Русская лирика в романсе - Треволнения нового столетия
Новый, XX век
заявил о себе энергично не только в общественной жизни, но и в
искусстве. Изменились былые представления в живописи, архитектуре,
театре, литературе, существенно преобразились и музыкальные каноны
классического XIX века.
В музыке обозначились явления,
по-своему отразившие предреволюционную эпоху. Это, прежде всего
творчество А. Н. Скрябина (1872-1915) с его неудержимым стремлением к
«свободе, к радости, к наслаждению жизнью», с постоянным чувством
неудовлетворенности и напряжения всех сил.
Выражая бытующую среди русской
интеллигенции философию «безгранично свободной и всесильной личности»,
Скрябин создал свой мир звуков, гармоний, созерцаний, утонченности,
новых сфер звучания.
Новые звуки, ритмы, еще более смелые
звукосочетания вошли в искусство с приходом молодых композиторских
сил. Два имени обозначились среди этой группы - Игорь Стравинский и
Сергей Прокофьев, их произведения «Весна священная» и «Скифская сюита»
знаменовали собой динамику жизни и энергию роста «…накануне и в самом
начале катастрофического развертывания великой эпохи».
Накануне «великой эпохи» и малым
жанрам, а именно романсу также пришлось испытать на себе влияние
времени. И если классический романс, как, например, в творчестве С. В.
Рахманинова, переживал период ухода от доверительности, ясности форм и
мелодической определенности в более субъективный художественно высокий
стиль высказывания, то бытовой романс, напротив, становился все более
раскованным, «увлекая массы в мир легкодоступных, популярных напевов».
Модный романс с его
чувственно-призывными стихами и открытой эмоциональностью музыки стал
настолько популярной формой эстрадного исполнительства и средством
художественного общения, что затмил собой былые стремления к классике.
Классическая музыка уже не вызывала прежнего восторга, она была слишком
сложна для восприятия. Скрябин, Прокофьев, Стравинский требовали
небывалой сосредоточенности, а душа искала в музыке, по мнению одного
из критиков тех лет, «простоты, лирики, беспечного смеха».
Кумирами бытового романса стали
многочисленные авторы и исполнители известных произведений. И если
представить себе, что в 1916 году были одновременно написаны знаменитый
«Вокализ» С. В. Рахманинова - своеобразная вершина его романсной
лирики, непревзойденно исполненный замечательной русской певицей
Антониной Васильевной Неждановой, кому композитор и посвятил это
произведение, и уже упоминавшиеся «Хризантемы» композитора Николая
Харито (слова В. Д. Шуйского), то можно понять, как далеко отошли в
начале XX века друг от друга творческие сферы классического и бытового
романсов.