Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Украина неизвестная

  Все выпуски  

Украина неизвестная Выпуск 48


Информационный Канал Subscribe.Ru

УКРАИНА НЕИЗВЕСТНАЯ
ВЫПУСК №48


Знаем ли мы украинскую ночь?
Нет, мы не знаем украинской ночи.

В.Маяковский
"ДОЛГ УКРАИНЕ"


КИЕВСКИЙ АРХИМАНДРИТ
Клара ГУДЗИК

      Сегодня речь пойдет об Иннокентии Гизеле - ученом, просветителе, писателе, церковно-общественном деятеле, одном из блестящей плеяды выдающихся личностей Украины ХVII столетия. Столетия, который в нашей истории отмечен воинской славой, просвещением, выдающимися людьми, а также недальновидностью, капитуляциями, раздорами, предательством. Того столетия, когда Украина могла получить все, а вместо этого - все потеряла. Гизель родился вместе с этим столетием, был свидетелем и действующим лицом его важнейших событий. До чего он не дожил, так это до поглощения Киевской митрополии Московским патриархатом, чему он много лет сопротивлялся всеми своими силами.

      ПРОИСХОЖДЕНИЕ
      Иннокентий Гизель родился в Восточной Пруссии, в немецкой протестантской семье. В молодости вышел из протестантской общины - несмотря на отчаяние и запрет отца - и переселился на Волынь. Там он принял преследуемое тогда в Речи Посполитой православие и начал преподавать в одной из местных братских школ. Вскоре переселился в Киев, стал монахом Киево-Печерской лавры, а все свое свободное время проводил в созданной Петром Могилой библиотеке. Впоследствии поступил в Киевский коллегиум, где закончил полный академический курс, получив энциклопедическое по тем временам образование (богословие, история, юриспруденция, философия, языки, глубокое изучение произведений и взглядов античных и средневековых философов - христианских, иудейских, мусульманских).
      Успехами и склонностью к научному труду Гизель обратил на себя внимание Петра Могилы, и тот на свои собственные средства отправил его продолжать образование в Западную Европу, где, по обычаю того времени, Гизель слушал лекции в нескольких университетах (Германия, Англия).

      КИЕВСКИЙ КОЛЛЕГИУМ
      Вернувшись в Киев, Гизель получил - с благословения митрополита Петра Могилы - должность ректора Киевского коллегиума (1646) и весьма способствовал процветанию этого учебного заведения, где изучали как христианские науки, так и античное научное наследие и отдельные достижения ренессансных мыслителей. Коллегиум был не только образовательным, но и научным центром - там не ограничивались изложением концепций, общепринятых в Европе в то время, но также самостоятельно разрабатывали проблемы логики, психологии и др. Ректор Иннокентий Гизель всегда выступал против слепого поклонения авторитетам, считал необходимым делать научные выводы с помощью рациональных аргументов и на основе изучения явлений природы. Преподаватели Киевской академии составляли солидную и известную во всем православном мире культурную элиту.
      В своих философских лекциях Гизель выражал убеждение, что Бог пребывает везде, причастен к каждой сущности и таким образом непосредственно сталкивается с материальным миром (что кое-кто воспринимал как "ересь" пантеизма). Гизель доказывал однородность земной и небесной материй, хотя и отрицал наличие в небе субстанциональных изменений. Движение Гизель рассматривал преимущественно с качественной, а не механической стороны - он понимал под движением всякие изменения, происходящие в материальном мире, в частности в обществе.
      Гизель никогда не был чисто кабинетным ученым. Он принимал постоянное участие в диспутах с католиками, читал проповеди, способствовал коллегам в издании их произведений. И остро переживал все происходившее тогда в Украине. Когда после побед над поляками гетман Богдан Хмельницкий триумфально въехал со своим войском в Киев (1648), его у Золотых ворот встречали киевляне и духовенство во главе с новым митрополитом Сильвестром Косивым и ректором Киевского коллегиума Иннокентием Гизелем.
      В 1656 году Гизель покинул Коллегиум - он стал архимандритом Киево-Печерской лавры и оставался им до смерти (1683). Одновременно руководил лаврской типографией. Во все времена и в любых обстоятельствах любимым местом архимандрита оставалась богатая библиотека Лавры, которую и он сам постоянно и с любовью пополнял.

