Как известно,
русский советский романс возник не на пустом месте. Его появлению
предшествовали многие годы развития русского романса как части
общенациональной культуры. Все достижения музыки и поэзии XIX века
составили фундамент для современного камерно-вокального творчества.
Даже короткий экскурс в историю жанра
может продемонстрировать те устои, на которых строилось здание
советского камерно-вокального искусства.
Русский романс оформился как
самостоятельный музыкальный жанр лишь в конце XVIII века. В его
родословной сплелись многие корни: красота и распевность русских
протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов,
глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От
испанского происхождения в русском романсе остались название да образы
и ритмы Испании в некоторых авторских произведениях.
Первые романсы, которые в XVIII веке
назывались «российская песня», определили и основное направление жанра
- любовную лирику. Вот один из образцов романса той поры, созданный на
слова Александра Сумарокова Григорием Тепловым.
Вместе с развитием русской поэзии и
русской музыки совершенствовался и индивидуализировался русский романс,
достигший высот в творчестве А. С. Пушкина и М. И. Глинки.