Пришла
пора встретиться вновь. И на этот раз я хочу обратить твое внимание
на свой любимый вид искусства - ГРАФИКУ.
Перефразируя
известное высказывание, хочется спросить - любишь ли ты графику так,
как люблю её я? Зачаровывает ли тебя утонченная изысканность линий?
Восхищает ли игра черных и белых пятен? А сеточка тончайших штрихов?
А чудо возникновения образа двумя-тремя касаниями карандаша?
Надеюсь,
что да. Ведь черно-белое изображение - это действительно волшебство,
к которому мы настолько привыкли, что не ценим его по достоинству!
А
ведь если задуматься, что есть графика? Это совершенно особый мир,
созданный художником на листе бумаги, который имеет мало общего с
реальной жизнью. Он берет у реальности только часть. Но тем не менее,
мы воспринимаем этот мир как понятный и существующий! А ведь, если
вдуматься, насколько было бы забавно, если бы вокруг нас действительно
ходили только черно-белые люди! Да еще и без плоти - только с проволочным
каркасом линий! Как в графических листах. Представляешь? :)
Улавливаешь
идею? Графика - это чудо совершенно иного мира, который мы воспринимаем
реальным! Мы свободно домысливаем недостающие качества цвета, формы,
объема. И художник, и зритель в этом случае являются Творцами! Графика
- это не фотография, где посмотрел - и узнал то, что увидел, графика
- это условность, которая заставляет работать наше воображение. Это
картинка, которая вновь и вновь создает новый мир! Здорово, правда?
Конечно,
степень отхода от реальности в графическом листе может быть разной.
Смотри, я покажу тебе это на примере нескольких своих работ.
Изображение
упрощается, теряет сначала объем, затем глубину, а в конце концов
и реалистичность силуэта. Но тем не менее, ты ведь понимаешь, о чем
рассказывает та или иная картинка?
А
вот еще более лаконичное, упрощенное изображение:
Эта
серия называется "Возрождение". Узнаешь ли ты в этих незамысловатых
линиях людей? Можешь ли понять мой замысел, о чем эта история? :)
Правда
удивительно, как много может выразить одна, всего лишь одна линия?
Это свойство человека домысливать зрительный образ просто поразительно!
И именно на нем зиждется изобразительное искусство.
Линия
сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере,
настроении, состоянии человека, который ее нарисовал. Каждая линия
- отпечаток нашей личности! Знаешь ведь, что по нашему почерку графолог
может достоверно описать человека. Так же и любая другая линия.
Вот
смотри. Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и
силой нажима. Можешь ли ты определить, какая медленная, какая быстрая,
какая проведена легко, а какая - с нажимом?
Думаю,
вопрос не поставил тебя в тупик?
Первая
линия проведена быстро. Видишь, какой у нее тонкий летящий хвостик?
Кроме того, она очень ровная - рука на скорости не успевает дрогнуть.
Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее
была меньше. Ну а третья - самая медленная, с нажимом. Это видно и
по неровности линии, и по ее неоднородности - если карандаш очень
мягкий, то по краям такой линии видны крошки грифеля.
Таким
образом, лишь по одной линии мы можем сказать, с какой скоростью рисовал
художник, давил ли он при этом на карандаш или делал легкие невесомые
штрихи. А отсюда уже можно судить о его настроении или темпераменте,
не так ли?
Давай
посмотрим несколько графических листов разных художников!
Это
Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно
и быстро они "лепят" объемную форму.
А
это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими
гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа
гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл,
не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении!
И
хоть этот портрет выполнен углем, но характер линий отражает привычно
внимательное отношение художника к изображению.
Еще
один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист
начала 20 века.
Его
линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Согласен?
И
еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому
что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая
силуэт и образ. Это рисунки Валентина Серова:
Сравнивая
работы разных авторов, мы хорошо видим различия в стиле их рисунка,
темперамент автора и характер. Думаю теперь ты иначе взглянешь не
только на графические работы художников, но и на те рисунки и "почеркушки",
которые делаешь сам, которые видишь у своих близких. Наверно, особенно
важно это относительно детских работ. Иногда ребенок просто не в силах
объяснить свое состояние в словах, а вот его рисунки могут сказать
о многом. Просто нужно быть внимательным зрителем...
Скажу
больше - линия может выражать не только скорость движения и силу нажима
на карандаш. Ее возможности гораздо богаче, потому что где-то в нашем
подсознании есть "азбука языка линий". Что это такое, я
хочу показать на примере. И этот пример будет сопряжен с практическим
заданием для тебя.
Прямо
сейчас возьми белый лист формата А4 и простой карандаш.
Согни лист пополам, еще пополам и еще. Разверни.
Получится лист с делением на 8 равных прямоугольников. Расположи лист
горизонтально. Подпиши каждый прямоугольник так, как здесь:
гнев
радость
спокойствие
депрессия
энергичность
женственность
болезнь
В
последней ячейке напиши любое чувство, эмоцию, состояние, которое
приходит тебе в голову.
Теперь
ты должен нарисовать то, что написано в ячейках.
Внимание! Не рисуй никаких картинок,
которые обозначают то или иное состояние. Никаких символов: сердечек,
молний, цветов, вопросительных знаков. Используй ТОЛЬКО ЯЗЫК ЛИНИЙ:
рисуй быстрые линии, медленные, светлые или темные, плавные, ломаные
- такие, какие посчитаешь нужным.
Ты можешь нарисовать только одну линию, несколько линий или полностью
заштриховать прямоугольник. Ощущение "достаточности" подскажет
тебе, когда остановиться.
Чтобы
эксперимент прошел удачно, выполни следующее условие. Прочитай слово
в первой ячейке. Вспомни это состояние, переживи его, дай своей руке
возможность рисовать - пусть состояние перетечет изнутри наружу через
руку.
Остановись. Подыши, переключись.
Затем читай следующее слово и рисуй его.
Вся
работа займет у тебя от 5 до 15 минут. А результат эксперимента мы
с тобой узнаем в следующий раз. Сохрани свой рисунок до этого времени.
Обещаю, ждать на этот раз придется недолго. :)
А
пока на этом прощаюсь. Всего тебе хорошего, дорогой мой человек!