Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мастер-класс: вокал для начинающих и одаренных!


Вокал
Для начинающих и одаренных,
для любителей и профессионалов!
Мастер-класс Ирины Дельской
Хотите петь красиво?
Желаете, чтобы Ваше пение вызывало восхищение и очарование?
Стремитесь к популярности?
Если Вы любите петь с друзьями, караоке, или поете профессионально,
участвуйте в единственном в России виртуальном Мастер-классе вокала!
# 2  Голосообразование

Певческий голос


Певческий голос определяет способность человека петь. В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, определенную длительность, окраску. Каждый человек начинает пользоваться певческим голосом с детства, по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

Певческий голос может быть бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания, четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью.

Способность певца управлять голосом равносильна умению художника пользоваться своей палитрой. Человек, умеющий петь, знает до момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон.

Итальянские мастера, у которых мне посчастливилось учиться после консерватории, начинали занятия с тщательного изучения устройства голосового аппарата. Насколько это оправдано, мне стало ясно, когда я почувствовала абсолютно управляемое, очень красочное звучание своего голоса в диапазоне, расширенном до четырех октав. Подробнее об этом пойдет речь позже.

Свойства голоса

Человеческий голос - это уникальное явление. По сути, это управляемый акустический феномен. Голос человека столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% - от голоса и только на 7% - от того, что этот человек говорит.

Когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячами оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Человеческий голос обычно рассматривают по основным параметрам, таким, как частота, сила, длительность и тембр, которые, как величины, можно анализировать и по отдельности. Однако, в действительности, подобный анализ не представляет собой реального выражения голоса, поскольку эти качества образуют единый и неделимый комплекс.

Итак, основными свойствами голоса являются: 1) высота звука (тоновый диапазон); 2) сила; 3) окраска и тембр; 4) вибрато.

Тоновый диапазон человеческого голоса - это последовательность звуковых тонов, в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.

Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования. Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы.

Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона в 2,5 октавы, а женские нередко превышают 3. Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов – 35 полутонов, для женских – 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится, что в целом человеческий голос охватывает 6 октав.

Некоторые низкие голоса имеют крайние тоны с частотой 50...60 герц. Самый низкий тон, который может быть взят человеческим голосом, – это «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. В оперных произведениях и ораториях басы используют обычно низкий звук «ре» большой октавы – 72,6 герца. Так называемые октависты русских церковных хоров достигают очень низких звуков. Известно, что самым высоким тоном колоратурного сопрано является «фа» третьей октавы (1354 герца) из знаменитой арии «Царицы ночи» в «Волшебной флейте» Моцарта.

Теперь поговорим о силе голоса. Сила звука определяется в децибелах, и имеет очень большое значение для словесного общения на расстоянии, а певческий голос благодаря своей силе находит применение в исполнении музыкальных произведений на театральной сцене и эстраде. Разговорный голос использует довольно ограниченную силу с небольшим интервалом между «пиано» и «форте». При интимном разговоре сила голоса равна приблизительно 30 децибелам, при вспышке гнева она возрастает до 60.

У певцов сила голоса достигает внушительных величин, возрастая от 30 до 110 и даже 130 децибел на расстоянии метра от поющего. Величина силы голоса в 130 децибел на расстоянии метра от певца, с учетом поглощения звуковой энергии в глотке и полости рта, соответствует фактически силе в 160...170 децибел, развиваемой на уровне гортани поющего! Подобные гигантские величины не могут быть достигнуты ни одним акустическим музыкальным инструментом!

Тембр (окраска звука). Все окружающие нас звуки являются сложными. Простых звуков, представленных только одиночными колебаниями, в природе практически не встречается. Их можно получить искусственно – например, при звучании камертона или с помощью специальной аппаратуры. Сложные звуки состоят из одного основного тона, определяющего главную тональность, и сопровождаются рядом так называемых гармонических тонов, называемых обычно обертонами. Обертоны имеют более высокую, чем у основного тона, частоту, чем и обусловлено их название.

Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определенном числе и соотношении, характеризует тембр источника звука. Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем окружающие нас звуки, а также судим об их происхождении.

Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актеров, певцов, физиологов и даже математиков. Сейчас для исследования тембра голоса применяется сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определенной частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности.

Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы формантами. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на распознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три.

У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках отличаются по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному уникальный тембр.

Вы когда-нибудь задумывались, от чего зависит «звонкость» голоса певца? Хотя слово «звонкий» не совсем точно передает характеристику звучания. Голос может быть серебристый, бархатный, яркий, тусклый. Поэтому иногда говорят об окраске или о «цвете» голоса. Современная наука о голосовом аппарате фониатрия считает, что певческий вокальный тембр представлен следующими элементами: блеск, объем, плотность и общая окраска. Общая окраска, объем, и плотность голоса зависят от применяемой вокальной техники, тогда как блеск создается врожденным качеством гортани и не может быть приобретен путем специальных упражнений. Блеск голоса зависит от плотности прилегания голосовых складок и является строго индивидуальным свойством певца. Поэтому не все, а только качественные голоса обладают блеском – ценным свойством певческого голоса. Упомянутая нами «звонкость» идентична такому понятию, как блеск голоса.

От чего же зависит эта важная особенность тембра – блеск голоса? Установлено, что в звуке певческого голоса содержится значительно больше высоких обертонов, чем в звуке обычного разговорного голоса. Особенно сильно выражены в певческом голосе высокие обертоны с частотой 2500...3000 герц, они-то и придают голосу звонкий оттенок. Сила этих обертонов в голосе хорошего певца в десятки раз больше, чем в обычном разговорном голосе. Эта группа высоких обертонов была названа «высокой певческой формантой».

Величина высокой певческой форманты в спектрах голосов мастеров пения намного больше, чем в спектрах голосов начинающих певцов. Хотя голоса всех выдающихся певцов отличаются исключительным своеобразием тембра, наблюдается одна общая закономерность: у всех у них сильно выражена, высокая певческая форманта, которая и придает им чарующий серебристый оттенок.

Продолжение следует
Возникающие вопросы Вы можете задавать на ФОРУМЕ

Я буду рада каждому Вашему достижению!

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ ВАМ И ВАШИМ СЛУШАТЕЛЯМ!
НОВОСТИ КОНЦЕРТЫ МУЗЫКА MP3 КОНТАКТЫ

В избранное