Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская лирика в романсе

  Все выпуски  

Русская лирика в романсе - Треволнения нового столетия


Новый, XX век заявил о себе энергично не только в общественной жизни, но и в искусстве. Изменились былые представления в живописи, архитектуре, театре, литера­туре, существенно преобразились и музыкальные каноны классического XIX века.

В музыке обозначились явления, по-своему отразив­шие предреволюционную эпоху. Это, прежде всего твор­чество А. Н. Скрябина (1872-1915) с его неудержимым стремлением к «свободе, к радости, к наслаждению жизнью», с постоянным чувством неудовлетворенности и напряжения всех сил.

Выражая бытующую среди русской интеллигенции философию «безгранично свободной и всесильной лич­ности», Скрябин создал свой мир звуков, гармоний, со­зерцаний, утонченности, новых сфер звучания.

Новые звуки, ритмы, еще более смелые звукосочета­ния вошли в искусство с приходом молодых композиторских сил. Два имени обозначились среди этой группы - Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев, их произве­дения «Весна священная» и «Скифская сюита» знамено­вали собой динамику жизни и энергию роста «…накануне и в самом начале катастрофического развертывания великой эпохи».

Накануне «великой эпохи» и малым жанрам, а именно романсу также пришлось испытать на себе влияние вре­мени. И если классический романс, как, например, в творчестве С. В. Рахманинова, переживал период ухода от доверительности, ясности форм и мелодической опре­деленности в более субъективный художественно высокий стиль высказывания, то бытовой романс, напротив, ста­новился все более раскованным, «увлекая массы в мир легкодоступных, популярных напевов».

Модный романс с его чувственно-призывными стихами и открытой эмоциональностью музыки стал настолько популярной формой эстрадного исполнительства и сред­ством художественного общения, что затмил собой былые стремления к классике. Классическая музыка уже не вызывала прежнего восторга, она была слишком сложна для восприятия. Скрябин, Прокофьев, Стравинский тре­бовали небывалой сосредоточенности, а душа искала в музыке, по мнению одного из критиков тех лет, «простоты, лирики, беспечного смеха».

Кумирами бытового романса стали многочисленные авторы и исполнители известных произведений. И если представить себе, что в 1916 году были одновременно написаны знаменитый «Вокализ» С. В. Рахманинова - своеобразная вершина его романсной лирики, непревзой­денно исполненный замечательной русской певицей Антониной Васильевной Неждановой, кому композитор и посвятил это произведение, и уже упоминавшиеся «Хризантемы» композитора Николая Харито (слова В. Д. Шуйского), то можно понять, как далеко отошли в начале XX века друг от друга творческие сферы класси­ческого и бытового романсов.

 Путь развития и становления русской романтической песни


В избранное