церковь в Северном Подляшьи, так как здесь
Униатская Церковь не была сильно латинизированной, и еще в 1839 году она была
воссоединена с Русской Православной Церковью.
Начиная с 1918 г. проходила в Южном Подляшьи так называемая ``ревиндикация'' православных
церквей, а в 1938 г. прошла акция разрушения церквей, в результате которой население
Южного Подляшья и Холмщины потеряло 340 своих церквей из 389 существовавших в
1914 году. 
Сейчас в Южном Подляшьи действует 18 православных приходов (Люблинское воеводство),
которые входят в действующую с 1989 г. Люблинско-Холмскую епархию. В селе Костомолоты
возле Белой Подляшской существует католический приход восточного обряда - ``неоуниатский
приход'', последний свидетель проведенной в 1923 году в Польше так называемой
``правительственной унии'' - перевода на польский язык восточного обряда, т.е.
полонизации верных византийского обряда. В Северном Подляшьи (Подляшское воеводство)
действуют две православные епархии: Белостоцко-Гданьская и Варшавско-Бельская,
которые насчитывают 92 прихода.
Все православные приходы Подляшья принадлежат к Польской Автокефальной Православной
Церкви Константинопольского Патриархата.

5. Язык населения.

Языком населения Подляшья, живущего на территории от гг. Володавы и Острова Люблинского
на юге до реки Нарвы на севере является украинский диалект, называемый украинскими
языковедами надбужанско-полесским, а польскими - подляшским. Этот диалект входит
в состав северного (полесского) наречия украинского языка.
Северная граница подляшского украинского диалекта подтверждена научными исследованиями
и языковедческими картами Польской академии наук. Украинский подляшский диалект
севернее Нарвы и на восток от г. Гайнивка перемешивается с белорусским диалектом.
Украинский диалект Подляшья включает много говоров, которые объединяют в четыре
основных группы: луговицкую, поливицкую, хмацкую и группу архаичных говоров.
Группа луговицких говоров тянется полосой от г. Володавы на север по Бугу до
села Луги за Тересполем над Бугом, и является самой близкой к литературному языку.
Группа поливицких говоров лежит западнее и севернее от луговицких. Характеризуется
средней мягкостью и присутствием дифтонгов (уо), (ие), например, ``куонь'', ``гориелка''.
Хмацкие говоры выступают на юге Подляшья западнее поливицких и близки к ним.
Характерными для них являются выражения типа ``ходылихмо'' (рус. ``мы ходили''),
почему соседи и называют их хмаками.
Архаичные украинские говоры выдвинуты дальше всего на запад, север и северо-восток,
где они соответственно соприкасаются и перемешиваются с польским мазурским говором
и белорусскими говорами. Занимали они когда-то обширную территорию, но уже более
100 лет как большинство из них исчезло, а на их основе возник своеобразный польский
подляшский диалект. Архаичные говоры живут еще на севере у реки Нарвы. Характеризуются
они дифтонгами (уо), (ие), (ыэ) и мягкостью - инфинитивы заканчиваются на -ти
(``робити'' или ``робыти'' - рус. ``делать''), а глаголы множественного числа прошедшего
времени на -ли (``робили'' или ``робыли'' - рус. ``делали'').
Стоит отметить, что сами подляшуки называют свой язык ``простым'', ``нашим'', ``русским''
или даже некоторые ``хахлацким''.

6. Вопросы этнографии и фольклора Подляшья.

