Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебная палитра

  Все выпуски  

Графика как вид изобразительного искусства.


ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА
Рисуем с удовольствием и волшебными результатами!
 

галерея живописи и графики Марины Трушниковой


Добрый день, дорогой мой человечек!

Пришла пора встретиться вновь. И на этот раз я хочу обратить твое внимание на свой любимый вид искусства - ГРАФИКУ.

Перефразируя известное высказывание, хочется спросить - любишь ли ты графику так, как люблю её я? Зачаровывает ли тебя утонченная изысканность линий? Восхищает ли игра черных и белых пятен? А сеточка тончайших штрихов? А чудо возникновения образа двумя-тремя касаниями карандаша?

Надеюсь, что да. Ведь черно-белое изображение - это действительно волшебство, к которому мы настолько привыкли, что не ценим его по достоинству!

А ведь если задуматься, что есть графика? Это совершенно особый мир, созданный художником на листе бумаги, который имеет мало общего с реальной жизнью. Он берет у реальности только часть. Но тем не менее, мы воспринимаем этот мир как понятный и существующий! А ведь, если вдуматься, насколько было бы забавно, если бы вокруг нас действительно ходили только черно-белые люди! Да еще и без плоти - только с проволочным каркасом линий! Как в графических листах. Представляешь? :)

Улавливаешь идею? Графика - это чудо совершенно иного мира, который мы воспринимаем реальным! Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета, формы, объема. И художник, и зритель в этом случае являются Творцами! Графика - это не фотография, где посмотрел - и узнал то, что увидел, графика - это условность, которая заставляет работать наше воображение. Это картинка, которая вновь и вновь создает новый мир! Здорово, правда?

Конечно, степень отхода от реальности в графическом листе может быть разной. Смотри, я покажу тебе это на примере нескольких своих работ.

из серии "Боль матери"    Листопад    Пробуждение

Яблочный Спас    Мир внутри тебя    Двое

Изображение упрощается, теряет сначала объем, затем глубину, а в конце концов и реалистичность силуэта. Но тем не менее, ты ведь понимаешь, о чем рассказывает та или иная картинка?

А вот еще более лаконичное, упрощенное изображение:

Возрождение

Эта серия называется "Возрождение". Узнаешь ли ты в этих незамысловатых линиях людей? Можешь ли понять мой замысел, о чем эта история? :)

Правда удивительно, как много может выразить одна, всего лишь одна линия? Это свойство человека домысливать зрительный образ просто поразительно! И именно на нем зиждется изобразительное искусство.

 

Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал. Каждая линия - отпечаток нашей личности! Знаешь ведь, что по нашему почерку графолог может достоверно описать человека. Так же и любая другая линия.

Вот смотри. Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима. Можешь ли ты определить, какая медленная, какая быстрая, какая проведена легко, а какая - с нажимом?

линии

Думаю, вопрос не поставил тебя в тупик?

Первая линия проведена быстро. Видишь, какой у нее тонкий летящий хвостик? Кроме того, она очень ровная - рука на скорости не успевает дрогнуть. Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше. Ну а третья - самая медленная, с нажимом. Это видно и по неровности линии, и по ее неоднородности - если карандаш очень мягкий, то по краям такой линии видны крошки грифеля.

Таким образом, лишь по одной линии мы можем сказать, с какой скоростью рисовал художник, давил ли он при этом на карандаш или делал легкие невесомые штрихи. А отсюда уже можно судить о его настроении или темпераменте, не так ли?

Давай посмотрим несколько графических листов разных художников!

Это Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они "лепят" объемную форму.

Рембрандт "Портрет старика" Рембрандт "Автопртрет" 

А это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении!

А.Дюрер "Портрет матери"    А.Дюрер

И хоть этот портрет выполнен углем, но характер линий отражает привычно внимательное отношение художника к изображению.

Еще один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века.

Н. Фешин    

Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Согласен?

И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ. Это рисунки Валентина Серова:

Серов "Нагая женщина"    Серов "Портрет балерины Карсавиной"

Сравнивая работы разных авторов, мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер. Думаю теперь ты иначе взглянешь не только на графические работы художников, но и на те рисунки и "почеркушки", которые делаешь сам, которые видишь у своих близких. Наверно, особенно важно это относительно детских работ. Иногда ребенок просто не в силах объяснить свое состояние в словах, а вот его рисунки могут сказать о многом. Просто нужно быть внимательным зрителем...

Скажу больше - линия может выражать не только скорость движения и силу нажима на карандаш. Ее возможности гораздо богаче, потому что где-то в нашем подсознании есть "азбука языка линий". Что это такое, я хочу показать на примере. И этот пример будет сопряжен с практическим заданием для тебя.

Прямо сейчас возьми белый лист формата А4 и простой карандаш. Согни лист пополам, еще пополам и еще. Разверни. Получится лист с делением на 8 равных прямоугольников. Расположи лист горизонтально. Подпиши каждый прямоугольник так, как здесь:

 

 

 

гнев

 

 

 

радость

 

 

 

спокойствие

 

 

 

депрессия

 

 

 

энергичность

 

 

 

женственность

 

 

 

болезнь

 

В последней ячейке напиши любое чувство, эмоцию, состояние, которое приходит тебе в голову.

Теперь ты должен нарисовать то, что написано в ячейках.
Внимание! Не рисуй никаких картинок, которые обозначают то или иное состояние. Никаких символов: сердечек, молний, цветов, вопросительных знаков. Используй ТОЛЬКО ЯЗЫК ЛИНИЙ: рисуй быстрые линии, медленные, светлые или темные, плавные, ломаные - такие, какие посчитаешь нужным.
Ты можешь нарисовать только одну линию, несколько линий или полностью заштриховать прямоугольник. Ощущение "достаточности" подскажет тебе, когда остановиться.

Чтобы эксперимент прошел удачно, выполни следующее условие. Прочитай слово в первой ячейке. Вспомни это состояние, переживи его, дай своей руке возможность рисовать - пусть состояние перетечет изнутри наружу через руку.
Остановись. Подыши, переключись.
Затем читай следующее слово и рисуй его.

Вся работа займет у тебя от 5 до 15 минут. А результат эксперимента мы с тобой узнаем в следующий раз. Сохрани свой рисунок до этого времени. Обещаю, ждать на этот раз придется недолго. :)

А пока на этом прощаюсь. Всего тебе хорошего, дорогой мой человек!

С любовью и уважением,
Марина Трушникова


Адрес для вопросов, пожеланий и откликов по рассылке: arttrening@list.ru

 


В избранное