Русская лирика в романсе - Зарождение и развитие романса
Именно с искусства странствующих поэтов-певцов и началась сама история романса.
Родиной романса является Испания. Там в
XII- XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве
странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы
речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни
певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда
родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр
стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип
мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального
инструмента.
В XV веке с развитием лирической,
особенно придворной, поэзии в Испании стали осуществляться издания
первых сборников романсов, получивших название «романсеро».
Со временем романс, сближаясь с
народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в
отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть
исполнена как солистом, так и хором в сопровождении музыкальных
инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) певцом
и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах
это была виуэла, в народе - испанская гитара.
В страны Западной Европы романс проник
вначале как жанр литературный, поэтический, но позже внедрился и как
музыкальный, образовав в музыке разных стран окрашенное национальным
колоритом вокальное направление.
В XVIII веке жанр романса появился и в
русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного
музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс»
подразумеваются многообразные формы камерно-вокальной музыки,
включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола,
серенада, песня-романс, романсы в танцевальных ритмах, монологические
романсы, вокальные фантазии (кад это было в творчестве А. С.
Даргомыжского, в его балладе-фантазии «Свадьба»).
Появляются и новые формы
камерно-вокальной музыки, такие, как театрализованная «Русская
тетрадь» композитора В. Гаврилина или антифашистский цикл монологов
композитора Л. Солина на слова Б. Брехта. Романс с самого начала
развивался по нескольким направлениям. Главные из них: романс,
создаваемый композитором-профессионалом на стихи поэта, и романс,
создаваемый любителями, музыкально одаренными людьми.
Профессиональный романс определился в
творчестве ведущих русских композиторов XIX века, до этого романсы
создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена
известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников
(особенно в XVIII веке). Например, музыка одного из первых сборников
русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным
советником Григорием Тепловым. И много позже, даже в наше время,
романсы продолжают бытовать в этих двух основных формах:
профессионального и любительского творчества. Особая ветвь
образовалась в России с возникновением русской народной городской
песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой
города, образовав своеобразный сплав городского русского, или, как его
часто называют, «бытового», а позже «мещанского» или «жестокого»
романса.
Представителями этой ветви были
талантливые музыканты прошлого Варламов, Гурилев, Булахов,
создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных
поэтов или на собственные слова. В начале XX века появились
композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и
ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского
романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными
ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Открытость,
доверительность, определенная «обнаженность» настроений таких романсов
снискали им популярность у широких, музыкально неподготовленных масс
слушателей, а также и устойчивое отрицание подобной вокальной продукции
у тонких ревнителей жанра романса. Разумеется, нельзя ставить рядом
романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Хризантемы»
композитора начала XX века Николая Харито. Они принадлежат к крайним
полюсам художественного творчества. Однако и отрицать бытование и
известную популярность таких романсов, как «Хризантемы», «Я вас ждала»,
«Но то был дивный вальс», которые в последние годы часто звучат в
концертах, тоже нельзя.
У вокальной музыки, особенно
современной, многогранный спектр тонов. И сегодня создаются романсы,
продолжающие лучшие классические традиции. Но также создаются и
дилетантские романсы, бытует и нравится романс цыганский, «жестокий»,
русский городской, современная лирическая песня-романс. И по-разному
идет приобщение людей к этой музыке. Часто бывает так: начав увлечение
вокальным искусством с бытовых и цыганских романсов, люди приходят к
высоким классическим формам этого самого доступного и демократического
жанра русской и советской музыки.
Как известно, при большой популярности
жанра романса, специальной, рассчитанной на массового читателя,
литературы о русском и советском романсе почти нет. В монографических
исследованиях творчества советских композиторов содержатся лишь
отдельные главы, посвященные жанру романса. Например, о романсах В. Я.
Шебалина можно прочитать в книге Н. Листовой «В. Я. Шебалин»; о
романсах Г. Свиридова - в книге А. Сохора «Георгий Свиридов»; о
вокальном творчестве А. Петрова - в книге «Андрей Петров»,
представляющей собой сборник статей о творчестве композитора, и т. д.
Пожалуй, единственной работой, суммирующей романсное творчество
советских композиторов, является книга доктора искусствоведения В. А.
Васиной-Гроссман «Мастера советского романса», изданная в 1968 году
тиражом в четыре тысячи экземпляров. Естественно, что с тех пор эта
книга стала библиографической редкостью и доступна лишь специалистам.