Об искусстве просто

  Все выпуски  

Художественные консультации | Исторический жанр под опекой классицизма


ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Сегодня тема рассылки необычная. Я предлагаю "удариться" в историю искусства и посмотреть на мастеров, которые были зачинателями исторического жанра в России. Мне эта тема кажется важной, так как мы должны знать свою историю и историю искусства. Без этих знаний разве можно знать современность? Сейчас в Петербурге смена власти. Вчера мы узнали, кто будет нашим президентом в следующем году, только не спешите исправлять, что еще не было выборов :). Мы переживаем время формирования российского имиджа в Европе. А традиции классицизма как нельзя кстати раскрывают тему национальных событий, героизма и подвигов русского народа.

Если вы со мной согласны, тогда читаем важную информацию о первых художниках, писавших на историческую тему. Чтобы текст был более интересным и понятным, я дополнила его малоизвестными фактами и четкой структурой. 

Первым профессором исторического класса Академии художеств и зачинателем традиций классицизма был

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЛОСЕНКО

(1737-1773 гг.).

Как Лосенко пришел в живопись?

Он родился и провел детство на Украине. Тяга к прекрасному, сначала к музыке, проявилась в нем с детских лет. Мальчиком Лосенко пел в церковном хоре в Санкт-Петербурге. Сюда его привезли родители с Украины. Вскоре он  стал сиротой. В подростковом возрасте Лосенко потерял голос, как случается у многих певческих мальчиков, и был отдан на обучение Ивану Аргунову – живописцу середины XVIII века. От него Лосенко попадает в Академию Художеств.

В ученические годы он написал свою первую замечательную работу

  •  «Товий и Ангел».

Где обучался Лосенко?

В Париже и Риме. Достойные школы искусства.

Автор литературных и научных работ:

«Изъяснения краткой пропорции человека… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании…». По этому труду учились целые поколения художников.   

Какие работы он написал?

В годы обучения в Академии Художеств Лосенко писал портреты. Один из самых замечательных

  • Портрет актера Ф.Г. Волкова

В годы пенсионерства в Париже он написал 2 полотна (еще в барочной стилистике), которые сразу получили признание:

  • Чудесный улов рыбы (1762 г., Русский музей (ГРМ))
  • Авраам приносит в жертву сына своего Исаака (ГРМ)

В Италии он пишет картину, в которой проявляются первые черты изучения классического античного искусства

  • «Зевс и Фетида»

А в России он написал первое произведение на тему русской истории (вдуматься только – первое! и только в XVIII веке!), за которое получил звание академика и профессора,

  • Владимир и Рогнеда (1770 г., ГРМ). 
А.П. Лосенко. Владимир и Рогнеда.

О чем картина «Владимир и Рогнеда»?

Это интересный случай из русской истории. Не понимаю, почему школьники так не любят историю? Ведь это целые любовные и политические романы, интриги, неожиданные сюжеты!  Один из таких романов представлен и в картине. Рогнеда – дочь полоцкого князя. Владимир – русский князь. Именно он пошел на войну с половцами, убив братьев и отца Рогнеды. Они не хотели добровольно отдать Рогнеду в жены русскому правителю. И тот решил взять её силой. Неслыханная мерзость со стороны князя была искуплена: он извинился перед Рогнедой, в которую оказался страстно влюблен. И именно этот момент – просьбы о прощении – и изображает Лосенко на своей картине.

Картина по большей части театральна, словно сцена в хорошем спектакле. Рогнеда картинно закатывает глаза, выражая всем своим видом ужасное страдание. Плачут бедные служанки за её спиной и перед её ногами. Ошарашенно смотрят из-за спины Владимира новгородские воины во вполне себе национальных костюмах. Владимир же прикладывает руку к сердцу, всем видом показывая, что он не хотел, просто так получилось… Тема искупления вины, осуждения неблагонравных поступков была очень любима классицистами.

Кстати, возможно, такой трактовке сюжета способствовала и модель для облика русского князя.  Это был актер драмы Дмитриевский, который блистал на сцене в XVIII веке.

Что стало с Лосенко дальше?

Долгое время Лосенко занимался преподаванием в стенах Академии. И даже был её директором. Но его подвело слабое здоровье. Он жаловался на тяжелую ношу административных обязанностей Екатерине II. Та пообещала ему помочь, но художник этого не дождался. Он не успел закончить своего последнего произведения. В виде эскиза мы знаем его заключительное полотно

  • Прощание Гектора с Андромахой (1773, Государственная Третьяковская Галерея (ГТГ)).

Чем примечательна эта работа? «Прощание…» написано на сюжет из «Илиады». Гектор жертвует личным счастьем во имя своего долга, о чем ярко говорит его патетический жест, а бедная Андромаха склонилась от ужаса тяжелого горя. И в этой композиции вся сцена строится по традициям классицизма, которые стали непреклонными правилами этого направления.  

- Композиция картины – как многофигурная сцена

- Участники сцены образуют своеобразные кулисы картины

- Средоточение на главных персонажах – Гекторе и Андромахе.  

- Линеарно-пластическое начало, т.е. главные в сцене – рисунок и светотень.

- Локальный свет (замкнутый в определенных контурах). Им будто раскрашивают фигуры, а не пишут цветом. Такой цвет не взаимодействует с соседними цветовыми пятнами.

Картина не была воплощена Лосенко, т.к. вскоре из-за тяжелой болезни и отсутствия моральных сил художник умирает.

Как дальше развивался исторический жанр?

Лосенко не был единственным выдающимся мастером классицизма и исторического жанра.

Работал в нём также и очень тонкий и внимательный живописец

ПЕТР ИВАНОВИЧ СОКОЛОВ

(1753-1791 гг.).

Как он пришел в искусство и где учился?

