Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Королевство искусств. Интересные факты из истории искусства Озеро крови, затенённое лесом из сосен (Биография Делакруа)


Делакруа вошел в историю французской живописи как главный представитель нового романтического направления, которое с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия противопоставило себя официальному академическому искусству.

Обогащая искусство живописи новыми средствами художественного выражения, Делакруа отверг застывшие линейные построения «классических» композиций, вернув цвету его первенствующее значение, внося в свои полотна смелую динамику и широту исполнения, непосредственно выражающие напряженную внутреннюю жизнь его героев.

Бодлер в стихотворении «Маяки» писал, что «Делакруа — озеро крови, затененное лесом из сосен, вечно зеленых, где под сумрачным небом проносятся странные звуки фанфар, подобных Вебору». И так расшифровывает этот образ: «Озеро крови — красный цвет его картин, лес из сосен — зеленый цвет, дополнительный к красному, сумрачное небо — это бурные фоны его картин1) Станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершенным произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Картины бывают различных жанров. Картина воплощает глубину замысла и образного содержания. В отличие от фрески...
Подробнее >>1) Станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершенным произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Картины бывают различных жанров. Картина воплощает глубину замысла и образного содержания. В отличие от фрески...
Подробнее >>, фанфары Вебора — это мысли о романтической музыке, которые возбуждает гармония его колорита».

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа родился 26-го апреля 1798-го года в Шарантоне, что в двух верстах от Парижа. Он был четвертым ребенком Виктории Делакруа, урожденной Эбен, от её брака с Шарлем Делакруа, дипломатом, полномочным министром в Батавской республике. Там он и находился в момент рождения сына. После возращения во Францию Шарля Делакруа сначала назначили префектом Марселя, а затем префектом в Жиронду, и он обосновался в Бордо. Туда в 1802-м году и переехала вся семья.

В 1805-м году умер отец, и Эжен уехал вместе с матерью в Париж, где мальчик был отдан в парижский лицей Людовика Великого. В ученические годы он увлекается литературой, музыкой, получает первые уроки рисования. По окончании лицея в 1815-м году Эжен поступил в обучение к портретисту Анри Франсуа Ризенёру. Через год Ризенёр познакомил Эжена со своим другом Гереном, и Делакруа становится его учеником. Однако пребывание в мастерской классициста — приверженца старых академических канонов — не удовлетворяет Эжена. Он систематически посещает Лувр, изучает работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Веронезе. В дальнейшем большое влияние на молодого художника оказывает творчество его однокашника Жерико.

Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа начинается в двадцатые годы. Выставленная в 1822-м году в Лувре на ежегодной выставке Салона картина «Данте и Вергилий» произвела впечатление «метеорита, упавшего в застойное болото», захватывая страстной патетикой образов.

«Резня на Хиосе», выставленная на Салоне 1824-го года, — вторая крупная работа художника, выдвинувшая его, доставившая ему положение главы молодой романтической школы. Тема человеческого бедствия, человеческого страдания проходит через все творчество Делакруа, является как бы основным его лейтмотивом. Создавая «Резню на Хиосе», Делакруа ощущал, что его чувства, его возмущение разделяется тысячами и десятками тысяч современников из всех слоев населения. Это помогло ему создать произведение большого общественного значения.

«Резня на Хиосе» вызвала резкую критику приверженцев классицизма, но молодые приняли ее с восторгом, видя в Делакруа открывателя новых путей в искусстве. Художник написал еще одну картину, посвященную борьбе греков за национальную независимость, — «Греция на развалинах Миссолунги» (1826-й год).

В начале 1825-го года Делакруа уехал в Лондон, где изучал произведения Гейнсборо и Тёрнера. В театре его потряс Шекспир, и в течение всей жизни он обращается к произведениям великого драматурга: «Гамлет» (1839-й), «Смерть Офелии» (1844-й), «Дездемона, проклинаемая отцом» (1852-й).

Под влиянием Байрона художник создает картины на темы его произведений — «Тассо в доме умалишенных» (1825-й), «Казнь дожа Марине Фальери» (1826-й), «Смерть Сарданапала». (1827-й).

После возвращения из Лондона палитра художника стала заметно светлее, вероятно, под влиянием живописи Джона Констебля. Салон 1827-го года оказался особенно важным для художника: он выставил там 12 картин, снискавших Делакруа, помимо его воли, репутацию главы романтической школы. Среди них была и «Смерть Сарданапала».