      КНИЖНОЕ ДЕЛО
      В Украине конца XVII столетия пышно расцвела издательская деятельность. Несмотря на военное лихолетье, в стране действовало 13 типографий: из них девять украинских, три польские, одна еврейская. Наиболее интенсивно работали украинские типографии в Киеве, Новгороде-Сиверском и Чернигове. Так из 20 книг, изданных новгород-сиверской типографией, 15 принадлежало перу украинских авторов, а в одном только 1679 г. типография выпустила более 6 тыс. экземпляров различных учебников для начальных школ. Книги писали тогда запутанным барочным стилем, пользовались искусственным церковнославянским языком, далеким от разговорного украинского языка тех времен, но спрос на книги превышал все возможности типографий. И не только на духовные книги, но и на такие, как, например, "Букварь".
      Иннокентий Гизель был одним из самых энергичных и успешных издателей того времени, особенно когда стал архимандритом Киево-Печерской лавры. Печатал он не только свои произведения (там были изданы его "Синопсис", "Киево-Печерский патерик" и др.), но и книги своих современников: проповеди Лазаря Барановича, Антония Радзивиловского и других авторов.

      ТВОРЧЕСТВО
      Гизель постоянно работал как ученый - писал произведения на темы богословские, философские, исторические. В своих богословских произведениях Гизель пытался примирить православную веру со здравым смыслом, "согласно которому можно принимать (в церковной жизни) кое-что новое, если только оно не противоречит православию, а также полезно". И уговаривает читателя не пренебрегать новым, "не гнушаться" того, что можно взять от внешних ("иноверных" или эллинских ученых) учителей. Ибо и там можно найти истину и здравый смысл ("яко злато среди блата (болота)". Такой подход был полной противоположностью тогдашним убеждениям русского духовенства и общества, для которых слово "новое" еще долго оставалось общей негативной характеристикой.
      В истории философии Гизель известен, в первую очередь, как автор большого учебного курса "Сочинение о всей философии" (Opus totius philosophiae), прочитанного им в стенах Киевского коллегиума в 1645 - 1647 гг. Курс этот, единственный из полностью сохранившихся подобных книг того периода, оказал заметное влияние на академическую традицию конца XVII - начала XVIII веков.
      В 1669 году Гизель издал большое сочинение "Мир с Богом человеку", в котором приведено множество сведений о жизни, истории, обычаях современной ему жизни. (После смерти автора и подчинения Киевской митрополии Москве, московский патриарх Иоким признал эту книгу злобной и "новотворной", усмотрев в ней влияния "внешних учителей" (католиков) в толковании некоторых религиозных вопросов. Книга была запрещена).

      СИНОПСИС
      Наиболее известной работой Иннокентия Гизеля (возможно - с соавторами) является знаменитый "Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа", впервые изданный в 1674 году. Впоследствии было еще 25 изданий этой книги, из которых последнее - 1861 года. При составлении "Синопсиса" автор (или авторы) широко пользовался не только старинными киевскими летописями, но и западными источниками и польскими хрониками. На содержание и направленность произведения немалое влияние оказали особенности переходного времени, в которое жил автор, и новое национальное самосознание, стимулировавшее интерес к истории. "Синопсис" - это не простые "картинки бытия" древних летописей, а, как считают некоторые историки, довольно тенденциозный, хотя и не лишенный целостности, экскурс в прошлое с целью разобраться в настоящем.
      "Синопсис" имел огромное влияние на последующие поколения украинских и российских ученых, хотя и был пропитан польско-украинской (малороссийской) историографической традицией. До появления "Краткого российского летописца" Михаила Ломоносова (1760) эта книга широко использовалась в учебных заведениях на всей территории России как основной учебник истории. Некоторые современные российские историки (например С. И. Маловичко) считают, что влияние "Синопсиса" на российскую историографию сохраняется и в наши дни. Ведь некоторые ученые по сей день не отказались от многих "мифологем и произвольных фантазий" (так считает Маловичко), "запущенных" в российскую историографию "Синопсисом". Это пошло еще от Ломоносова, для которого киевский "Синопсис" был важным историческим источником (а не только исторической литературой).
      Новую жизнь в историю Гизеля вдохнул российский историк Дмитрий Иловайский (1832 - 1920) - в соответствии с "Синопсисом", он поселил "мифических" роксолан (одно из вероятных ответвлений славянства) на Днепре. Советский академик Рыбаков также направил свою теорию в это старое русло. Согласно польско-украинской историографии XVI - XVII веков, он "нашел" предков славян в скифо-сарматском мире и нарисовал гипотетическую картину возникновения в середине I тыс. н.э. государственного образования в Поднепровье. Что сегодня активно отрицают некоторые российские историки, отвергая теорию Гизеля, в сооветствии с которой колыбель древнерусской государственности нужно искать в Киеве, а не в Новгороде. Особенно не нравится российским критикам "Синопсиса" тот факт, что там, в разделе "О народе Сарматском и его говоре", происхождение Московии отделено от происхождения Украины и Белоруссии ("фальсифицированная польско- малороссийская версия славянской древней истории"). История московской и новгородской Руси в книге почти замалчивается и упоминается только в связи с ее освобождением от татарского ига. Не обошел своим вниманием историческое произведение Гизеля и украинский историк Михаил Грушевский.

