Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO 15.07.2011 N 255:


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


15.07.2011
N 255:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2620 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
<<Арт Puzzle. Выпуск #27. Анастасия Полозова. Видеоарт - немецкий (в ГЦСИ), испанский (в галерее на Солянке), американский (в Stella Art) и фотографии Нью Йорка в ММСИ>

<<МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #27. Московская арт неделя. 14 июля 2011. Первая половина июля: японцы и конголезцы в Гараже, «Домашнее видео» на Гоголевском бульваре, Юрий Великанов в Галеев Галерее>

Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

Арт Puzzle. Выпуск #27. Анастасия Полозова. Видеоарт - немецкий (в ГЦСИ), испанский (в галерее на Солянке), американский (в Stella Art) и фотографии Нью Йорка в ММСИ>

◄Чудеса растворения.

Билл Виола все-таки маг и волшебник. В его видео в буквальном смысле растрворяешься и утопаешь. Это такой медитативный тренажер выключающий мозг и включающий чувства. А уж в сочетании с Вагнером – просто катарсис! К сожалению, московскому зрителю представлена лишь часть его пятичасового «Проекта Тристан» - видеоряда к знаменитой опере.  Нам досталось только «Вознесение Изольды» - но и на том большое спасибо Stella Art Foundation, который в свое время выступил организатором показа оперы Вагнера в Петербурге, где зрители имели счастье лицезреть полную версию проекта.

Главное действующее лицо инсталляции – толща воды. К слову, Виола достаточно часто обращается к воде в своих видео. Она для него – проекция человеческих страстей и переживаний. Причем страстей, не подвластных каким-то границам или контролю, как любая стихия. Перед этой мощью любое рацио – бессильно. Есть только чистая эмоция и чистое восприятие. Здесь в игру вступает очищающая составляющая воды, которая смывает все лишнее и оставляет суть.
Тело Изольды медленно парит в воде, как в открытом космосе, абсолютно, с одной стороны, - беззащитное, а с другой – гармонично слитое с водной средой.
Эта работа перекликается с видео «Посланник», которое, как современная икона, украшало стену одного из британских храмов. Фигура мужчины, погружающаяся в воду и всплывающая на поверхность. Как вдох- выдох, как жизнь и смерть.
Виолу вполне можно назвать современным иконописцем. Не случайно его работы отсылают и к религиозной, и к живописной традиции. Он так же вдумчив и неспешен, как великие мастера прошлого. И этой неспешностью он щедро делится с нами, призывая остановиться и почувствовать.

Билл Виола. Вознесение Изольды (световая форма в посмертном пространстве)
Stella Art Foundation (Скарятинский переулок, 7) до 20 августа.

◄Родители реалити-шоу.

В ГЦСИ – тоже мастера видеоарта, только немецкого. Ретроспектива за 40 лет. Интересно наблюдать практически рождение этого столь модного нынче жанра, который просочился сейчас и в классический кинематограф, стирая границы между экспериментальным и традиционным видео.Проект “Record again!” – по сути - архивация уникальных видео 60-х-70-х годов, перенос их на современные носители для того, чтобы все это наследие сохранилось. Ведь многие их них еще были сняты на пленку. И никто не думал тогда, что технологии будут развиваться столь стремительно. А между тем, появившиеся на нашей памяти видеокассеты уже умерли, компакт-диски вымирают.
Немецкие художники от Йозефа Бойса до Герри Шума были достаточно прозорливы и сделали ставку на видеоарт, как на будущее современного искусства. И вот пожалуйста – спустя каких-то 50 лет они -классики жанра!
Смотришь на их произведения, и видишь истоки рефлексии современных художников, интереса к запечатлению внутренних переживаний, и к различным экспериментам с помещением объекта съемки в странные места и условия. Кстати, что касается мест, старые видео кроме художественной информации несут и историческую, запечатлевая места и события тех лет такими, какими скоро их уже никто и не вспомнит.
Кстати, к теме истоков – столь популярные сейчас реалити-шоу предвосхитил Ханс Юрген Шульт со своим «Медиа-домом», в котором он установил камеры, демонстрирующие ежедневную жизнь простой немецкой семьи. Тогда эта открытость была более, чем сенсационной. А сейчас, ежедневно находясь под прицелами видеокамер, мы вряд ли удивимся, увидев себя на одном из сотен видео, выложенных в сети. 

40 лет немецкого видеоарта. Record again!
ГЦСИ (
ул. Зоологическая д.13, стр.2) до 24 июля.

◄Смешной и ужасный испанский видеоарт.
В галерее на Солянке кипят испанские видео-страсти. Название выставки – «Шутки и кошмары» – в стиле «катастроф тела» и «ужасов пыток» и место для нее выделено соответствующее – темный подвал. Но на этом ассоциации с дешевыми коммерческими проектами заканчиваются, потому что подборка работ испанских художников достаточно любопытная.

Задает тон, конечно, бессмертный «Андалузский пес» для просмотра которого организован мини-кинотеатр. Классика Бунюэля и Дали, которую растащили на цитаты и приемы художники всего мира. И, кстати, продолжают растаскивать, в чем убедиться можно тут же, посмотрев трилогию Джулиана Альвареса.
Интересно, как меняют каннотацию традиционные испанские атрибуты (фламенко, коррида) в работах видеохудожников от самоиронии к сарказму.
У Беатрис Санчес музыка фламенко претерпевает электронную обработку и под нее страстный испанский танец на фоне кислотных пейзажей выглядит более, чем комично. Как говорит сама художница: «Концептуальная ось, которой я распоряжаюсь в моих проектах, работает вокруг человеческой фигуры и ее поведения: безумие, шум, изобретательность, избыток, отчуждение, тело, отклонение от нормы, абсурд, экстравагантность, беспорядок. Я рассматриваю эту тематику через свой собственный искусственный язык, в комбинации между идиллией и хаосом, часто в идиотском разрезе».
Не менее забавно выглядят обнаженные пары, помещенные Дионисом Эскорса в коробку и пришпиленные булавками, как коллекция насекомых, при этом очень эротичная. Художник и вправду коллекционирует насекомых, проводя параллель между отсутствием личностных характеристик у человека в его физиологическом проявлении и, к примеру, бабочки. Всех можно разделить на виды, подвиды и классы – не более.
Продолжение темы стирания личности – работа Ивана Переса и Дионисио Каньяса «Квадратная голова» о человеке с квадратной зеркальной коробкой на голове. Он – лишь отражение среды вокруг него. Он анонимен и растворен среди лиц и улиц Нью-Йорка, Испании и Ла-Манша. Как, собственно, и сам видеоарт будь он испанский, британский или немецкий – отражение мира, событий и интернациональных характеров.

Шутки и кошмары: фильмы испанских художников от Дали до наших дней.
Галерея на Солянке
(ул. Солянка ½ стр. 2) до 21 августа.

◄Человек и город.
Тему существовании личности в мегаполисе продолжает выставка «Нью Йорк тогда и сейчас» в ММСИ. Главные герои снимков – люди, их характеры и, собственно, характер самого города из этих людей состоящий, о котором уже столько снято и написано, что тем более удивительно, когда видишь его совершенно по-другому.
29 фотографов из разных стран постарались, чтобы взгляд этот был оригинален и максимально объективен к тому же растянут во времени почти на столетие.

От черно-белых фотографий патриарха американской фотографии Артура Лейпцига до ностальгических Аниты Черневски и современных Павла Антонова с его портретами русских художников на фоне американских небоскребов.
Небоскребы, кстати, не только, и не столько указатели того, где происходит действие, они, скорее, символ этого мультинационального города, открытого, яркого, свободолюбивого. Такой любую личность раздавит. Но, если личности удастся-таки выжить, он вознесет ее на высоту этих своих небоскребов. В этом смысле очень показателен портрет Андрея Бартенева рядом с домом-утюгом, который не уступает художнику в изяществе и оригинальности. Они звучат на равных уже не соперничая, а оттеняя друг друга.

Нью-Йорк, тогда и сейчас.
Московский музей современного искусства
(Тверской бульвар, 9) до 31 июля

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #27. Московская арт неделя. 14 июля 2011. Первая половина июля: японцы и конголезцы в Гараже, «Домашнее видео» на Гоголевском бульваре, Юрий Великанов в Галеев Галерее>

◄В ЦСК «Гараж» - JapanCongo, выставка из коллекции Жана Пигоцци.
16 конголезских художников и 47 японских представляют нынче в Москве собрание знаменитого магната Жана Пигоцци, которая составляет в общей сложности 10 тысяч предметов.
Итальянский бизнесмен, коллекционер и фотограф, живет в Женеве, Нью-Йорке и Панаме. Двадцать лет Пигоцци собирает коллекцию современного искусства Африки, по большей части республики Конго, а в последние три года начал покупать и японский контемпорари арт. На вопрос, почему господин Пигоцци занялся японским, а например, не китайским искусством, он ответил, что все очень просто – потому что любит японскую еду, а не китайскую. «Искусство для меня - страсть, еда – такая же страсть. Я не пью ни вина, ни водки, но много ем. Японское искусство для меня такое же вкусное, как и японская кухня». Страстью господина Жана Пигоцци является, не только еда и коллекционирование, но и фотография. (Его фотографии представлены в Музее современного искусства в Париже, нью- йоркской галерее Light, фонде Хельмута Ньютона в Берлине, в центре фотографии Rencontres de la Photographie в Арле и в Gagosian Gallery в Нью-Йорке). Его страсть – это еще и одежда. В 2007 году Пигоции создал линию одежды и аксессуаров LimoLand для «больших мужчин». Пигоцци принадлежит магазин LimoLand в Нью-Йорке. Его одежду с удовольствием публикует Vogue, GQ и прочий глянец.
Но это все о страстях. Теперь о выставке. Конго и Япония, как уже было замечено – две страны, разделенные не только тысячами километров, но разными историями, культурами и предпочтениями. Куратор выставки художник Карстен Хеллер (помните его трехчастные грибы, показанные в Гараже прошлым летом?) подошел к проекту артистически. «Куратор может быть одновременно художником, а художник – куратором. Европейцы всегда очень прагматичны. Здесь же я опирался скорее на интуицию, чем на расчет». Хёллер поместил японцев и конголезцев напротив друг друга – в некоем подобии коридора. Причем японцы развешены на ровной стене, а конголезцы – на закругленной: «Сумасшедшая Африка и контролируемая Япония». В конце коридора, в самой его узкой точке, по замыслу Хёллера общие черты японского и конголезского искусства становятся максимально близки. Правда зритель видит эту неожиданную одинаковость уже в начале экспозиции: повествовательность, развернутый сюжет, яркость, декоративность и часто – включение текста в композицию. Одним словом, все признаки комикса налицо. «Комикс, как народная культура, популярен не только в Японии, родине манга, но и в Африке, а именно в Конго. Современные конголезские художники стали востребованы лет тридцать назад, именно потому, что они начали писать картины с текстами, обращенными людям. И, между прочим, люди каким-то образом воспитывались, читая эти тексты. Такие технологии очень популярны и сегодня», - пояснил куратор Национального центра современного искусства города Гренобль, Ive Aupetialiot. (В Гренобле выставка была представлена французской публике перед московскими гастролями). «Вот, например, картина Шери Самбы, одного из известных конголезских артистов. Тут маленький африканский солдат, совсем ребенок, но с оружием. А внизу – текст, правда на мой взгляд, ужасный: «Я за мир, именно поэтому я люблю  оружие».
Биографии японских и конголезских художников часто похожи. Многие в начале своей карьеры работали в качестве иллюстраторов комиксов, музыкальных дисков, делали рекламу. Кое-кто занимался мультипликацией. Принявшись за «чистое искусство» они сохранили комикс-стиль. «Нам самим приходится вырабатывать свои собственные концепции», - говорит Эрина Муцуи, рисующая автопортреты. Потому что в Японии не так много информации о современном европейском и американском искусстве. Потому что японцы не любят нарушать правила. Если же вы станете их нарушать, то будите наказаны. Японцы действуют совместно, группами. Мы живем и работаем совсем не так, как европейцы». Пафи Шинделе, говорит практически о том же. «К какому классу принадлежат художники Конго? Мы не задаемся этим вопросом. Мы все – одна семья, а улица – первая школа. Сначала даже наши выставки были на улицах, в районах, в которых мы жили. Не так важно иметь свою галерею, если можно выходить на улицу. Мы не оглядываемся на европейцев. Я не думаю о том, что я делаю – думать – это западное качество. Наше творчество, конечно,  прежде всего, я говорю о своем, больше всего похоже на игру ребенка. Мы делаем то, что хотим, и не очень- то думаем, как это будет выглядеть».
У проекта есть еще одна особенность – его анонимность. Все 300 работ в залах Гаража намеренно не имеют этикеток, поэтому современное искусство Японии и Конго выглядит абсолютно имперсональным. (Хотя в экспозиции есть художники знаменитые: Пьер Бодо, Шери Самба, Пафи Шинделе, Нацуми Нагао, Нобуёси Араки, Кадзуна Тагути, Тэппэй Канеюдзи, Хироки Цукуда, Кейити Танаами). Имперсональность как единое сознание – это что: факт, иллюзия, прихоть или результат успешной кураторской работы?

До 14 августа.

◄В Галлеев Галерее – Юрий Великанов. Живопись, рисунок, гравюра.

Галлеев Галерея работает с антиквариатом, причем с антиквариатом молодым, советским. Немало выставок и открытий было связано с Ленинградской школой ИЗО. Новая экспозиция посвящена ленинградскому художнику Юрию Великанову. Уроженец Одессы Юрий Великанов закончил знаменитое Тенишевское училище, затем учился в Академии Художеств у Д.Митрохина, Е.Кругликовой, П.Шиллинговского. Был отчислен как «замкнутый индивидуалист - не общественник». Жил в Ленинграде. Занимался станковой и книжной графикой, ездил в творческие командировки рисовать стройки социализма. Его выставляли в Лондоне (1930), в Филадельфии (1930), в Кенигсберге (1932), в Ленинграде и Москве (1932–1934). И все это, конечно были групповые выставки. Первая персональная состоялась в Русском музее в 1934 году, через пол года после смерти. (Художник умер в 29 лет!) Нынче случилась вторая персональная выставка Юрия Великанова. (К выставке издан и роскошный альбом художника). Фактически – это новое открытие старого имени. Живопись, рисунки и гравюры художника, его коровы, лошади, ослики, горы, деревья и человеки - прямая транскрипция ранних итальянцев, голландцев и прочих европейцев времен Ренессанса. (Ленинградская школа всегда ориентировалась на ценности общие для европейского и русского искусства). Ясность художественного языка, определенность профессиональных и нравственных критериев, традиционно русское понимания целей и задач искусства – все это присуще искусству Юрия Великанова, его нежнейшим образам.

До 18 сентября.

◄В Музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре – «Домашнее видео».

Дело видео живет и побеждает. Московские галереи этим летом просто педалируют жанр, начиная с Медиафорума и заканчивая Биллом Виолой. Публика начинает привыкать. Публике нравится. Новый видео-проект Государственного Центра Современного искусства «Home video» смещает акценты. В особняке на Гоголевском бульваре кураторы Карина Караева и Виталий Пацюков «исследуют феномен домашней съемки, имеющий безусловно исторические корни, но также исповедующий определенный визуальный контекст, повлиявший на развитие видеоарта» - так написано в пресс-релизе. То есть, на этот раз, художники, представляют свои домашние заготовки, личную съемку, но имеющую высокохудожественное значение. Видеоартисты все те же, известные: Бомбилы (Россия), Дмитрий Булныгин (Россия), Дмитрий Виленский (Россия), Заиби (Россия), Георгий Литичевский (Россия), Дарья Марчик (Россия), Наташа Мерритт (США), Александра Митлянская (Россия), Лор Прувос (Великобритания), Владимир Сальников (Россия), Кирилл Серебренников (Россия), Яан Тоомик (Эстония), Сергей Шутов (Россия), Григорий Ющенко (Россия), Максим Якубсон (Россия).
Домашнее видео, снятое в стиле Ларса Фон Триера и манифеста «Догмы» со смазанным цветом и дрожащим зернистым кадром иллюстрирует подручными средствами, что «техника и стилистика менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи». (А персонажи и сюжеты большей частью действительно интересны зрителям). Вот Марат Гельман поет под караоке «Let My People Go», (Денис Сапегин). Вот Иосиф Бакштейн в ресторане Зураба Церетели пляшет «Цыганочку» (Дмитрий Булныгин, «Ой нэ-нэ, нэ-нэ»). Вот Иосиф Бакштейн пляшет уже вместе с Ольгой Свибловой и не в ресторане (опять Булныгин). Эстонец Яан Томик снова танцует – уже на могиле своего отца («Танцы с отцом»). И снова милиционеры танцуют - у Григория Ющенко («Волшебная психоделическая милиция»). И снова поют, но уже за кадром у Александры Митлянской… Одним словом весело, радостно, но немного утомительно. Глаза устают. А может быть во всем жара виновата?

До 14 августа


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное