Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русская лирика в романсе

  Все выпуски  

Русская лирика в романсе - Характер произведений Юрия Свиридова


Свиридов, а в те годы он подписывался «Юрий Свири­дов», взял из стихов Пушкина лишь несколько строф, создав романс редкой глубины и правдивости. Следуя за традициями сбытового романса, композитор создает свой музыкальный язык, сотканный из тех звуковых интонационных впечатлений, которые накопились в нем, переосмысленные его творческим видением. Свиридов угадывает душу поэта - как современника, рассказывая в музыке о его боли языком и образами наших дней. В этом сила романса, залог его долгой жизни.

Задумчивое начало сменяется порывистой средней частью. Мелодия и слова несут основную нагрузку, акком­панемент романса прозрачен, лишь ярко выделяется пар­тия басов да аккорды уверенно «отбивают» первую и последнюю долю. Так аккомпанировал сам композитор в концерте Образцовой.

Второй романс - «Зимняя дорога»- начался стреми­тельным движением.

Свиридов играет романс несколько нервно: видно, труд­но ему перестроиться после первого произведения. Образ­цова легким звуком, чуть напевает мелодию, не конкрети­зируя, не акцентируя отдельных слов. Это скользящий взгляд на мелькающие мимо пейзажи, а может быть, и умчавшиеся годы…

В средней части - больше страстей, раздумья и не­веселых итогов. Свиридов подчеркивает эту неустойчи­вость - тихо и пусто повисает звучащая квинта… И вновь стремительное движение увлекает в долгий и неизвестный путь… Романс заканчивается, зал гремит аплодисмента­ми, но композитор не кланяется. Свиридов остается за роялем, пережидая бурю восторга слушателей, которые постепенно сами затихают, и композитор начинает играть следующий романс - «Предчувствие».

Медленное, настораживающее вступление, затаенный голос, храня в глубине грозящую тревогу, ведет рассказ. Мелодия проста и скромна. Главное здесь в стихах, в вы­пуклости образов в мыслях поэта. «Предчувствие» писалось Пушкиным в 1828 году, когда над ним, уже осво­божденным из Михайловской ссылки, вновь сгустились ту­чи за распространившийся в списках по рукам отрывок из «Андрея Шенье», на листке которого рядом с названием стоял подзаголовок «На 14 декабря», связывая стихи Пуш­кина с восстанием декабристов.

Пушкину пришлось держать ответ и оправдываться: «…Для большей ясности,- писал он 27 января 1827 го­да,- повторяю, что стихи, известные под заглавием: 14 декабря, суть отрывок из элегии, названной мною Андрей Шенье…» После неоднократных вызовов для объяснений дело Пушкина завершилось лишь в июле 1828 года. За поэтом был установлен  негласный полицейский  надзор.

В музыке романса тревога сменяется просветленными интонациями, словно лучи надежды, возникают мажорные взлеты мелодии, внушительнее и ярче звучат в басах аккорды.  Жизнь  дарит  надежду  на  будущее  счастье…

Почти без перерыва, как героический возглас, упруго, молодо,  напористо  ворвалась другая  мелодия  романса.

В   его   музыкальном   облике,   особенно   в   начальных фразах,   угадываются   истоки   энергичных   «рыцарских» романсов Глинки, упругие взлеты лермонтовского «Пару­са» Варламова. Та же собранность, стремительность, а в среднем разделе и некоторая ироничность высказывания, не лишенная доброй улыбки. В таком радостном и несколько шутливом настрое и  прозвучал этот романс в автор­ском   концерте   Свиридова   в   исполнении   Образцовой.

Интересна история этого стихотворения.

В 1828 году Пушкин побывал проездом в имении Вульфов Малинники, где встретился с племянницей Пав­ла Ивановича Вульфа - Екатериной Вальяшевой. В сле­дующем году он снова побывал в Малинниках и снова уви­дел Вальяшеву. На обратном пути в Петербург, подъезжая с П. И. Вульфом к последней почтовой станции Ижоры, Пушкин и придумал вместе с попутчиком это стихотворение. Оно - своеобразная память Екатерине Васильевне Вальяшевой, а участие Вульфа в этой работе подтвержда­ется самим поэтом в письме от 16 октября 1829 года: «…Павел Иванович стихотворствует с отличным успехом. На днях исправил он наши общие стихи следующим образом:

Не правда ли, - пишет Пушкин,- что это очень мило…» Пожалуй, «Подъезжая под Ижоры» - один из самых популярных романсов композитора, в нем ярко обозначены черты его вокального стиля, своеобразный «свиридовский» интонационный язык, прослеживаются песенные истоки. Его мелодию, как, впрочем, и мелодии многих других его романсов, можно, подобно любой народной песне, спеть отдельно от аккомпанемента. Цельность ее звукового ряда, ее логичность и последовательность всегда убедительны. Они обоснованы образами стихов. «…Вот романс, - пишет доктор искусствоведения А. Сохор,- который поистине открыл новую страницу в советской музыкальной «пушки­ниане»: где еще до этого в ней представал такой образ поэта - молодого и дерзкого, живущего полной жизнью». С новыми штрихами, приближенными к гражданской лирике, показан Свиридовым Пушкин в двух других ро­мансах цикла, обращенных к образу няни поэта - Арине Родионовне Яковлевой, к которой А. С. Пушкин отно­сился с особым теплом.

 Путь развития и становления русской романтической песни


В избранное