      ДЕЛА ЦЕРКОВНЫЕ
      Иннокентий Гизель, родившийся вместе с ХVII веком, был свидетелем многих драматических событий того бурного времени. Восстановление православной иерархии в Украине (после Унии 1596 года), митрополичье правление Петра Могилы, создание Киевской коллегии и взрыв интеллектуальной жизни в обществе, расцвет книгопечатания, победы и поражения Богдана Хмельницкого, Переяславское соглашение, Андрусовское перемирие - вот далеко не полный список судьбоносных для Украины событий того века. Иннокентий Гизель принимал непосредственное участие во всем, что касалось древней православной Киевской митрополии (КМ).
      С начала восстания 1648 года все шло на пользу КМ. Хмельницкий неоднократно провозглашал, что одной из важных целей его борьбы является защита православия; он и его соратники щедро раздавали монастырям и духовенству земли и привилегии; тогда церковь получила 17% всех пахотных земель страны. Одним из крупнейших землевладельцев стала Киево-Печерская лавра. Поэтому неудивительно, что богатство, образованное и многочисленное духовенство, большая набожная паства КМ весьма привлекали Московскую патриархию и царский двор, постоянно настроенных на экспансию. Уже в 1654 году Москва начала настаивать, сначала очень осторожно, на "воссоединении" церквей. (Кстати, Московская митрополия в ХV веке самочинно выделилась из Киевской.) Малороссийское духовенство было против этого и хотело любой ценой сохранить свою фактическую независимость. (При гетманах киевские митрополиты пользовались почти полной свободой действий - казацкая верхушка не вмешивалась в дела церкви; духовенство вместе с церковным крестьянством составляло автономный сегмент украинского общества. Даже в отношениях с польскими королями, под властью которых находились многие православные, киевские митрополиты проводили собственную политику).
      Иннокентий Гизель по своим политическим взглядам был сторонником Москвы -ради защиты от польского католицизма. Вместе с тем он был ярым противником подчинения Киевской митрополии Московской и стремился к тому, чтобы вся православная церковь вместе с Киево-Печерской лаврой остались под омофором Константинопольского патриархата. Как это было начиная с 988 года. Такая позиция Иннокентия Гизеля имела весьма логичные причины. Во-первых, Константинопольский патриархат находился далеко от Киева, к тому же, он утратил, после падения Константинополя (1453 год), свой древний авторитет. Поэтому власть Константинопольского патриарха была для киевлян чисто номинальной - в своей повседневной жизни КМ практически пользовалась полной автокефалией. Еще одной существенной причиной нежелания "объединяться" с Москвой было состояние Московской церкви - кровопролитный тогдашний раскол, жесткое подчинение трону, необразованное, часто даже неграмотное духовенство. (Младший земляк Гизеля митрополит Димитрий Туптало, познакомившись с московским духовенством, был поражен и даже "напуган" его невежеством, полным отсутствием внутреннего благочестия. Он писал: "Многие из нас только по имени христиане, а живут, как скотина, как свиньи!")
      Не могло не беспокоить киевских владык и распространенное в российских церковных кругах твердое убеждение, что "Москва - это третий Рим, московский народ - новый Израиль, а московский царь - царь всего мирового православия". Убеждение, которое формировало нетерпимость ко всему "новому и чужого". Достаточно сказать, что киевлян, с их открытостью веяниям европейского возрождения, московиты считали едва ли не еретиками.
      Для сохранения независимости Киевской митрополии Гизель делал все, что мог. В 1654 году он ездил в составе гетманской делегации к царю Алексею Михайловичу, возглавляя посольство от духовенства. Тогда царь подтвердил все старинные права "малороссийских" монастырей и храмов и даже издал грамоту, запрещавшую царскому воеводе вмешиваться в дела духовенства. Киево-Печерский архимандрит произвел такое большое впечатление на царя, что тот настойчиво приглашал его в Москву, обещал высокие церковные должности. Иннокентий Гизель отказался. (Кто знает, что могло бы произойти, если бы он согласился поехать. Возможно, Гизеля ждала бы судьба греческого ученого Максима Грека, которого когда-то пригласил в Москву - тоже для просветительской деятельности - князь Василий Иванович. Как известно, за "еретические" взгляды Максима Грека посадили в монастырскую тюрьму, где он просидел 30 лет - до самой смерти.)
      Обещания царя оказались недолговечными - наступление на независимость Киевской митрополии продолжалось, ситуация обострялась. Особенно старался боярин Бутурлин. На церковном языке все сводилось к вопросу: "Кто будет ставить митрополитов в Киеве - Московская или Константинопольская патриархия?". Были моменты, когда наместник Лавры Гизель и другое духовенство угрожали властям закрыть ворота своих монастырей, если им навяжут митрополита из Москвы: "Разве нас из монастырей за шею и за ноги потянут, тогда только московский митрополит в Киеве будет… Нам лучше смерть принять, чем митрополита из Москвы".
      После смерти Богдана Хмельницкого (1658) Москва фактически отбросила все обещания и начала активно требовать подчинения ей Киевской митрополии, что и произошло, как известно, в 1686 году. А через два года Киево-Печерская лавра была подчинена непосредственно Московскому патриарху. Со всеми ее имениями, сокровищами и знаменитой типографией. Это случилось уже после смерти ее архимандрита Иннокентия Гизеля (1683).
      Древнеримский историк Плутарх рассказывает историю о том, как молодой Цицерон отправился в Грецию, тогда уже полностью подчиненную Риму, с целью усовершенствовать свои философские знания и ораторское искусство. Однажды он посетил славного греческого оратора Аполлония и произнес перед ним речь в надежде получить от ученого грека полезные советы. Когда Цицерон закончил, Аполлоний с грустью сказал: "Хвала тебе, Цицерон, но горько мне за Грецию, когда вижу, как наша последняя гордость - образованность и красноречие - по твоей вине также уходят к римлянам!"

