Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #044


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Так получилось, что все три альбома, о которых пойдёт речь, принадлежат японским музыкантам. Их общая черта - игра на нюансах, порой на грани фола.

"Merzbird" - очередная работа MERZBOW, представлять которого нет смысла. Чем этот альбом отличается от прочих? Во-первых, тем, что в каком-то смысле стал квинтэссенцией "птичьего" периода в эволюции проекта. Во-вторых, страсть Масами Акиты к копанию в музыкальном сэконд-хэнде мало-помалу переросла в экзегетику - толкование священных текстов полузабытых поп-идолов.

За Цодзико Норико я следил давно, но издалека. Интуиция подсказывала, что её альбомы рано или поздно окажутся в моих руках, а рецензии - на этих страницах. Видимо, время пришло. Основная проблема, связанная с восприятием её музыки, заключается в невозможности понять, как дилетант, начавший для забавы лепить треки на компьютере, сумел оставить далеко позади многих именитых. Два её альбома - "Hard Ni Sasete (Make Me Hard)" и "From Tokyo To Naiagara" - заслуживают наивысших оценок.


MERZBOW

"Merzbird" - CD
2004, Important Records, imprec040

Merzbow - Merzbird
Говорят, что Оливье Мессиан, один из основоположников формального метода, считал птиц прирождёнными музыкантами. Мол, не только на слух умел отличать он голос того или иного пернатого, но и создал систему знаков для записи птичьего пения. Ходят слухи, что как и Св. Франциск Ассизский, он часами слушал эту музыку, и ни в грош не ставил свои собственные композиторские заслуги. Масами Акита тоже любит птиц. Чем дальше - тем больше. Но странною любовью.

Альбом "Merzbird" открывает вальс "Черный лебедь" ("Black Swan"). Поверх монотонного воспроизведения трёхчетвертной петли вспениваются волны сухого и рассыпчатого нойза. Затем следуют даб "Мандариновая утка" ("Mandarin Duck"), покоящийся на эмуляции рок-риффа "Эму" ("Emu"), минимал-попрыгушки "Королевский голубь" ("Victoria Crowned Pigeon") и "Белый павлин" ("White Peafowl"), а завершается всё размашистой и гулкой пьесой "Коричневый пеликан" ("Brown Pelican"). Перед нами Красная книга стареющего дадаиста.

Стилистически близкий к "Merzbeat" (imprec004), дополненный фотографией Акиты, выполненной в эстетике true black metal, это диск вас не удивит. Всё это вы уже слышали. Более того, всё это вам ещё не раз предстоит услышать. Новизна этого альбома не бьёт в лицо, не режет слух, она ведёт себя крайне деликатно и приподнимает вуаль лишь после длительного знакомства. Для европейской музыкальной традиции характерно понятие "транскрипции". Речь может идти, например, о переложении скрипичной сонаты для её исполнения на клавесине. На мой взгляд, в последние лет десять Масами Акита занимается тем же самым, с той лишь разницей, что адаптирует "под себя" не ту или иную пьесу, а тот или иной саунд или его фрагменты. На уже упомянутом "Merzbeat" это бросалось в глаза - вот поклон в сторону Брина Джонса, вот реверанс в адрес PAN SONIC… Новая работа демонстрирует возросшее мастерство интерпретатора. Эти прочтения не столь одномерны, развешивать ярлыки теперь совсем не просто. В первые секунды "Mandarin Duck" доминирует ритм-секция, будто бы вырезанная с одного из альбомов MUSLIMGAUZE, однако в следующий момент это сходство растворяется в наслоениях брейков и сбивок. Самый массивный трек - "Emu" - это явный гитарный рифф, который просачивается откуда-то из-под пола, превращаясь в тяжёлый монотонный эмбиент. И так далее.

Такие вот птички. Всем, кому претит орнитология, предлагаю утешиться тем фактом, что не так давно на Important Records вышел новый альбом нашего героя - "Merzbuddah" (imprec052). Продолжение следует.


Tujiko Noriko

"Hard Ni Sasete (Make Me Hard)" - 2 CD
2003, Digital Narcis / Mego, DNMego 062

Tujiko Noriko - Hard Ni Sasete (Make Me Hard)
Сам факт появления такого рода музыки обескураживает. То, что из Mego-саунда оказалось возможным изготовить плюшевую поп-музыку, оказалось крайне неожиданным. Нет, безусловно, разговоры об этом велись достаточно давно: как только тиражи пластинок с пост-дигитальным хрустом стали расходиться более-менее приличными тиражами, футурологи от музжурналистики тут же предались фантазиям о том, как новый саунд будет интегрирован в мэйнстрим. Пока мужчины соревновались в искусстве плетения развесистой клюквы, хрупкая японская девушка с грацией подростка взяла, да и изготовила несколько треков, вошедших на первую пластинку "Shojo Toshi" (Mego 047). Футурологи растерялись. Воспользовавшись всеобщим замешательством, за дебютом последовал миниальбом "I Forgot The Title" (Mego 057).

Третий диск - "Hard Ni Sasete (Make Me Hard)" - не имел эффекта внезапности, но пару-тройку сюрпризов преподнёс. Цодзико сконструировала 9 треков, которые, формально оставаясь поп-музыкой, перестали быть просто песнями. Каждая композиция - маленькое событие, включающее несколько уровней повествования: текст, мелодику и музыку. На этот раз госпожа Норико сумела сплести полотно, в котором эти уровни встроены друг в друга и разделяться на составляющие никак не желают. Нет как таковых "текста", "мелодики", "аранжировки" и т.п. Всё это прорастает из многоцветной амальгамы, которой заполнен компакт-диск (или полтора компакт-диска - годом позже японский лейбл Digital Narcis переиздал "Make Me Hard" в расширенном варианте с мультимедийным приложением).

Песни Цодзико Норико немало переняли от Mego-продукции - их структуры столь же элементарны, от них исходит тот же холодный аромат цифр, звуки столь же странны и неожиданны. Но музыке японки не свойственна австрийская нахрапистость и хамство. Она деликатна, ласкова и нежна. Эти песни подкрадываются к вам и трутся о ноги, как котята. Иногда ваше внимание могут отвлечь мимолетным брейкбитом или жужжанием гитары - но это лишь призраки, которые исчезают, едва появившись. Непостоянство - ещё одна необходимая характеристика этой музыки. От прикосновения Цодзио нойз может расплыться в эмбиент-лужу, простенькая мелодия - потрескаться и осыпаться цифровой крошкой. Девушка поёт, как только из звуков выстраивается гармоническая последовательность, и умолкает, как только она выворачивается наизнанку.


"From Tokyo To Naiagara" - CD/LP
2004, Tomlab, TOM28

Tujiko Noriko - From Tokyo To Niagara
И вот за дело взялись мужчины. Без лишней сентиментальности они избавились от всего ненужного, оставив лишь функциональные элементы. На месте изящной ледяной избушки появился ладно сработанный сруб. Он не раскиснет в непогоду, не рассохнется летом, позволит укрыться от зимней стужи. Очень жаль.

Третий альбом Цудзико Норико существенно отличается от её первых работ, изданных на Mego. То ли эксперимент, то ли закономерное развитие ситуации - сразу и не поймёшь. "From Tokyo To Naiagara" записан при непосредственном участии Aki Onda, Riow Arai, Sakana Hosomi - продюсеров, работающих в области электронного мэйнстрима. Они, в свою очередь, привлекли ещё нескольких умельцев, которые вычищали звук (!), аккомпонировали на синтезаторах, правили мелодии. Самой госпоже Норико позволили наиграть пару-тройку гармонических последовательностей, промяукать ею же написанные тексты и сфотографироваться для обложки буклета. Работа над саундом и наведение лоска, якобы, не женских рук дело. В результате мы получили набор из восьми трогательных поп-песенок, в которых поётся о любви и Токио, Токио и любви, одиночестве, башнях небоскребов и комплексах метросексуалов.

Повторюсь: однозначно оценить, насколько оправдан разворот в сторону мейнстрима, сложно. Сама певица говорит, что никогда не мыслила себя в контексте актуальной электронной музыки. В нескольких интервью она открытым текстом заявляет, что всему прочему предпочитала японский поп - наивно-большеглазый и глуповатый. А все эти "глитчи", "клик энд катсы"… Да, была в курсе, но не более того. А тот факт, что ее первые диски были изданы на Mego, вроде бы, чистой воды случайность. Так-то оно так, но если не ошибаюсь, на жаргоне оперативных сотрудников следственных отделов всё это обозначается идиомой "лепить горбатого". Во-первых, Пита - не фонд Сороса, и неоправданные инвестиции в опусы начинающих певиц ему ни к чему. Во-вторых, тиражи, которыми разошлись три предыдущие пластинки, намекают, что потребитель такого сорта музыки сразу и без оговорок принял Норико за "свою". В третьих, те треки "From Tokyo To Naiagara", в которых продюсерская правка была минимальной, звучат интереснее прочих. "Rocket Hanabi", "Tokyo" и одна из лучших песен альбома "Tokyo Tower" сохранили не только свойственную японской массовой культуре неправильность, но и авторский почерк Норико.

На этом история не заканчивается. На подходе новая серия приключений: американский лейбл Asphodel издал альбом "Stereotypie" проекта DACM, за которым стоит Петер Реберг. Как гласит пресс-релиз, "компакт-диск содержит материал, записанный Питой в сотрудничестве с певицей Цудзико Норико". Что ж, посмотрим…

Ссылки:
Merzbow (official site) - http://www.merzbow.net
Digital Merzbow Page - http://www.hut.fi/~omertalo/Merzbow.html
The Incomplete Merzbow Discography - http://www.oppositerecords.com/artists/merzdiscog.html
Digital Narcis - http://www.digitalnarcis.com/
Important Records - http://www.importantrecords.com
Mego - http://www.mego.at
Tomlab - http://www.tomlab.com



http://machine.radionoise.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное