События
действительно были бурными: русско-японская война 1904-1905 годов,
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года, Декабрьское вооруженное
восстание пролетариата 1905 года, первая пролетарская революция.
Так писал в 1912 году поэт Федор Шкулев, автор слов известной песни «Мы кузнецы», стихи которой были созданы им в 1906 году.
Интерес к народу, к образам простых
людей - рабочих, крестьян - возникает в искусстве, особенно в
изобразительном, драматургии, литературе, в частности у А. М.
Горького. «…Мы зачитывались его произведением «Мать»,- писала М. И.
Ульянова,- заучивали наизусть бессмертную «Песнь о Буревестнике».
Народу посвятил свое творчество и Ефим
Алексеевич Придворов (1883-1945), взявший литературный псевдоним
Демьян Бедный - по имени своего дяди. Родился он в Херсонской губернии,
в бедной крестьянской семье. А псевдоним Бедный (по аналогии с
псевдонимом А. М. Пешкова - Горький) был взят им как символ его
бедняцкого детства.
С именем Демьяна Бедного будут связаны первые советские песни и романсы.
Было еще одно событие в музыкальной
жизни предреволюционной России, которое, всколыхнув интерес к русскому
народному искусству, повлияло и на песенно-романсное творчество. Это
выступления в Москве в феврале 1911 года на сцене Благородного
собрания (ныне Колонный зал Дома союзов) Крестьянского хора Митрофана
Ефимовича Пятницкого (1864-1927). Он привез в Москву мастеров народного
пения во главе с 70-летней Аринушкой Колобаевой, воронежской
крестьянкой (Ириной Васильевной Колобаевой), которых приходили
слушать выдающиеся деятели русской культуры, известные музыканты,
певцы, композиторы: Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, дирижер В. И. Сук,
хоровой деятель А. Д. Кастальский и многие другие. В адресе Пятницкому
почитатели его концертов писали: «Сегодня в Москве, среди тревог и
суеты большого города, разливалась, звенела, смеялась и плакала старая
русская песня».
Крестьянские концерты явились стимулом
для появления многочисленных оркестров русских народных инструментов,
народных ансамблей певцов, хоров, балалаечников. Возникло множество
инструментальных и вокальных обработок народных мелодий. Широко
распространились стилизованные под национальную музыку песни и
романсы. Пример - творчество братьев Бакалейннковых, Владимира и
Николая, создавших немало талантливых романсов в русских традициях.
Достаточно вспомнить из репертуара
известной русской певицы Надежды Плевицкой (1884-1941) романс «Ну,
быстрей летите кони», принадлежащий В. Бакалейникову (1885-1953).