      (Опубликовано в газете "День", № 54, 26.03.2004 г.).



      Бруно Ферреро "Пение полевого сверчка"
      НАЙДИ РЕШЕНИЕ НЕМЕДЛЕННО


     Один молодой восточный правитель хотел быть добрым, мудрым и управлять своим народом согласно с волей Бога. Он созвал всех мудрецов своего королевства и поручил им описать в книгах все знания и всю мудрость мира, чтобы можно было это проштудировать и научиться достойно править своим государством.
     Мудрецы активно приступили к работе и… через тридцать лет закончили ее. К дворцу короля направился длиннющий караван верблюдов, которые тащили на себе пять тысяч томов. Когда король, которому к тому времени исполнилось уже пятьдесят лет и который все время был занят государственными делами, увидел этот караван, сказал:
     - Я слишком занят, чтобы осилить все эти тома. Сделайте мне из них краткую выжимку.
     Работа над сокращением продолжалась пятнадцать лет. Мудрецы сумели сжать объем труда до пятисот томов. Но когда показали их королю, тот сказал:
     - Все еще слишком много, думаю, хватит пятидесяти томов.
     Мудрецы снова взялись за работу. К этому времени многие из них уже умерли, работу продолжали их последователи. Через десять лет объем был сокращен до пятидесяти томов. Но король уже был очень старым и больным. Он сказал:
     - Вам придется весь материал изложить в одной книге, чтобы я смог прочитать ее.
     Работа над сокращением продолжалась еще пять лет. И когда она наконец-то завершилась, книгу, как самую большую ценность, привезли королю. Но было уже поздно. Король умирал в своем дворце.

      Высказать свои замечания, пожелания автору рассылки можно по адресу: country.ua.unknown-owner@subscribe.ru. Заранее благодарю.
До встречи!
Берегите себя!
Всегда ваш Dr. Sokha



ПОДПИСКА

Рассылки Subscribe.Ru
Украина неизвестная

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное