Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как начать рисовать? ИЗО для начинающих - Карандашный рисунок по сетке - Перенос изображения


Выпуск 5

Здравствуйте, уважаемый подписчик!
В этом выпуске рассылки речь пойдёт о переносе контура изображения на рабочий лист. Тема уже затрагивалась в предыдущей части, но на сей раз я раскрою её более широко. Расскажу о некоторых приёмах, которые, как я надеюсь, позволят Вам провести операцию переноса контура намного легче и быстрее.
Конечно, перенос контура будет проделан с помощью основного инструмента этого мини-курса – сетки. Надеюсь, что Вы последовали моим рекомендациям и выполнили упражнение, подобрали своё изображение и провели его анализ с созданием контура на кальке.
Теперь пришло время вписать контур Вашего изображения в рабочий лист.


4. Перенос контура исходного изображения с помощью сеток на рабочий лист

Наконец-то мы добрались до практических действий, которые в конечном итоге приведут к получению хорошего карандашного рисунка, сотворённого Вашими руками.

Расчертите рабочий лист сеткой по ранее изложенной методике. Размер ячеек сетки выбирайте из того как должен выглядеть рисунок в конечном итоге (больше, меньше или одинаковый по размеру с оригиналом). Напоминаю, что линии сетки должны быть чуть заметны, чтобы на завершающих стадиях работы над рисунком их можно было легко удалить. После этого можно приступать к переносу контура исходного изображения на рабочий лист.

Казалось бы, нет ничего проще, чем перенести контур исходного изображения: выделяй контур (как это сделать было разобрано в предыдущем выпуске рассылки) в ячейках сетки исходного изображения и врисовывай то же самое в ячейки сетки рабочего листа.

Но чтобы достоверно, без искажений скопировать линию нужен некоторый опыт в этом деле. Скорее всего, у начинающих рисовальщиков такого опыта либо нет совсем, либо он незначительный. И что же делать?

Включать сообразительность, развивать наблюдательность, глазомер и твёрдость руки ;-)

Начнём с того, что используя рисование по сетке, задача нарисовать достоверный контур сильно упрощается, так как изобразить маленький кусок продолжительной линии это намного проще, чем рисовать всю линию целиком за раз. Так как линии контура чаще всего бывают достаточно длинные, то они пересекают не одну ячейку сетки. Следовательно, контурная линия пересекает границу ячейки хотя бы один раз, а если линия длинная, то два раза.

Вот эти два (одно) пересечение границ ячейки и являются первыми опорными точками, по которым будет строиться контурная линия. Формально говоря, линия может пересекать границы ячейки множество раз, например, уходя в соседнюю ячейку, делая там петлю и возвращаясь обратно. Но с точки зрения конкретной ячейки эти два куска линий будут совершенно отдельными объектами.

Итак, 1-2 опорные точки уже имеются. Если линия строго прямая, то этого и достаточно. Но, как правило, линии контура чаще всего представляются кривыми (гладкими или ломанными). Например, контурная линия лепестка цветка – гладкая кривая, а зазубрины листа стебля – ломанная кривая.

Чтобы изобразить такие линии 1-2 опорных точек явно недостаточно. Необходимо ещё несколько. Как их найти? Самое простое, это проанализировав копируемую кривую.

Найти точки экстремума и точки перегиба линии.

В самом деле, линии контура, которые строятся для контура всего рисунка, более всего похожи на различные графики. Следовательно, они поддаются математическому анализу. Все мы изучали алгебру и анализ функций. Как известно график функции может быть выпуклым, вогнутым, линейным, а также иметь точки перегиба (точка где существует переход от выпуклого к вогнутому графику или наоборот) и точки экстремума – наивысшая или низшая точки на отрезке графика.

Может кто-то скажет, мол, развёл тут заумь, лучше б русским языком сказал, что да чего. Но ничего заумного тут нет. А кому не понятно, может посмотреть на рисунок. И всё сразу станет понятнее.

Конечно, никто не требует от Вас точного вычисления этих точек, брать вторую производную ;-). Всё намного проще.

Вам надо мысленно разделить ячейку на четыре части по вертикали и горизонтали (как это показанно на рисунке), и посмотреть, как идет линия контура. Определить все точки относительно этих воображаемых частей и расставить их.

Затем Вам останется только соединить расставленные точки, сверяясь с исходным изображением.

Конечно, можно было бы посоветовать, например, пользоваться линейкой, но этого не стоит делать. Не забывайте, что Вы создаёте рисунок, а не чертёж! Всё делается «на глазок»! Тем более, что рисунок предполагает наличие некоторых мелких отличий от оригинала, это придаёт рисунку индивидуальность.

4.1 Маски – инструмент облегчения переноса контуров

В некоторых статьях описывающих эту методику рисования я встречал совет закрывать часть исходного изображения, с которым в данный момент не ведётся работа, листом бумаги. Это позволяет абстрагироваться от всего изображения, сконцентрировав внимание на участке с которым ведётся в данный момент работа. Хороший и правильный совет.

Но я Вам предложу более радикальное решение.

Для дополнительного абстрагирования от общей картинки, надо сделать маску, которая открывает только одну единственную ячейку сетки, с которой ведётся работа в данный момент. По краям эту маску можно разметить, это позволит облегчить точный перенос линий.

Обратите внимание, я нанёс линии на лист маски, продолжающие края отверстия маски. Это поможет точно позиционировать маску по линиям сетки.

Можно пойти ещё дальше и сделать воображаемые линии разделения ячейки вполне видимыми. Делается это на кусочке прозрачной пленки (прозрачной обложки), размером больше чем размер ячейки, например 2х2 см.

Риски наносятся так:
Сначала вырезанный квадрат плёнки размечается пополам по вертикали и горизонтали. Далее по разметке острой иголкой процарапываются риски на всю длину. Будьте аккуратнее – не прорежьте иголкой плёнку, но и неглубокие следы тоже не подойдут, как всегда тут предпочтительна золотая середина. Далее надо эти риски «залить» тёмным, чтобы они были хорошо видны. Сделать это можно следующим образом – по рискам проводят мягким карандашом, графит забивается в углубление рисок и выделяет их. Излишки графита, если они появятся, удаляются лёгкими движениями ваткой. Можно в качестве краски использовать и другие средства. Я, например, использовал маркер на водной основе, след от него хорошо смывается водой, поэтому проведя по риске маркером и дав подсохнуть буквально пару секунд, я удалил излишки краски влажной ваткой. Можно наверно для этих же целей использовать тушь для ресниц (мужчинам: попросите маму, сестру, жену – на благое дело они наверно не откажут вам дать ей попользоваться), можно использовать и обыкновенную тушь для черчения.

Далее, используя полученные риски как оси центра, отмеряем размер ячейки по горизонтали и вертикали. В нашем случае это 1 см (т.е. по сторонам от оси-риски откладываются по 5 мм). Отмеренные расстояния Вы тоже можете расчертить, обозначив края ячейки. Лично я этого делать не стал, а вот края отверстия маски для большей наглядности я обвёл красной полосой. Полученные размеры я разделил опять пополам (т.е. по 2,5 мм) и по этим отметкам снова процарапал риски, а потом выделил краской. Т.о. у меня получилась маленькая сетка. Следующим шагом необходимо закрепить сделанную мини-сетку на маске. Для этого я использовал кусок скотча большего размера, чем кусочек плёнки с рисками. Я наклеил скотч сверху на сторону со сделанными рисками, это защитит краску в рисках от вытирания. Скотч наклеивается так, чтобы со всех сторон от квадрата плёнки был скотч. Т.е плёнка наклеивается по середине куска скотча.

Последний шаг – наклеиваем полученный «бутерброд» на маску тщательно совместив риски мини-сетки с аналогичными рисками, нанесёнными на края маски.

Вот и всё – маска с дополнительной мини-сеткой готова к использованию.

Для маски я использовал лист тонированного картона размером примерно А6. Но её можно сделать и меньше, например, квадратом 6х6 см. Маска даже маленького размера разобьёт связь между объектами исходного изображения, т.е. выполнит свою функцию.

На рабочем листе точно также можно использовать подобную маску под одну ячейку, но без дополнительной мини-сетки, так как она не даст работать карандашом. Вам придётся ограничиться нанесением рисок только по краям маски. Размер самой маски должен быть несколько больше размера ячейки (на 1-2 мм), чтобы контролировать содержание соседних ячеек и правильно состыковывать линии контура. Линии позиционирования в этом случае должны соответствовать размерам ячейки сетки, а риски дополнительной разметки находится внутри между линиями позиционирования.

Этот способ использования масок я более нигде не встречал.
Так что можно считать это моим ноу-хау, и я дарю его Вам совершенно безвозмездно, то есть даром ;-).
Если будет удобно, пользуйтесь на здоровье!

Замечание
Использование градуировки маски облегчает выполнение работы на первых этапах освоения рисунка по маске, но далее, если имеется цель не только делать копии изображений в карандаше, но и научиться рисовать по-настоящему, то от градуировки стоит отказаться, это позволит лучше развить глазомер.

Когда я изучал материалы по методу «Сетки» то иногда в руководствах и на форумах появлялся вопрос: «А откуда удобнее всего начинать работу?».

Откуда начинать работать, каждый решает сам. Лично мне удобнее идти последовательно слева-направо, сверху-вниз.

Задача переноса контура исходного изображения намного облегчается, если Вы заранее сделали контурное изображение исходника на кальке (об этом говорилось в предыдущем выпуске рассылки).

4.2 Практическое применение масок

Продемонстрирую, как с помощью масок переносить контуры исходного изображения на рабочий лист.

Для примера выберем любую ячейку на сетке исходного изображения.

В этом примере в качестве исходника я использовал контурное изображение, которое сделал на кальке с исходника. Чтобы калька не «просвечивала», под неё подложил лист чистой белой бумаги.

Теперь наложим маску на сетку рабочего листа.

Теперь приступаем к копированию контуров. Первым контуром для копирования будет тот, который обозначен сплошной линией и проходит почти по диагонали ячейки. Для начала обозначу контрольные точки, сообразуясь с разметкой мини-сетки маски исходника и рабочего листа. Примерно так.

Замечание
Я намеренно отметил точки «пожирнее», чтобы их лучше было видно. При работе же эти точки должны быть еле видны, чтобы в дальнейшем их не пришлось стирать.

Затем я соединил точки плавной линией, стараясь сделать её похожей на линию оригинала.

Всё то же самое проделал и с другими линиями этой ячейки.

В результате у меня получилась копия контуров исходного изображения.

В результате всех действий у Вас на рабочем листе должна появиться контурная копия исходного изображения.

4.3 Упражнения

Скачайте архив с тренировочными файлами к 4 части этого мини-курса.

Скачать файл


Разархивируйте его в нужную Вам папку

Упражнение 4.3.1.

Распечатайте файл 1 «горный пейзаж1.jpg» с контурным изображением.

Разметьте два листа КАЛЬКИ сеткой 1х1.

Используя подготовленные сетку 1х1 для исходника и маски, перенесите контур на лист кальки. Чтобы Вам было комфортнее работать, подложите под кальку лист чистой белой бумаги. Засеките время выполнения упражнения

Теперь сделайте то же самое, но без использования масок. Так же засеките время выполнения.

Наложив кальку с перенесённым контуром на исходный контур, сравните, какой из них наиболее близок к исходнику. Сравните время выполнения в первом варианте и во втором.

Решите, какой из способов Вам больше подходит, в том числе и по скорости выполнения.

Упражнение 4.3.2.

Это совсем простое упражнение. Распечатайте файл 2 «композиция.jpg».

Наложите на него копирующую сетку. Далее возьмите лист кальки и разлинуйте его сеткой с шагом, что и у сетки исходного изображения. Теперь скопируйте исходное изображение на кальку. Чтобы было удобнее работать, подложите под кальку лист белой бумаги. При работе не пользуйтесь линейкой, все линии на кальке строятся «на глазок». Можете использовать подготовленные маски.

Смысл упражнения в том, чтобы как можно точнее перенести линии с исходника на кальку. Проверка точности производится наложением кальки на исходное изображение.

Упражнение 4.3.3.

Достаньте контур рисунка цветка, который вы сделали в упражнении 3.1. (или распечатайте уже готовый контур из скаченного архива).

Разлинуйте сеткой рабочий лист копирующей сеткой (масштаб выберите сами).

Наложите на полученное ранее контурное изображение копирующую сетку и используя маски перенесите контур на рабочий лист.

Так как контурный рисунок достаточно сложный, то работы вам хватит.

Полученный контур на рабочем листе отложите, он Вам пригодится в следующих упражнениях.


До скорой встречи на страницах рассылки!
С уважением, Александр Лукичёв.

www.stepfirst.ru

--------------------------------------------------------------------------------------

Воспроизведение всего мини-курса или любой его части вплоть до абзаца,
сохранения текста данного курса или всего курса в какой-либо форме
и какими-либо средствами (электронные или механические, включая
печатные формы, фотокопирование, запись на магнитный, оптический
носители) или обращение любым способом в иную форму хранения
информации с целью получения комерческой или иной выгоды
запрещается без письменного согласия автора этого курса.

Данный электронный мини-курс предназначен для личного использования
и поставляется в виде «как есть». Данный электронный мини-курс
защищен законом об авторском праве и смежных правах на территории
России, стран СНГ, Украины и Балтии.

Этот электронный мини-курс выражает мнение автора по данному вопросу.
Мнение автора может отличаться от распространённых точек зрения и мнения читателя.


В избранное