Соколов был крепостным. Казалось бы – можно поставить точку. Разве имел крепостной в XVIII  веке хоть какие-то права? Нет. Не имел их и Соколов, хотя рано начал проявлять склонности к искусству. Лишь после смерти своей хозяйки – княгини Е.Д. Голицыной – он стал свободным. И сразу поступил в Академию художеств.   

Самая первая его картина принесла ему малую золотую медаль

  • "О удержании Владимиром нанесенного от Рогнеды на него сонного и на тот час пробудившегося удара ножом".

Видимо, идя по следам своего учителя – А.П. Лосенко, Соколов не мог удержаться от темы Владимира и Рогнеды. И не зря. В 1772 году он получает уже большую золотую медаль за другую картину и направляется от Академии Художеств пенсионером в Италию.

О чем он писал?

Его стезя – сюжеты античной мифологии.

  • Меркурий и Аргус (1776, ГРМ)
  • Дедал привязывает крылья Икару (1777, ГРМ (или ГТГ?))
  • .
  • Венера и Адонис (1782 г., ГРМ).

Многие исследователи замечают, что он несколько холоден в своих полотнах и схематичен. Но это не помешало ему достигнуть поста заведующего  «батальным» классом в Академии  (с 1785 г.) и обучать воспитанников графике.

ГАВРИИЛ ИГНАТЬЕВИЧ КОЗЛОВ

– третий мастер исторического жанра.

Это уникальный художник. Потому что он был крепостным по происхождению, но Академия его выкупила из крепостничества в 1763 году и он получил возможность принять там звание адъюнкт-профессора!

Чем занимался Козлов Г.И.?

Он творил для придворного театра. Увы, до нас не дошли его декорации. Известно его полотно

  • «Апостол Петр отрекается от Христа» (1762 г., ГРМ).

ИВАН АКИМОВИЧ АКИМОВ

– еще один мастер исторического жанра.

Кем он был?

Детские годы он провел в Воспитательном училище Академии художеств, попав туда в первый годе его основания – 1764. Потом стал пенсионером и обучался в Париже. В Италию он поехал самовольно, и в Риме благодаря заступничеству И.И. Шувалова он попал на обучение к художнику Помпео Баттони.  Затем он едет в Венецию обучаться колориту.  По возвращению в Россию он удостаивается звания академика,  потом профессора и, наконец, ректора.

Какие работы мы знаем?

Еще в Риме были написаны полотна на мифологические темы:

  • «Нарцисс, любующийся своим отражением в воде»,
  • «Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури»,
  • «Фавн, забавляющийся с козленком»
  • «Прометей, делающий статую по повелению Минервы» (1775 г.)

В Росси за картину указанную картину он получает звание академика

  • «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета…»

Как связан Акимов с Павлом I?

Он был учителем рисования у детей Павла I. Почему наши дети не учатся рисовать в школьные годы? Ведь это способствует их развитию.

 

Новый этап в развитии исторической живописи связан с именем

ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА УГРЮМОВА

(1764-1823 гг).

Как он попал в Академию художеств?

Его отец привез сына в Петербург из Ярославской губернии, заметив в нём страсть к искусству. Мальчик зачисляется в Воспитательное училище. Его учили уже знакомые нам Соколов, Козлов и Акимов.

Как он попал в Италию?

Угрюмов удостоился чести учиться 4 года в качестве пенсионера от Академии Художеств в Италии за полотно

  • «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785 г.,).

После возвращения на родину, он становится в 1791 г. преподавателем класса исторической живописи в Академии Художеств.

Как связан Угрюмов с Екатериной II?

В 1793 г. императрица заказала художнику картину для Александро-Невской лавры, где и находилась более 100 лет в Троицком соборе:

  • «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793 г., ГРМ).

В этой работе художник стремится к высшей исторической достоверности. А тематика его работы – победа русского князя над немецкими рыцарями – была поистине героична и патриотична, как и подобало классицизму.

Угрюмов. Испытание силы Яна УсмаряПри чем тут киевский кожемяка и Угрюмов?

  • «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-97).

Эта картина одна из ключевых в творчестве мастера. Её сюжет основан на легенде о киевлянине-кожемяке Яне недюжинной силы. Ян Усмарь желает идти на поединок с печенежским богатырем, и чтобы заслужить разрешение на это, демонстрирует свою силу и готовность князю Владимиру. Делает он это весьма варварским способом – дерет за бок мощного быка, чья кожа, глядишь, так и лопнет от хваткой силы киевлянина.

Мы помним, что классицизм основан на античном искусстве. Где же оно здесь, справедливо спросите вы? А вот: Ян Усмарь вам не кажется атлитически слаженным героем, подобно античным богам? Он и для этого полуобнаженным предстает, а не в какой-то там драной одежде кожемяки.

Что делал Угрюмов для Михайловского замка?

Художник получил заказ на картины для строящегося замка Павла I-го.

  • «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года»
  • «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (1797-99 гг.).

Картины писались 2 года, но мастер перестарался. В них видна излишняя театрализованность, далекость от историчности. Угрюмов неудачно пытался отойти  от канонов классицизма. И зря. Полотна стали условными и излишне напыщенными.

 

На этом мы завершим обзор зарождения и расцвета исторического жанра и его связей с Академией художеств. Классицизм начинает претерпевать изменения. Особенно под воздействием реализма. Развивается портрет, к концу века появляется сентиментализм и черты романтизма… А это уже совсем другая история.

*   *   *  

Вы по-прежнему можете написать, какая тема из искусства Вам наиболее интересна. Оставляйте заявки на почте Sfera_art@mail.ru, и я напишу об интересующей Вас теме в ближайшей рассылке!

На связи с вам,

Анастасия Матвиенко.

www.ConSferArt.ru

 

 



В избранное