«Успех или неуспех — в этом буду виноват я сам… кажется, меня освищут», — писал Делакруа в день, когда публика должна была увидеть его шедевр. И, действительно, такого оглушительного провала ему не доведется пережить никогда. Среди множества критических отзывов лишь только Гюго, да и то в частной переписке, поддержал художника: «"Сарданапал" Делакруа — вещь великолепная и столь исполинская, что недоступна мизерному зрению».

После революции 1830-го года художник создает свою знаменитую картину «Свобода на баррикадах», 1831-й год — ярчайшее произведение революционного романтизма, в котором слышится смелый и открытый призыв к восстанию, уверенность в его неизбежной победе.

«Эта картина показывает блестящий пример того, что может создать романтизм, и одновременно ясно дает почувствовать, чего он не может. Он обращается к реальному, он делает своим сюжетом сцену, происходившую на глазах современников, но тут же претворяет ее в отвлеченном плане, придавая ей черты аллегории. Его увлекают яркие человеческие характеры, но он дает им символические роли, в которых не могут полностью проявиться их живые личные черты. И, наконец, будучи не в состоянии примирить краски реального мира и собственную живописную систему, условную при всей ее выразительности, он невольно обращается к арсеналу изобразительных средств, созданному его всегдашним врагом — классицизмом. Нигде больше романтизм не порывается с такой силой расширить сферу привычных для него мыслей, образов и приемов и создает произведение, по достоинству получившее почетное название "Марсельезы французской живописи"», — пишет искусствовед Кожина.

В 1832-м году Делакруа совершил путешествие в Марокко, Алжир и Испанию, которое имело решающее значение для эволюции его творчества. В многочисленных рисунках и акварелях сохранились яркие впечатления, вынесенные им из посещения стран Востока. Эти впечатления нашли выражение и в картинах, написанных на основе путевых зарисовок: в том числе «Свадьба в Марокко» (1839-й — 1841-й), «Султан Марокко» (1845-й), «Охота на тигра» (1854-й), «Охота на льва» (1861-й) и знаменитые «Алжирские женщины» (1833-й — 1834-й годы).

Написанные широкими рельефными мазками «Алжирские женщины» — подлинное пиршество цвета. Когда Эдуард Мане писал «Олимпию», он вспоминал одну из фигур «Алжирских женщин». Синьяк в манифесте неоимпрессионизма возьмет «Алжирских женщин» главным примером для демонстрации дальнейшей эволюции французского искусства. А Поль Сезанн прямо утверждал: «Все мы вышли из этого Делакруа».

Как и все романтики, Делакруа чуждался всего будничного и обыденного. Его привлекали большие страсти, подвиги, борьба. Трагическое столкновение человека со стихией оставалось в течение всей его жизни одной из наиболее волнующих художника тем. Таковы его картины на мифологические, религиозные, исторические темы — «Битва при Пуатье» (1830-й), «Битва при Нанси» (1831-й), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1841-й).

Многогранный талант художника проявился в различных жанрах: он был, в частности, прекрасным портретистом. Делакруа особенно привлекали люди творческие. Он написал портреты Паганини (1831-й), Шопена (1838-й), Жорж Санд, Берлиоза, замечательный автопортрет — 1832-й год.

Делакруа был мастером натюрморта, пейзажа, писал интерьеры, животных. Он — один из последних великих мастеров настенной живописи. Так, Делакруа создал три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850-й), зал Мира в Парижской ратуше, две грандиозные композиции в церкви Сен Сюльпис (1861-й) — «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом».

После путешествия по Марокко и Алжиру Делакруа почти безвыездно жил и работал в столице. Исключение составляет лишь непродолжительная поездка в Бельгию в 1850-м году. Художник работал с полным напряжением сил до конца жизни. Делакруа умер 13 августа 1863-го года.

Художественное наследие Делакруа огромно. Прекрасны его литературные труды по вопросам истории, искусства, «Дневник», который художник вел с 1822-го по 1863-й год.

Последняя запись в нём гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза…». Картины Делакруа полностью оправдали этот тезис, став подлинным событием в истории мирового искусства.

Аудиобиографию Делакруа можно прослушать здесь


В избранное