С точки зрения этнографических особенностей Украина четко делится на две зоны:
северную и южную. Подляшье является самой западной частью северной зоны.
Характерны для этого региона присущие северной зоне следующие этнографические
явления: соха; борона с деревянными зубьями, посаженными на поперечных участках
из веток деревьев; оглобли с дугой для впрягания коней в телегу; цепы, непосредственно
вязанные; дома, построенные из дерева на сруб и угол, с двух- или трехсрубными
крышами, покрытыми соломой; ткацкие верстаки (``кросна'') простой конструкции;
лопаточная прялка (``ковриток'' или ``ковруоток''); цилиндрическая ступа; белый головной
убор у женщин (платок -- ``хустка'' или кусок полотна -- ``завийка''); узкие штаны
(``нагавицы'') и льняная рубашка на выпуск у мужчин; длинная свита (``сукман'');
простая геометрическая орнаментика с преобладанием красного и черного или красного
и синего цветов; писанки, украшенные геометрическими узорами, менее цветные в
сравнении с южной зоной, например, с гуцульскими писанками.
Следует добавить, что многие из этнографических явлений северной зоны Украины,
в том числе встречаемые в Подляшье, приближаются к типично белорусским или даже
имеют немало общих черт этих двух братских народов.
Из общественной народной культуры украинского населения Подляшья отдельного внимания
заслуживают семейные и календарные народные обряды и обычаи. Из семейных обрядов
самый богатый и наиболее оригинальный -- свадебный обряд, в котором сохранились
древнейшие семейные обычаи и песни. Из календарных обычаев и обрядов выделяются
рождественско-новогодние, пасхальные и весенние, в которых осталось много элементов
из славянской поры.
Духовная культура Подляшья богатая и самобытная. Отдельного внимания заслуживает
огромное множество народных песен, из которых самыми оригинальными и неповторимыми
являются свадебные песни, веснянки, рекрутские песни и песни Петрова и Филиппова
постов. К сожалению, кроме десятка свадебных песен, поэтическое народное творчество
Подляшья не стало до сих пор достоянием общеукраинской культуры и не вошло в
народную сокровищницу культуры Украины.
Наиболее развитым и распространенным народным творчеством Подляшья является ткачество
с характерными для него переборами -- способом украшения одежды и других ткацких
изделий домашнего употребления. Характерным и широко развитым в Подляшье является
также плетение, проявления которого -- изделия из соломы, лозы, бересты. Определенного
внимания заслуживает также гончарство, в частности, самобытные седые кувшины
(``гладышки'') и ступы (``вертяхи'').

7. Вопросы культуры и образования, национального самосознания украинского населения
Подляшья.

Украинское население Подляшья внесло очень незначительную лепту в общую культуру
украинского народа, не принимая во внимание народной культуры, которая все-таки
является неотъемлемой частью общеукраинской культуры. Случилось это по простой
причине: на Подляшьи не было украинских школ и поэтому население не умело читать
и писать на родном языке.
Маленький вклад в украинскую культуру внесли такие представители Южного Подляшья,
как Александр Гаврилюк, поэт и писатель из села Заболотье возле Белой Подляской.
Писал они стихи на родном украинском архаичном говоре, написал несколько пьес
литературным языком. Самым большим его достижением следует считать работу на
русском языке ``Малорусская свадьба в Корницком приходе Константиновского уезда
Седлецкой губернии (по собранным лично материалам с нотами)''. Кроме того, Николай
Янчук внес большой вклад в культуру и науку братского белорусского народа.
Национальное сознание у населения Подляшья начало проявляться одновременно с
политическим сознанием после революции в России. Никогда не было ни в интересах
царской России, ни в интересах помещицкой и междувоенной Польши, чтобы у населения
Подляшья возрастало украинское национальное самосознание, наоборот, эти государства
проводили здесь политику ассимиляции и денационализации.
Определенный рост национального самосознания в Южном Подляшье произошел благодаря
просветительскому обществу ``Ридна хата'', действовавшем в некоторых селах до его
закрытия польскими властями в 1930 году. В 50-х и 60-х годах XX в. зафиксированы
здесь попытки национального и культурного возрождения. Действовали украинские
самодеятельные художественные кружки, Украинское общественно-культурное общество
проводило свою деятельность, но по объективным и субъективным причинам деятельность
эта прекратилась. Сейчас в Южном Подляшье не действует ни один украинский самодеятельный
кружок и не существует украинских национальных организаций (!).
В Северном Подляшьи ситуация в этой области значительно лучше. Стараниями группы
местных украинцев под руководством Ивана Киризюка и Евгения Рыжика возникло в
Бельске Подляшском 23 декабря 1990 г. Подляшское отделение Объединения украинцев
Польши, которое 22 марта 1992 г. преобразовано в Союз украинцев Подляшья (СУП).
В 2000 году председателем правления СУП избрана Мария Рыжик.
СУП ведет активную деятельность, организует ежегодные культурные представления,
главным из которых является фестиваль ``Подляшская осень''. В Северном Подляшьи
действует много художественных самодеятельных кружков. Самый популярный - детский
коллектив ``Ранок'', который организовала  Елизавета Томчук. Уже несколько лет
в Бельске Подляшском и Черемхе дети изучают украинский язык. Более 10 лет в Белостоке
(центре воеводства) транслируются украинские радиопередачи и более 5 лет выходят
передачи на телевидении на украинском языке. Начиная с лета 1991 года выходит
двухмесячный журнал ``Над Бугом и Нарвой''. 
На протяжении 10 лет выросла здесь большая группа украинской интеллигенции, которая
повышает национальное самосознание местного населения. С 1983 г. действует здесь
группа поэтов, пишущих на украинском языке и на местном говоре. Среди них следует
выделить Ивана Киризюка, заместителя председателя правления СУП, заместителя
бургомистра Бельска Подляшского, Юрия Гаврилюка, историка, редактора журнала
``Над Бугом и Нарвой'', Софию Сачко, Юрия Трачука, Евгению Жабинскую. В польскую
культуру внесли вклад также народные скульпторы Адам Веремчук, Михаил Прокопюк,
Владимир Наумюк, народные живописцы Василий Альбичук, Адам Павлик, народная ткачиха
Янина Троцюк, поэты и писатели Каетан Савчук, Альбин Бобрук, Степан Сидорук.
Об украинской культуре Южного Подляшья свидетельствуют сохранившиеся униатские
церкви в Ортеле Королевском, Коденце, Витулине, Ганне, Городище, Голи, Пашенках,
униатский собор в Белой Подляшской, православные церкви в Кодене и Тересполе,
комплекс Яблочинского православного монастыря с двумя деревянными церквями.
Следует отметить, что многие украиноязычные жители Подляшья не отождествляют
себя с украинской нацией, они часто характеризуют свою национальность как ``местный'',
``православный'', ``русский'' или ``хахол''. Многие из них в официальных бумагах приводят
национальность польскую, не различая национальную принадлежность с гражданством.
Кроме того, многие из украиноязычного населения Северного Подляшья приводят официально
свою национальную принадлежность как белорусскую, что объясняется политикой польского
государства междувоенного и послевоенного времени.
Современное состояние национального самосознания украинского населения Подляшья
имеет объективные причины в своей трагической истории, в политических и административных
событиях 40-х и 50-х годов XX в. Основные факторы, повлиявшие на состояние самосознания,
следующие: удаленность от основной части Украины, влияние языка и культуры польской
и русской нации, ассимиляция и денационализация, проводимая государствами Польши
и России, применение польскими властями к украинскому населению Южного Подляшья
принципа коллективной ответственности в 40-х годах XX в., проявления до 1990
г. национального, культурного, языкового и религиозного неравноправия украинского
национального меньшинства в Польше, а также отдельные проявления дискриминации
украинцев.


Надеюсь, это путешествие вас не утомило.
Кстати, сегодня, у нас маленький юбилей - 5-й выпуск рассылки. Поэтому, хочу
попросить Вас высказать свои замечания, пожелания по ее содержанию. Пишите автору
по адресу: VasylSokha@yandex.ru. Заранее благодарю.

Выше нос!
До встречи!
Всегда Ваш Dr. Sokha
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=country.ua.unknown&email=

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное