Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Основы вокальной методики

  Все выпуски  

Основы вокальной методики Режим певца и работа по укреплению и развитию мышц дыхания


Информационный Канал Subscribe.Ru

ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ 

Значение режима и общегигиенических правил.

Профессиональная певческая деятельность и процесс обучения пенья связан с большой тратой нервно-мышечной энергии. Певец – профессионал поет не меньше 2-х, 3-х часов в день. В это время он целиком отдается воплощению своих исполнительских задач, совершенствованию вокально-технических средств, нахождению новых вокальных возможностей голоса. Это большая творческая деятельность. Она требует огромную сосредоточенность, мобилизации всех эмоциональных ресурсов и интеллектуальной сферой певца.

Как всякий труд, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха, их правильного распределения во времени. Это важно для певцов ибо у них не только творческие возможности, но и само звучание глосса зависит от состояния организма.

Утомление приводит к переутомлению и может привести ещё к более серьезным нарушениям в деятельности организма. Полноценная деятельность возможна тогда, когда организм не утомлен, когда творческие возможности, легко мобилизованы. Именно в этом состоянии решаются сложные задачи. Однако, в жизни много утомляющих моментов, которые не позволяют певцу быть работоспособным, снижают его тонус и творческую энергию. Певцу необходимо соблюдать рациональный жизненный и профессиональный режим, выполнять определенные гигиенические правила.

Целесообразный режим-это умение построить жизнь так, чтобы все жизненные функции протекали нормально, обеспечивая высший тонус во время работы певца протекает в период наибольшего подъема и активности организма.

Певец – здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц.

Голосовая функция тесно связана с нервной системой человека, с эндокринной системой и состоянием внутри организма.

При неустойчивой нервной системе, при сильной реактивности и быстрого утомления легко возникают нарушения нервной деятельности, сказывающихся на голосе.

Каждое выступление певца – испытание для нервной системы. Известно, что при большом волнении голос перестает звучать, срывается, дрожит. Сильные психические переживания приводят к потере речевой и певческой функции, певец лишается голоса или теряет профессиональные качества: выносливость, блеск, возможность петь forte(громко), брать высокие ноты, выдерживать тесситуру.

Работа по укреплению и развитию мышц дыхания.

Не касаясь ряда водолечебных процедур, какими явля­ются разнообразные души: Шарко, шотландские, нисходящие, восходящие, местные, так как назначение этих процедур дол­жно производиться врачами, скажем несколько слов о русской бане. Для каждого человека, не страдающего тяжелыми со­судисто-сердечными и легочными расстройствами, разумное пользование баней является одним из высокоценных гигиенических мероприятий. Все виды процедур, связанные с посещением бани, а именно: парильня, мыльная комната и массаж, необычайно благоприятно действуют на человека, способствуя резкому повышению обмена веществ и быстрому удалению из организма ядовитых и вредных продуктов обмена. Каждый мог легко убедиться сам на себе в том, что даже самая сильная усталость сразу проходит после посещения бани и пользования всеми указанными процедурами. Это, видимо, подтверждает то обстоятельство, что ядовитые веще­ства, находящиеся в организме и вызывающие утомление моз­га и мышц, через потовые железы кожи выводятся из орга­низма.

Помня мудрое изречение древности, что «здоровый дух в здоровом теле», необходимо рекомендовать как всем, так и профессионалам голоса, особенно лицам молодым и средних лет, умеренное занятие спортом. Но не все виды спорта мо­гут быть приемлемы для певца и артиста.

Зимой хороши лыжи и коньки в соответствующем костю­ме, летом—теннис, гребной спорт, велосипед, волейбол. Виды спорта, сопряженные с большой затратой энергии, какими яв­ляются бег, футбол и т. п., вряд ли можно рекомендовать лицам актерских профессий. Они вызывают сильную уста­лость и обильное потение, что связано с легкой возможностью простудных заболеваний и переходом их на место наименьшего сопротивления у профессионалов голоса—голосовой аппарат. Всегда желательна и полезна гимнастика. Занятия всеми ви­дами спорта должны быть умеренными и ни в каком случае не переходить границы, что может повлечь за собой острые и хронические заболевания голосового и дыхательного аппара­та. Лишним будет говорить о том, что занятия любым из пе­речисленных видов спорта вызывают чувство хорошего на­строения, бодрости, жизнерадостности и постоянного ощущения своей ловкости и силы. Не следует утомляться в те дни, когда предстоит петь или говорить; но и целый день ле­жать перед выступлением ни в каком случае не рекомен­дуется.

