Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мифы народов мира

  Все выпуски  

Мифы народов мира от 24.05.2002


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые все!

Сегодня у нас...

Мир мертвых у кельтов

"Верования кельтов, связанные с загробной жизнью, удивляли своей непоследовательностью
еще людей древности: с одной стороны, они верили в перевоплощения души, с другой
стороны - в вечную счастливую загробную жизнь. Тем не менее, все, описывающие
обычаи кельтов, соглашались с тем, что такие верования благоприятствовали распространению
у кельтов презрения к смерти, и оттого они (к примеру, галлы) были безумно отважны.
Некоторые древние авторы полагали, что вера в переселение душ была перенята кельтами
у школы пифагорейцев, хотя современные исследователи сильно сомневаются в этом.

Мифический Туан жил триста лет в облике человека, триста - как дикий бык, двести
- горным козлом, триста - птицей и еще сто - в виде лосося. Этого лосося съедает
королева, и Туан возрождается в человеческом облике под первым своим именем.

Иной герой, Талейсин, изловленный в море в облике младенца, доставляется рыбаком
во дворец ГВИДИОНА, где демонстрирует свое искусство барда, исполняя песнь, описывающую
виденное им в разные периоды истории человечества - от низвержения Люцифера в
ад, через ряд эпизодов, упоминающихся в Ветхом и Новом Завете, и до важнейших
моментов (в мифологической интерпретации) истории Ирландии.

Рай ирландских мифов располагается на острове или островах, расположенных где-то
в океане, и называется Землей Живых, Землей Женщин, Землей Молодых, Равниной
Радостей и, наконец, с укреплением позиций христианства, Тир Тарнгири - Землей
Обетованной.

По мнению западных кельтов, острова эти были населены богами, духами умерших
королей и других героев мифов. Прокоп Цесарейский сообщал о том, как бретонские
кельты, жившие на побережье, доставляли души умерших на Британские острова. Ночью
этих людей будил стук в дверь, и они отправлялись на берег, где их поджидали
глубоко погруженные в воду лодки, в которых, казалось, никого не было. Двигались
эти лодки сами, причем с поразительной скоростью, а бретонцы лишь выполняли роль
рулевых. По прибытии к британским берегам неведомый голос поименно вызывал души
прибывших, и, по мере того как назывались имена, борта лодок все выше поднимались
над водой...

Часто герои ирландских мифов отправляются в путешествие к этим таинственным островам,
и путешествия эти не всегда заканчиваются благополучно. Один из старых мифов
этого цикла - поэма о Бране, сыне Фебала. Соблазнительная колдунья живописно
повествует ему о прекрасном острове - Земле Женщин, где нет ни смерти, ни горя,
ни несчастий, где вечно звучит прекрасная музыка, а обитатели проводят время
в достойных развлечениях, устраивая гонки лодок или колесниц, разъезжая на чудесных
скакунах...

Бран, соблазненный описанием, в компании двадцати семи товарищей, отправляется
в море и после полного приключений путешествия в западном направлении прибывает
на Землю Женщин, где гостей встречает королева острова. После годового пребывания
в чудесном крае, где жизнь действительно проходит в непрерывных турнирах, пиршествах
и прочих удовольствиях, друзья решают все-таки вернуться на родину, к своим близким.
На берегу родной Ирландии собравшиеся люди вопрошают прибывших, кто они. Бран
отвечает, что он Бран, сын Фебала, но люди говорят, что не знают Фебала, хотя
в древних сказаниях говорится о нем и его- не вернувшемся из путешествия сыне.
Один из членов экипажа выскакивает на берег и тут же рассыпается в прах - "будто
века пролежал в могиле". Бран понимает, что на самом деле в мире людей прошли
века, и, рассказав собравшимся о своих приключениях, отправляется в обратный
путь - в Землю Женщин.

Мотив двух разных систем отсчета времени в двух разных мирах не раз повторяется
в мифах кельтов Ирландии, а тема сказочных путешествий дала начало более позднему
циклу повествований святого Брендана.

С культом душ умерших были связаны также места захоронения, в особенности те,
с которыми связывали биографии мифических и полумифических героев, в особенности
богов первых двух поколений. Старинные курганы и кладбища назывались "сид", а
мифические обитатели подземного мира, в который можно было попасть через гробницы
(а иногда через пещеры), назывались Эс Сид - "народ сид". Когда бог подземного
сида, МИ-ДИР, похищает у короля Эхеда супругу и забирает ее к себе, муж отправляется
в сид, находящийся внутри холма, и, после схваток с темными силами, отвоевывает
жену.

Как мы уже указывали, верования кельтов, связанные с загробной жизнью, были не
слишком последовательными, однако некоторым образом можно их упорядочить. Некоторые
умершие после смерти сохраняли черты своей личности. К таким избранным прежде
всего относились те, чья смерть была необычной, чем-то схожей со смертью богов
или великих героев.

В первую очередь к таковым относились люди, умершие от заразных болезней. Таким
людям ставились специальные надгробия под названием тамлахта. Особое надгробие
ставили всем тем, кто пал в бою либо в боевом поединке, являвшемся одним из видов
божьего суда. К избранным относились и те, кто умер от руки божьей за нарушения
табу или клятвы, а также утопленники; одна из наиболее богатых гробниц была возведена
для покойного короля Дату, погибшего от удара молнии. Вообще, наибольшие шансы
"заполучить" необычную гробницу - а значит, вести "индивидуальную" загробную
жизнь - имели короли, друиды и филиды. Возможно, на развитие ирландской мифологии,
получившей славных героев, повлияло и то, что к избранным относились и умершие
от несчастной любви. О такой паре рассказывается в мифе, повествующем о влюбленных,
чьи сердца разорвались от боли, когда им сообщили ложные известия о смерти возлюбленного.

Все случаи необычной смерти делали такую смерть как бы обрядовой, свершившейся
в результате божественного вмешательства, отчего умершие становились героями
мифов и легенд, развивавшихся, обогащавшихся, с веками превращавшихся в литературные
шедевры.

Богом, отвозившим души умерших на острова океана, был Мананнан, сын Лера, показавший
Брану во время его путешествия дорогу к Земле Женщин.

Был еще один .способ попасть в страну мертвых - быть посвященным в тайные знания,
которыми обладали друиды, филиды и великие волшебники. Целью таких путешествий
было приобщение к высшей ступени знаний, что было уделом тех, кому удалось опробовать
ягод Рябины Знания и Вдохновения. Эта рябина росла над ручьем, роняя в него ягоды,
окрашивающие воду в красный цвет. Живущие в ручье форели поедали эти ягоды, и
тот, кто съедал такую рыбу или пил воду из ручья, постигал высшие знания. А если
священная форель случайно уходила из своих вод, ком.у-то' удавалось поймать и
съесть ее, то такой счастливчик также приобщался к таинствам высших знаний.

Рябина Знаний является особым видом Древа Жизни. Ветви ее символизируют лозу
- раздвоенную с одного конца палочку, которой и поныне пользуются лозоходцы в
поисках воды, а иногда и скрытых сокровищ. Легенда гласит, что людям, отправлявшимся
в мир иной, боги-проводники давали такие раздвоенные рябиновые веточки. Избранным
считался тот, кто, пользуясь веточкой, находил в стране мертвых источник жизни.
В этом случае "счастливчик" уподоблялся божеству и мог общаться с живыми людьми."


Цитируется по изданию: "В мире мифов и легенд"
Автор: В.Н. Синельченко, М.Б. Петров


--------------------------------------------------------------------------------

Наша рассылка является обладателем Гран-при призового конкурса IATP (http://iatp.projectharmony.ru)
в 2000 году.
Если вы хотите почитать мифы - заходите на наш сайт: http://ml.volny.edu

Счастливо!
Денис Шумаков (sda@volny.edu)


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное