Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Королевство искусств. Интересные факты из истории искусства Цветные точки Жоржа Сера


Жорж Пьер Сера – французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель живописного метода, получившего название «пуантилизм», заключавшегося в передаче оттенков и цветов с помощью цветных точек. Критики назвали пуантилизм Сёра «неоимпрессионизмом», попыткой превратить романтический импрессионизм в импрессионизм научный. Картины пуантилистов можно было рассматривать только издали, вблизи они превращались в мозаику, в цветовое месиво. Тем не менее, это было новое сильное слово в изобразительном искусстве. Жанровые картины и пейзажи Жоржа Сёра отражали, в первую очередь, внутренний мир самого художника, увидевшего действительность иным, отличным от других взором.

Жорж Сера родился в Париже 2-го декабря 1859-го года в зажиточной, но несколько необычной семье. Его отец, Антуан Кризостом, был министерским чиновником. Рано выйдя в отставку, он большей частью жил один в своем втором доме в Ренси, под Парижем. В погребе дома Антуан обустроил молельню, где отдавал дань своей набожности, совершая богослужения (с садовником в качестве служки). Кроме того, он увлекался разведением цветов.

Одну руку отец будущего художника потерял на охоте в результате несчастного случая и пользовался протезом. Приступая к обеду, Антуан вставлял в протез вилку или нож, но часто забывал об этом, продолжая энергично жестикулировать во время разговора. Как писал позже один из его друзей, «он с такой силой размахивал своим острым оружием, что мне, сидевшему рядом с ним, постоянно приходилось опасаться за свои глаза».

Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Между ними не было особой близости, что не помешало сыну унаследовать отцовские черты характера — замкнутость, независимость и скрытность.

В детстве Сера ничем не отличался от своих сверстников. Он был свидетелем поражения Франции в войне с Пруссией и дальнейших трагических событий. Когда в 1871-м году власть в столице ненадолго захватила Коммуна, семья Сера покинула Париж и на некоторое время обосновалась в Фонтенбло. Наверное, все это произвело большое впечатление на мальчика. После разгрома Коммуны они вернулись домой.

Подросток возобновил учебу в лицее. К этому времени он уже заинтересовался искусством и стал посещать школу живописи, где под руководством скульптора Жюстена Лекьена осваивал традиционную манеру письма, копируя гипсовые слепки и репродукции с картин старых мастеров. У Лекьена Жорж нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран, также позже ставшие известными.

В 1878-м году Сера приняли в Школу изящных искусств. Здесь он учился у Анри Лемана. Леман благоговел перед Энгром, учеником которого являлся, — это может многое сказать о его педагогических приоритетах. По сохранившимся студенческим работам Сера видно, как старательно молодой художник копирует академическую манеру Энгра. При этом он живо интересовался и новейшими течениями в живописи.

В 1879-м году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.

Свободой художник наслаждался недолго. Вскоре его призвали на военную службу, и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Служба оставляла время для досуга, и он продолжал настойчивые штудии, совершенствуя свое мастерство рисовальщика.

В ноябре 1880-го года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. Здесь он вместе с Аман-Жаном снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. О самой работе нам мало что известно, потому что до 1883-го года Сера не выставлялся. Можно лишь предположить, что все это время он занимался самообразованием.

Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Материальная поддержка со стороны родственников позволяла художнику спокойно доучиваться по собственной программе, не думая о куске хлеба.

Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Период 1881-го — 1882-го годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. В эти же годы Сера написал несколько портретов. Один из них, — «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883-го года, удостоился сдержанных похвал.

Молодой Сера предпочитал писать не на холсте, а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. В 1883-м году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал художническое поприще, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Эти места привлекали многих импрессионистов — отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд.

На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Художник посчитал такое решение оскорбительным. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных или независимых. Вскоре состоялась выставка новоиспеченных «изгоев», где Сера, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике. В отзывах о выставке царил полный разнобой. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». И всё равно Сера был счастлив. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.

После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Посещая их собрания в кафе «Ориент» и «Маренго», он тихо сидел в сторонке, посасывал свою трубку и наблюдал за происходящим. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Наиболее яркой личностью в ней был Поль Синьяк, в то время писавший в импрессионистической манере. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или — «дивизионизму» Сера. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал его новаторские идеи. И в немалой степени именно благодаря его усилиям Сера впоследствии признали основателем нового течения в живописи.

В импрессионизме это положение развил Феликс Фенеон. Фенеон стал подарком судьбы для Сера — он лучше других понял значение его поисков в контексте всей истории живописи. Фенеон писал, что старое течение – импрессионизм — исчерпало себя, и на смену ему приходит новая волна художников, названных им неоимпрессионистами. Лидером и душой неоимпрессионистов критик «назначил» Сера. Тут, на его взгляд, и спорить было нечего.

Картину Сера «Гранд-Жатт» показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886-го года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. И на этих выставках её восприняли как сенсацию. Синьяк, торжествуя, свидетельствовал: «Огромные толпы, постоянный шум, возмущенные буржуа и растерянные мазилы. В целом, большой успех для нас. Картину Сера невозможно было рассмотреть, её всегда окружали тучи зрителей».

Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась, и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. По этому поводу он испытывал смешанные чувства. С одной стороны, всё это очень льстило художнику, а с другой, — вызывало ревность. Пропагандистом и популяризатором нового течения выступал Синьяк, сам ставший бесповоротным «дивизионистом»; Сера же предпочитал хранить молчание. Более того, он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами».

Скрытность Сера распространилась и на его личную жизнь, она была окутана тайной. В 1888-м году он познакомился с белошвейкой Мадлен Кноблох. Вспыхнул роман. Сера скрывал его и от друзей, и от родных. С 1889-го года они с Мадлен стали жить вместе. В феврале 1890-го года Мадлен родила мальчика. Сера дал ему имя, зеркально отражавшее его собственное, — Пьер Жорж. Родные по-прежнему ничего не знали.

В марте 1891-го года художник заболел во время подготовки к очередной выставке Общества независимых. Болезнь развивалась стремительно. Буквально за три дня Сера «сгорел» — как предполагается, от менингита. Похоронили его в семейном склепе на кладбище Пер Лашез.

Жорж Сёра умер в возрасте тридцати двух лет, написав помимо пейзажей и рисунков лишь семь больших полотен. Однако его творчество оставило весьма заметный след в живописи, задав мощный импульс развитию целого ряда авангардных направлений искусства XX-го века.

 Аудиобиографию Жоржа Сера можно прослушать здесь


В избранное