Очень важный момент жизни певца — это режим, кото­рый необходимо раз и навсегда себе установить и стараться не отступать от него. Ни в каком случае перед выступлени­ем артист не должен переполнять свой желудок и кишечник пищей, так как движения диафрагмы становятся затрудни­тельными и не дают возможности певцу и артисту владеть своим голосом в полной мере. Диафрагма, оттесненная кверху полным желудком, не повинуется воле певца по чисто меха­ническим причинам, не будучи в состоянии опускаться так низко, как это необходимо для правильного дыхания. Это, ко­нечно, отражается на качестве звучания голоса. Есть надо не позднее, чем за четыре часа до выступления. За эти часы пи­ща успевает перейти в нижние отделы кишечника и частично уже всосаться в ткани организма. Почти в такой же степе­ни, но уже по причинам чисто гигиенического характера, вре­ден обильный к сытный ужин поздней ночью, после актерской работы.

Распространенная привычка актеров к таким поздним «си­дениям» за столом является очень вредным моментом их жи­зни, отражаясь с годами очень плохо на сердечно-сосудистой системе и на органах пищеварения.

Огромное большинство артистов, выступающих на сцене, в силу своей профессии пользуются теми или иными красящими веществами. Это — либо грим, либо различного цвета пудры.

Первый делается на жирной минеральной основе с приме­сью различного цвета красок, вторые — из растертых и из­мельченных веществ минеральных или растительных.

Минеральные вещества — это азотно-кислый висмут, окись цинка, гипс, мел и тальк. Они по существу безвредны, но не­которые из них засоряют поры кожи и могут вызывать ее раздражение. Необходима после работы тщательная очистка кожи от внедрившихся в нее красок. Делается это обычно ва­зелином, но последний не растворяется в мыльной воде и от­мывается ею с большим трудом. Из всех известных средств, лучше всего для этой цели служит ланолин. Он лучше всех подобных средств соединяется с водой, он легко пристает к коже, забирает с собой все посторонние частицы и быстро смывается мылом и водой. Пергидроль, служащий для окра­ски волос в белокурый цвет, очень сильно портит волосы.

Касаясь всех сторон гигиены артиста, необходимо сказать, несколько слов об одежде.

Следует носить одежду, отвечающую времени года. В хо­лодное время года—из материи более плотной, но всегда лег­кой. Ткань должна быть шерстяной, так как шерсть является плохим проводником холода и тепла. Кстати сказать, эта ее особенность делает ее особенно ценной, так как она способна защищать человека и от палящих лучей солнца и быстрого охлаждения тела, особенно в тех случаях, когда оно разгоря­чено. Одежда как у мужчин, так и у женщин должна быть легкой и свободной. Всякие резинки и ремни, стягивающие область живота, вредны и мешают дыханию.

Необходимо всячески следить за тем, чтобы шея была ни­чем не стеснена и не сжималась тесными воротниками. Ока­зывая давление на гортань, тесный воротник препятствует правильному и легкому воспроизведению звука.

На вопрос певца, надо ли тщательно обвязывать в холод­ное время года шею теплыми шарфами и кашне, носить теп­лое белье и фуфайки, бояться дышать и говорить на воздухе в холодное время года, можно ответить только отрицательно. Как правило, надо помнить о том, что ничто так легко не вы­зывает заболевания горла, как изнеженность и не закален­ность. С детства необходимо остерегаться всяких теплых шар­фов, укутываний, теплых фуфаек и всего того, что может как-нибудь ослаблять у человека его естественные силы сопротив­ления вредным внешним температурным колебаниям и воз­действиям. Из теплого белья исключение следует лишь сде­лать для теплых носков и чулок. Шерсть, согревая ноги, не дает возможность легко охлаждаться и долго быть влажной коже. А ведь известно, что у очень многих лиц охлажденная и влажная кожа ног является одной из главных причин непрекращающихся насморков и ларинготрахеитов. Необходи­мо, чтобы лица, подверженные горловым заболеваниям, тща­тельно оберегали свое горло, но это достигается не путем не­нужного укутывания и боязни воздуха, а лишь путем разум­ного местного и общего закаливания организма. Если кто хо­чет избавиться от приобретенной издавна вредной привычки к изнеженности, то надо привыкать к обратному, постепенно на­чав приучать себя к новому поведению в этом отношении с теплого времени года. Сперва надо себя приучать к холодным обтираниям горла по нескольку раз в день, продолжая тако­вые и по наступлении холодного времени года. Совершенно забыть о том, что существуют всякие теплые шарфы и кашне, бросить всякую боязнь и предубеждение против прикоснове­ния холодного и свежего воздуха к шее. Держать ее постоянно открытой, подвергая умышленно воздействию неблагоприят­ных климатических перемен. Эти же слова в равной мере от­носятся и к головным уборам. Женщины, зачастую довольно легкомысленно относятся к своим зимним шляпам, оставляя голову почти незащищенной от действия снега и холода, что, конечно, является поступком рискованным. Известно очень много случаев упорных невралгий, происшедших только по этой причине и улучшившихся при перемене шляпы на более рациональную. Мужчины в большинстве повинны в стремле­нии к пользованию слишком теплыми меховыми шапками. Это тоже является крайностью. Чрезмерное согревание головы вы­зывает усиленный приток крови к ней, на что многие реаги­руют сильной головной болью. Есть взгляд, что теплые мехо­вые шапки являются одной из причин более быстрого облы­сения. Кроме этого, получается необыкновенная последую­щая зябкость головы и пониженная ее сопротивляемость быст­рому охлаждению, что может вызывать ряд заболеваний. Шляпа должна быть относительно теплой и обязательно лег­кой.

Театральная сцена большей частью требует по ходу дейст­вия той или иной оперы и пьесы надевания тяжелых и теплых костюмов и обременения певца и артиста разнообразными тяжелыми бутафорскими принадлежностями. В таких случаях можно рекомендовать после окончания работы подольше по­сидеть у себя в уборной, пока разгоряченная волнением, ко­стюмом и движением кожа всего тела, так же как и возбуж­денная нервная система и сердце не придут в состояние отно­сительного и привычного равновесия. Не надо забывать, что в такие моменты организм, теряя значительную часть своих за­щитных сил, будучи выведен из своего обычного состояния нервным напряжением и изменившимися условиями кровооб­ращения, особенно легко может быть восприимчив к разного рода вредным влияниям. Артисткам же сплошь и рядом приходится петь и выступать в очень легких и открытых костю­мах в залах и других помещениях, где бывает то слишком хо­лодно, то, наоборот, очень жарко, что чрезвычайно предраспо­лагает артисток к простудам и гриппозным заболеваниям в то время, когда они переходят в более холодную атмосферу кулис, коридоров и лестниц, где холод зачастую усугубляется сквозняками. В момент ухода в такую минуту со сцены в бо­лее холодное помещение необходимо обязательно накинуть, себе на плечи какое-нибудь теплое одеяние, будь то меховая накидка или шерстяной платок. Тонкая из настоящего шелка или очень тонкой шерсти рубашка является в таких случаях довольно хорошей защитой от таких заболеваний, которые, несмотря ни на какие предосторожности, в силу професси­ональных условий жизни, артистам не всегда удается избе­жать.

Касаясь всех сторон жизни певца и артиста и других про­фессионалов голоса, надо остановить свое внимание на пище и указать те наши соображения по этому поводу, которые, на наш взгляд, могут являться наиболее рациональными в этом важном вопросе жизни и деятельности человека. Питательные вещества, необходимые для поддержания жизни, можно отне­сти к четырем основным группам. К первой группе относятся, вещества белковые и азотистые, ко второй — углеводы, к тре­тьей — вода, соли и витамины, к четвертой — жиры. Белко­вые и азотистые вещества содержатся в большом количестве в мясе и идут, главным образом, на построение тканей орга­низма. Углеводы быстро поглощаются тканями организма и под видом сахара и гликогена частично сгорают в процессах обмена, частично накопляются в тканях в виде гликогена и жиров, которые, являясь как бы резервом питательного мате­риала, сгорают в том случае, если организм, лишенный пищи, для поддержания своего существования должен жить за счет своих собственных запасов.

Некоторые соли, обычно заключающиеся в пище, твердой или жидкой, необходимы для поддержания жизни. Самая главная из солей — хлористый натр или обыкновенная пова­ренная соль, служащая приправой к пище, — является тем веществом, без которого немыслимо существование живого организма. Независимо от той жидкости, которая заключается во всех пищевых средствах, составляющих наше питание, мы еще должны пить большее или меньшее количество воды, ко­торая составляет по весу главную часть нашего организма. До 60% общего веса составляет вода. Все эти различные группы питательных веществ абсолютно необходимы для жизни орга­низма, которую невозможно было бы удовлетворительно под­держивать, питаясь предметами питания только одной из ука­занных групп.

Если бы мы стали искать потребное для организма коли­чество белков среди веществ углеводной группы, которые в небольшой степени содержат также белки, то необходи­мо было бы поглощать огромное количество углеводов. Такой объем пищи никаким образом не мог бы одолеть человек с его относительно малоемким пищеварительным трактом. На­оборот было бы, если бы в белковой пище старались отыскать потребное количество углеводов. Поэтому для составления рационального пищевого режима необходимо найти ту соот­ветствующую пропорцию между всеми указанными группами питательных веществ, которая может удовлетворить все по­требности в питании организма.

Ребенок и юноша, которые растут и формируют быстро развивающиеся ткани своего тела и теряют много энергии на движение, требуют значительно большего количества питатель­ных веществ, чем взрослый человек. Человеку, трудя­щемуся физически, необходимо гораздо большее количество пищи, чем человеку, занятому умственным трудом или про­фессией, не требующей большой затраты мышечных усилий. Хлеб, мясо, яйца, овощи и молоко должны составлять основу нашего питания, приготовленные во вполне удобоваримой и возбуждающей аппетит форме. Лица, являющиеся профессио­налами голоса, должны тщательно избегать обильной еды, что, в конце концов, рано или поздно отзывается на состоянии пи­щеварительных органов. Часы еды могут быть различны и дол­жны зависеть от рода занятий каждого, но что должно быть общим для всех—это большие промежутки времени, отделяю­щие прием пищи от часов, предназначенных для труда. Нико­гда не следует забывать, что нельзя петь сразу после еды. Обильная еда, создавая скопление пищи в желудке, фактиче­ски мешает свободной деятельности диафрагмы и таким об­разом механически затрудняет столь важный процесс, каким является правильное дыхание во время пения и речи. Но ведь и сам пищеварительный процесс, даже при легкой пище, вы­зывает прилив крови к органам живота, некоторое учащение сердечной деятельности и учащение дыхательных движений. Все это вместе уменьшает способность в полной мере владеть и пользоваться всеми своими голосовыми средствами. Необхо­димо певцам, артистам и ораторам, так же как и всем людям, помнить о том, что время еды должно быть точно определено, и эта установка должна неуклонно соблюдаться.

Орехи не всегда можно рекомендовать лицам, работающим голосом. Мельчайшие раздробленные зубами частицы их за­держиваются в складках слизистой оболочки глотки и корня языка, масло, содержащееся а них, иногда является несколько горьким по вкусу. Мелкие частицы орехов и горькое масло могут вызывать чувство щекотанья и першенья в горле, что, в свою очередь, влечет за собой желание откашливаться.

Для лиц вполне здоровых, не требующих диететического особого режима по поводу болезней печени и кишечника, чрез­вычайно полезно пользоваться как главным своим пищевым продуктом молоком, яйцами и всеми молочными продук­тами.

Углеводистые вещества, какими являются картофель, хлеб, сахар и другие продукты растительного мира, как содер­жащие много крахмала, а также жиры во всех видах, надо есть в умеренном количестве, особенно лицам, имеющим предраспо­ложение к полноте и тучности или с нарушенным обменом ве­ществ. Хлеб во все времена и у всех народов является основой питания, так как именно в нем, организм имеет в большом ко­личестве необходимые для себя питательные вещества.

Свежие овощи и фрукты для тех, кому они по состоянию здоровья не противопоказаны, являются легкой и прекрасной едой, легко перевариваемой, содержащей необходимые для жизни витамины и усваиваемые соки и соли. Не все переносят кислые овощи и фрукты, таким лицам необходимо их употреб­лять вареными с примесью сахара.

Что касается разнообразных приправ, то такие вещества, как острый уксус, перец, горчица, хрен, если и могут быть употребляемы в пищу певцами, то не часто и в количествах са­мых ограниченных. Не раз наблюдались катары глотки, возникавшие от систематического приема в пищу этих острых при­прав. Из всех имеющихся напитков самым лучшим и полезным для человека, конечно, является обыкновенная водопроводная вода, прокипяченная и остуженная. Полезны и газированные минеральные воды, но, кроме столовых минеральных вод, ими надо пользоваться только по назначению врача.

Конечно, нельзя ударяться в совершенно излишний пурита­низм. Нельзя совершенно запретить артисту пить вино. Если это делать в меру и эти напитки не запрещены по состоянию сер­дечно-сосудистой системы, печени и органов пищеварения дан­ному субъекту врачами, то ничего плохого не случится с чело­веком, который иногда выпьет стакан-другой легкого вина. Ни­чего плохого не будет, если иногда позволить себе выпить рюмку, другую водки. Но, к сожалению, люди не знают меры, и все советы и убеждения в этом вопросе остаются тщетными. Не надо забывать, что все виды алкоголя, без исключения, яв­ляются веществами ядовитыми и в неумеренном количестве яв­ляются продуктом, чрезвычайно вредно действующим как на общее состояние организма, так и на голосовой аппарат. Пиво особенно вредно действует на организм и на слизистые оболоч­ки горла и гортани. Постоянное употребление пива вызывает стойкие сердечно-сосудистые расстройства и резкое нарушение углеводного обмена, выражающееся в ожирении. Систематиче­ское и неумеренное пользование другими видами алкоголя вы­зывает значительные вредные последствия, рано или поздно проявляющиеся у любого профессионала голоса. Помимо того, что само опьянение, являющееся не чем иным, как картиной острого отравления алкоголем, представляет собой одно из са­мых отвратительных состояний, до которого может опуститься человек, теряющий в это время человеческий облик, оно вызы­вает длительное расстройство основных функций организма, а в гортани вызывает застойные явления в кровообращении, пре­пятствующие в течение нескольких дней нормальной ее работе. Появляется хрипота, доходящая до полной афонии в течение некоторого времени. Существует неправильное мнение о том, что гораздо менее вредно периодически напиваться допьяна, чем пить более или менее систематически малые количества ал­когольных напитков. Такое мнение совершенно ни на чем не основано и является, в полном смысле этого слова, досужим вымыслом, вероятно, тех же алкоголиков, создавших для сво­его оправдания собственную теорию пьянства.

Лица, злоупотребляющие спиртными напитками, будь это даже вино, в результате испытывают всевозможные страдания различных органов как внутренних, так и голосового аппарата. Длительное и неумеренное употребление алкоголя обязательно ведет к серьезным болезням сердечно-сосудистой системы, из которых на первом месте надо поставить артериосклероз, кар­диосклероз и гипертонию, с последующим полным расстрой­ством сердечной деятельности.

Изменения эти наступают не сразу, а постепенно, и по про­шествии нескольких лет такой человек становится лицом к лицу со страшной действительностью, Распространенное у мно­гих лиц мнение, что алкоголь увеличивает мышечную и нерв­ную деятельность, является простым недоразумением, ибо со­стояние прострации, которое наступает после опьянения, яв­ляется во много раз более тяжелым ощущением, чем тот ка­жущийся и обманчивый радостный подъем силы и настроения» появляющийся после выпивки.

Алкоголь—это не тоническое, а сильно возбуждающее сред­ство. В превышающем норму количестве его иногда можно применить в том случае, когда необходимо сделать большое усилие или влить кратковременную энергию в ослабевший ор­ганизм. Но таким свойством алкоголь обладает в отношении тех лиц, которые не только не злоупотребляли, а вообще очень редко им пользовались. Рекомендовать систематическое поль­зование алкоголем как возбуждающим средством для подъема сил и энергии в работе ни в каком случае нельзя, так как еще, кроме табака, ни одно из средств не вызывает к себе такой лег­кой и неудержимой привычки и тяги. При постоянном употреб­лении алкоголя теряется способность владеть собой. За возбуж­дением и подъемом, вызванным им, следует обратная реакция, состоящая в упадке сил, настроения и в нарушении правиль­ных отправлений организма.

Алкоголь чрезвычайно плохо отражается на слизистой обо­лочке горла и гортани и на голосовых связках. Раздражаю­щие химические вещества, заключенные в алкоголе, быстро дей­ствуют, приходя в соприкосновение со слизистой горла, очень быстро раздражают ее, вызывая резкое и стойкое кровенаполнение, за которым следует либо повышенная деятельность сли­зистых желез, либо, наоборот, понижение их деятельности. Вос­паление быстро передается вверх на носоглотку и спускается в гортань. Если осмотреть в это время гортань, то она пред­ставляется в следующем виде: вся слизистая оболочка ее резко покраснела, голосовые связки красны и припухли по всему их Протяжению, покрыты слизью, а при стробоскопии совершают значительно меньшее количество колебаний, чем обычно. Голос быстро грубеет и теряет свой привычный тембр. При хрониче­ском алкоголизме это явление стабилизируется. Каждому из нас прекрасно известен хриплый голос алкоголика, настолько своеобразный и характерный, что пагубная привязанность его обладателя становится для каждого ясна и ничем не может быть им замаскирована. С огромным трудом можно бороться с та­ким состоянием, и то лишь при полном отказе заболевшего от своей привычки. Причем патологогистологические изменения тканей голосовых связок могут быть так стойки, что лечение оказывается совершенно безрезультатным. Из всего сказанно­го вытекает, что человек непьющий является полным хозяином своих сил и умственных способностей и имеет возможность каждую данную минуту использовать их с максимальной эф­фективностью для своей профессии. Но каковы бы ни были наши слова предостережения и убеждения, всегда найдутся не­исправимые люди, которые пользуются алкоголем повседневно и в значительных количествах.

Кофе, благодаря высокому содержанию в нем кофеина, яв­ляется возбуждающим центральную нервную систему и сердце напитком. В небольшом количестве с молоком кофе обладает питательными и положительными свойствами, благоприятно действующими на организм. Редко кто пьет кофе в таких ко­личествах, чтобы здесь распространяться о вреде этой привычки.

Чай является излюбленным напитком в нашей стране и в целом ряде других стран. Некоторые лица пьют чай буквально в течение целого дня. Обычай пить эти жидкости всегда в го­рячем виде часто производит на горло такое же вредное дей­ствие, как и употребление напитков очень холодных. Поглоще­ние горячей жидкости в больших количествах имеет часто вред­ное влияние на желудок. Помимо этого, в некоторых сортах чая содержится много кофеина. Вследствие этого чрезмерное его питье может оказывать неблагоприятное действие на сердце. Чтобы закончить разбор действия возбуждающих средств, не­обходимо остановиться на табаке. Среди артистов всех видов, как и среди других профессионалов голоса, имеются такие, ко­торые много курят. В течение некоторого времени они не заме­чают серьезных последствий, являющихся результатом этой па­губной привычки. Мы встречаем лиц, которые очень много курят и могут, до поры до времени, настойчиво утверждать, что никакого вреда ни на общее состояние организма, ни на голос курение у них не оказывает. Даже приходится слышать такие разговоры, что голос у них становится гораздо лучше после того, как они выкурят достаточное количество папирос, или: вот «перестал курить—начал кашлять, закурил—кашель прошел», и все разговоры в таком роде. В первом случае, быть может, и есть доля правильности субъективных ощущений утверждаю­щего эту, на первый взгляд, ересь.

Данные, которыми мы располагаем после обследования нескольких тысяч артистов всех видов и родов искусства, го­ворят, что курящих среди артистов драмы—75%, среди арти­сток драмы—35%, среди певцов—37%, среди певиц—4%.

Так же, как потребители кокаина или алкоголики не могут начать работать, прежде чем не прибегнут к той или иной дозе привычного возбуждающего средства, очень возможно, что не­которые курильщики не могут овладеть полностью собой, пре­жде чем не выкурят несколько папирос. Но ведь исключения нельзя вводить в правило, и не может быть никаких сомнений в том, что привычка курить есть чрезвычайно пагубная привыч­ка для всех людей, преданных этой страсти. Особенно же она вредна для профессионалов голоса и в частности для певцов, Табачный дым, помимо целого ряда продуктов сухой перегон­ки табачного листа, включающего в себя и окись углерода и пиридиновые основания и т. п. вещества, содержит в себе очень сильный яд—никотин, к которому всякий организм чрезвы­чайно чувствителен. Постепенная привычка к этому яду делает его для организма потребностью. Табак необычайно вредно влияет на сердечно-сосудистую и центральную нервную систе­му, являясь почти что избирательным ядом кровеносных сосу­дов и нервных узлов сердца. Никотин—это спастический яд и является одной из причин распространенных тяжелых болез­ней: гипертонии и грудной жабы. Надо ни на минуту не забы­вать, что каждая выкуренная папироса - это удар хлыстом по сердцу. Местное действие табака неоспоримо и весьма харак­терно. Вредное по своим последствиям для всех, оно во много раз опаснее для лиц, голосовой аппарат которых служит источ­ником их существования.

Непрестанное раздражение слизистой горла, носоглотки, гортани и трахеи табачным дымом вызывает постоянный при­лив крови к этим местам, что в скором времени дает хрониче­ский катар всех верхних дыхательных путей, зачастую спуска­ющийся в нижние отделы дыхательного аппарата. Появляется хронический бронхит и эмфизема легких. Всем нам известен характерный затяжной и мучительный систематический ка­шель курильщиков, по утрам обязательный у всех, а у некото­рых возникающий при каждой более глубокой затяжке табач­ным дымом.

Певец, качавший курить, вскоре становится неполноценным, намного сокращая срок своей профессиональной деятельности. Принимая во внимание весь вред, причиняемый табаком, и учи­тывая губительные последствия курения на весь организм и на голосовой аппарат профессионалов, мы самым настойчивый образом заостряем на этом вопросе внимание всех тех лип, ко­торые прочтут эти строки. Самым лучшим ответом на них будет бросить курить для тех, кто уже находится во власти этой па­губной привычки, и не иметь в мыслях начинать привыкать к курению для тех, кто еще свободен от нее.

Многие артисты, особенно вокалисты, имеют свои привычки, своя способы помочь себе в некоторых неприятных ощущениях в области голосового аппарата. Если тот, кто их имеет, верит в них, в их благоприятное действие на него и в их помощь, то пусть и остается при этой вере и пользуется ими. Нарушить эту веру или отнять ее — это значит разрушить кажущуюся эф­фективность употребляемых средств.

Как надо отнестись к тем бесконечным советам и указани­ям, которые так любят давать артисты друг другу? Как оту­чить их давать лечебные советы часто нелепого свойства? Если в арсенале у артистов и имеется несколько рациональных средств, выработанных предшествующими поколениями, то эти средства и советы тонут в массе прочих, вредных и не заслу­живающих ни капли доверия. Не мало энергии приходится тратить на борьбу с совершеннейшим невежеством в лечении, к которому имеют такую склонность многие из артистов. Здесь мы встречались и с питьем обжигающе-горячего молока, сма­зыванием керосином глотки и рядом подобных жутких меро­приятий, естественно вызывавших резкое ухудшение воспале­ния, иногда надолго затягивая болезнь, которая могла бы прой­ти в несколько дней без этих вздорных средств.

Необходимо еще остановиться на вопросе акустики тех мест, где .артисту, особенно вокалисту, приходится выступать. При обычных условиях эта сторона профессии артиста имеет лишь, главным образом, теоретический интерес, ибо вряд ли высказанные здесь пожелания могут быстро послужить к их практическому осуществлению. Обычно выступающий в том или ином помещении вынужден приспособиться к тем акусти­ческим условиям, которые имеются в этом месте. Некоторые из таких помещений дают глухое звучание голоса, заглушая сильно звук и не давая никакого резонанса; другие обладают чрезвычайно резким «неприятным резонансом; в некоторых появляется искажение голоса певца. В некоторых помещениях имеется особенно сильное звучание в определенных местах зрительного зала. Форма здания имеет огромное значение для акустики. Как правило, петь или говорить на открытом воздухе очень не рекомендуется. Расходуется большая сила на звуко­образование, а получается очень незначительный результат в виде слабого звука. Но если обстоятельства таковы, что необ­ходимо выступать на открытом воздухе, то надо позаботиться, чтобы над тем местом, где выступает поющий или говоря­щий, был устроен хотя бы небольшой навес, который мог бы звуки голоса отражать вниз. На сцене, конечно, лучше петь, находясь ближе к рампе. Никогда не надо направлять звук вверх,— это обязательно отразится на качестве звучания. Не следует петь в помещениях, затянутых материей, если это не радиостудия, где такая обстановка улучшает качество вос­приятия звука микрофоном. Лучше всего голос звучит в тех помещениях, где стены сделаны из стекла, полированного де­рева и гладкого камня, в виде мраморной облицовки или окрашенной штукатурки. Чем более гладка и полирована по­верхность, которая должна отразить звук, чем меньше на ней всяких орнаментов и лепных украшений, тем лучше ее резо­нанс. Чем более неправильные очертания имеет поверхность, чем в ней больше углов и закоулков, изгибов и лепных дета­лей, тем она хуже отражает звук, тем условия резонанса ее хуже. Конечно, предусмотрительный и осторожный артист за­ранее должен ознакомиться с тем помещением, где он должен будет выступать, ознакомиться с условиями его резонанса, по­пробовать, при каком положении, а также с какого места эст­рады звук лучше достигает зрительного зала, и, учтя все эти обстоятельства, затратить столько силы, сколько необходи­мо для лучшего эффекта, не делая совершенно непроизводи­тельных усилий с гадательным успехом.

Известно, что в определенном возрасте каждого человека, в периоде - полового созреванья, происходит целый ряд перемен как в самом организме, так и в голосовом аппарате вообще и в голосовых связках в частности. Этот период человече­ской жизни бывает как у девочек, так и у мальчиков. Носит он название периода мутации. Наступление мутации и ее дли­тельность зависят от многих причин. У северных народов му­тация наступает в более позднем возрасте, у южных—в более раннем. Возраст этот, в зависимости .от сказанного, колеблется у мальчиков от 12 до 17 лет, я у девочек от 10 до 14 лет. Про­должительность мутационного периода тоже подвержена раз­личным колебаниям. В то время, как у мальчиков он бросается каждому в глаза и его легко заметить по ломающемуся голо­су, по усилившемуся росту, у девочек он проходит менее замет­но и гораздо быстрее. Период мутации у мальчиков длится от 5 месяцев до года, а у девочек от 3 до 6 месяцев. Если в этот момент осмотреть голосовые связки, то они имеют своеобраз­ный, не вполне обычный и нормальный, вид. Связки кажутся припухшими по всему своему протяжению, в значительной сте­пени покрасневшими, покрыты часто избыточным количеством слизи. И если не знать о том, что перед тобой имеется явление физиологического характера, то, смотря на такие голосовые связки, можно сразу думать о том, что в данном случае имеет место их заболевание. Особенно такая бурная картина наблю­дается у мальчиков. У девочек это проходит гораздо скорее и менее бурно. В редких случаях приходится слышать жалобы на болевые ощущения в гортани после некоторого ее напря­жения в разговоре или крике.

Необходимо чрезвычайно внимательно и сугубо осторожно относиться к такому своему состоянию, ни на минуту не забы­вая о том, что в это время всякое напряжение или, еще хуже, перенапряжение голосового аппарата может совершенно ги­бельно отразиться на нем, а значит, на всей предполагаемой деятельности. Ничто так вредно не влияет на какой-либо ор­ган, как неумеренное и неумелое пользование им, особенно в то время, когда он находится в необычном и ненормальном со­стоянии. Из этих слов само собой вытекает, что какая бы то ни было голосовая нагрузка, будь то громкая и долгая речь или пение, должна быть совершенно оставлена до полного завер­шения мутационного периода, что можно свободно определить как субъективным, так и объективным путем.

Гортань принадлежит к числу тех органов, которые быстро изнашиваются и стареют. Это обнаруживается в возрасте око­ло 45 лет в форме появления островков окостенения в хряще­вом скелете гортани. Гортань всегда обнаруживает раньше других органов признаки упадка сил организма и наступления старческого увядания. Конечно, бывает нередко, что наряду с другими возможностями голос может сохранить свою силу и свежесть и у стариков, в особенности если этот человек всю жизнь подчинялся строгому и определенному режиму. У женщин голос стареет позднее. Только к шестидесяти годам их гортань имеет значительные очаги окостенения хрящей. Не лишним будет здесь отметить, что, хотя изнашиваемость орга­на в значительной мере зависит от постоянного пользования им, в данном случае эта разница в процессе увядания у обоих полов имеет место даже в тех случаях, если в течение всей деятельности степень пользования своими голосами и работа гортани были почти одинаковы.

Не менее внимательное отношение должны проявлять жен­щины к своему голосовому аппарату в свой менструальный период. Особенно это относится к певицам. Надо знать и по­мнить о том, что гортань до некоторой степени является орга­ном пола, тесно связанная с половой сферой. Высокий голос женщин и низкий по тембру голос у мужчин является не чем иным, как вторичным половым признаком, в полной своей ме­ре зависящим от половых желез. Многие имели случай наблю­дать, как при каких-либо стойких дефектах в области половых желез эти вторичные половые признаки утрачивались и жен­щина приобретала низкий, грубый голос, а у мужчин появлял­ся высокий женский голос (кастраты). У некоторых женщин гор­тань так реагирует на наступление менструального периода, что, только глядя на голосовые связки, можно дать иногда заключение о данном состоянии. При осмотре голосовые связ­ки представляются покрасневшими и несколько отечными. Са­мо собой понятно, что в эти дни петь ни в коем случае нельзя. Самой главной причиной, почему надо соблюдать чрезвы­чайную осторожность в деле пользования своим голосовым ап­паратом, является то обстоятельство, что в эти дни стенки ка­пиллярных кровеносных сосудов приобретают чрезвычайную ломкость и очень легко при напряжении могут разрываться. В частности, могут разрываться и те капилляры, которые нахо­дятся в голосовых связках, вызывая кровоизлияние. Вот по­чему современное трудовое законодательство, предусматривая возможность наступления заболеваний такого рода, освобож­дает певицу от работы на те несколько дней, которые длится менструальный период. Дело только за самими певицами, ко­торые зачастую весьма мало сознают все те дальнейшие по­следствия, которые могут случиться от пения во время мен­струального периода. Надо сказать, что особенно легко может наступить повреждение капилляров в голосовых связках в день накануне наступления менструаций и первые два дня их тече­ния. Это нельзя ни в каком случае забывать певицам, которые должны соблюдать всемерную осторожность и обязательную предусмотрительность.

Как и все упражнения, совершаемые в меру и производи­мые в соответствующих условиях, занятие пением весьма бла­гоприятно действует на дыхательные органы человека, если в данном случае не имеется тяжелых органических заболеваний легких. Для лиц вполне крепких я здоровых оно представляет один из видов рациональной дыхательной гимнастики, способ­ствующей в значительной мере повышению процессов обмена веществ в организме. Для слабых и астенических субъектов занятия пением являются весьма полезным упражнением для усилении деятельности дыхательных органов и, как вытекаю­щее из этого следствие, большего развития и укрепления сил своего организма.

 

С уважением, Анна Симеонова. 

 

 Если есть вопросы или предложения, пишите voiceheart@tut.by с темой вопрос.

 Еще также, дорогие мои читатели, хочу предложить вам писать о своём опыте, я буду публиковать ваши письма. Только в теме обязательно напишите "Поделюсь опытом" :). Я думаю нам очень необходимо общаться друг с другом и делиться своими знаниями и опытом. И Пожалуйста, когда вы пишите мне письма, то пишите опубликовать или нет!  Главный источник - "Основы вокальной метидики" Л.Дмитриев А также статьи о постановке голоса, "О формировании певческих навыков", "Музыкальное воспитание", "Методика музыкального воспитания" и др.

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.voiceheart
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное