Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
+3 за неделю
Основы вокальной методики Режим певца и работа по укреплению и развитию мышц дыхания
ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ |
Значение режима и общегигиенических правил. Профессиональная певческая деятельность и процесс обучения пенья связан с большой тратой нервно-мышечной энергии. Певец – профессионал поет не меньше 2-х, 3-х часов в день. В это время он целиком отдается воплощению своих исполнительских задач, совершенствованию вокально-технических средств, нахождению новых вокальных возможностей голоса. Это большая творческая деятельность. Она требует огромную сосредоточенность, мобилизации всех эмоциональных ресурсов и интеллектуальной сферой певца. Как всякий труд, певческая деятельность требует своих норм работы и отдыха, их правильного распределения во времени. Это важно для певцов ибо у них не только творческие возможности, но и само звучание глосса зависит от состояния организма. Утомление приводит к переутомлению и может привести ещё к более серьезным нарушениям в деятельности организма. Полноценная деятельность возможна тогда, когда организм не утомлен, когда творческие возможности, легко мобилизованы. Именно в этом состоянии решаются сложные задачи. Однако, в жизни много утомляющих моментов, которые не позволяют певцу быть работоспособным, снижают его тонус и творческую энергию. Певцу необходимо соблюдать рациональный жизненный и профессиональный режим, выполнять определенные гигиенические правила. Целесообразный режим-это умение построить жизнь так, чтобы все жизненные функции протекали нормально, обеспечивая высший тонус во время работы певца протекает в период наибольшего подъема и активности организма. Певец – здоровый человек с устойчивой психикой, крепкими нервами, хорошим тонусом мышц. Голосовая функция тесно связана с нервной системой человека, с эндокринной системой и состоянием внутри организма. При неустойчивой нервной системе, при сильной реактивности и быстрого утомления легко возникают нарушения нервной деятельности, сказывающихся на голосе. Каждое выступление певца – испытание для нервной системы. Известно, что при большом волнении голос перестает звучать, срывается, дрожит. Сильные психические переживания приводят к потере речевой и певческой функции, певец лишается голоса или теряет профессиональные качества: выносливость, блеск, возможность петь forte(громко), брать высокие ноты, выдерживать тесситуру. Работа по укреплению и развитию мышц дыхания. Не касаясь ряда водолечебных процедур, какими являются разнообразные души: Шарко, шотландские, нисходящие, восходящие, местные, так как назначение этих процедур должно производиться врачами, скажем несколько слов о русской бане. Для каждого человека, не страдающего тяжелыми сосудисто-сердечными и легочными расстройствами, разумное пользование баней является одним из высокоценных гигиенических мероприятий. Все виды процедур, связанные с посещением бани, а именно: парильня, мыльная комната и массаж, необычайно благоприятно действуют на человека, способствуя резкому повышению обмена веществ и быстрому удалению из организма ядовитых и вредных продуктов обмена. Каждый мог легко убедиться сам на себе в том, что даже самая сильная усталость сразу проходит после посещения бани и пользования всеми указанными процедурами. Это, видимо, подтверждает то обстоятельство, что ядовитые вещества, находящиеся в организме и вызывающие утомление мозга и мышц, через потовые железы кожи выводятся из организма. Помня мудрое изречение древности, что «здоровый дух в здоровом теле», необходимо рекомендовать как всем, так и профессионалам голоса, особенно лицам молодым и средних лет, умеренное занятие спортом. Но не все виды спорта могут быть приемлемы для певца и артиста. Зимой хороши лыжи и коньки в соответствующем костюме, летом—теннис, гребной спорт, велосипед, волейбол. Виды спорта, сопряженные с большой затратой энергии, какими являются бег, футбол и т. п., вряд ли можно рекомендовать лицам актерских профессий. Они вызывают сильную усталость и обильное потение, что связано с легкой возможностью простудных заболеваний и переходом их на место наименьшего сопротивления у профессионалов голоса—голосовой аппарат. Всегда желательна и полезна гимнастика. Занятия всеми видами спорта должны быть умеренными и ни в каком случае не переходить границы, что может повлечь за собой острые и хронические заболевания голосового и дыхательного аппарата. Лишним будет говорить о том, что занятия любым из перечисленных видов спорта вызывают чувство хорошего настроения, бодрости, жизнерадостности и постоянного ощущения своей ловкости и силы. Не следует утомляться в те дни, когда предстоит петь или говорить; но и целый день лежать перед выступлением ни в каком случае не рекомендуется. Очень важный момент жизни певца — это режим, который необходимо раз и навсегда себе установить и стараться не отступать от него. Ни в каком случае перед выступлением артист не должен переполнять свой желудок и кишечник пищей, так как движения диафрагмы становятся затруднительными и не дают возможности певцу и артисту владеть своим голосом в полной мере. Диафрагма, оттесненная кверху полным желудком, не повинуется воле певца по чисто механическим причинам, не будучи в состоянии опускаться так низко, как это необходимо для правильного дыхания. Это, конечно, отражается на качестве звучания голоса. Есть надо не позднее, чем за четыре часа до выступления. За эти часы пища успевает перейти в нижние отделы кишечника и частично уже всосаться в ткани организма. Почти в такой же степени, но уже по причинам чисто гигиенического характера, вреден обильный к сытный ужин поздней ночью, после актерской работы. Распространенная привычка актеров к таким поздним «сидениям» за столом является очень вредным моментом их жизни, отражаясь с годами очень плохо на сердечно-сосудистой системе и на органах пищеварения. Огромное большинство артистов, выступающих на сцене, в силу своей профессии пользуются теми или иными красящими веществами. Это — либо грим, либо различного цвета пудры. Первый делается на жирной минеральной основе с примесью различного цвета красок, вторые — из растертых и измельченных веществ минеральных или растительных. Минеральные вещества — это азотно-кислый висмут, окись цинка, гипс, мел и тальк. Они по существу безвредны, но некоторые из них засоряют поры кожи и могут вызывать ее раздражение. Необходима после работы тщательная очистка кожи от внедрившихся в нее красок. Делается это обычно вазелином, но последний не растворяется в мыльной воде и отмывается ею с большим трудом. Из всех известных средств, лучше всего для этой цели служит ланолин. Он лучше всех подобных средств соединяется с водой, он легко пристает к коже, забирает с собой все посторонние частицы и быстро смывается мылом и водой. Пергидроль, служащий для окраски волос в белокурый цвет, очень сильно портит волосы. Касаясь всех сторон гигиены артиста, необходимо сказать, несколько слов об одежде. Следует носить одежду, отвечающую времени года. В холодное время года—из материи более плотной, но всегда легкой. Ткань должна быть шерстяной, так как шерсть является плохим проводником холода и тепла. Кстати сказать, эта ее особенность делает ее особенно ценной, так как она способна защищать человека и от палящих лучей солнца и быстрого охлаждения тела, особенно в тех случаях, когда оно разгорячено. Одежда как у мужчин, так и у женщин должна быть легкой и свободной. Всякие резинки и ремни, стягивающие область живота, вредны и мешают дыханию. Необходимо всячески следить за тем, чтобы шея была ничем не стеснена и не сжималась тесными воротниками. Оказывая давление на гортань, тесный воротник препятствует правильному и легкому воспроизведению звука. На вопрос певца, надо ли тщательно обвязывать в холодное время года шею теплыми шарфами и кашне, носить теплое белье и фуфайки, бояться дышать и говорить на воздухе в холодное время года, можно ответить только отрицательно. Как правило, надо помнить о том, что ничто так легко не вызывает заболевания горла, как изнеженность и не закаленность. С детства необходимо остерегаться всяких теплых шарфов, укутываний, теплых фуфаек и всего того, что может как-нибудь ослаблять у человека его естественные силы сопротивления вредным внешним температурным колебаниям и воздействиям. Из теплого белья исключение следует лишь сделать для теплых носков и чулок. Шерсть, согревая ноги, не дает возможность легко охлаждаться и долго быть влажной коже. А ведь известно, что у очень многих лиц охлажденная и влажная кожа ног является одной из главных причин непрекращающихся насморков и ларинготрахеитов. Необходимо, чтобы лица, подверженные горловым заболеваниям, тщательно оберегали свое горло, но это достигается не путем ненужного укутывания и боязни воздуха, а лишь путем разумного местного и общего закаливания организма. Если кто хочет избавиться от приобретенной издавна вредной привычки к изнеженности, то надо привыкать к обратному, постепенно начав приучать себя к новому поведению в этом отношении с теплого времени года. Сперва надо себя приучать к холодным обтираниям горла по нескольку раз в день, продолжая таковые и по наступлении холодного времени года. Совершенно забыть о том, что существуют всякие теплые шарфы и кашне, бросить всякую боязнь и предубеждение против прикосновения холодного и свежего воздуха к шее. Держать ее постоянно открытой, подвергая умышленно воздействию неблагоприятных климатических перемен. Эти же слова в равной мере относятся и к головным уборам. Женщины, зачастую довольно легкомысленно относятся к своим зимним шляпам, оставляя голову почти незащищенной от действия снега и холода, что, конечно, является поступком рискованным. Известно очень много случаев упорных невралгий, происшедших только по этой причине и улучшившихся при перемене шляпы на более рациональную. Мужчины в большинстве повинны в стремлении к пользованию слишком теплыми меховыми шапками. Это тоже является крайностью. Чрезмерное согревание головы вызывает усиленный приток крови к ней, на что многие реагируют сильной головной болью. Есть взгляд, что теплые меховые шапки являются одной из причин более быстрого облысения. Кроме этого, получается необыкновенная последующая зябкость головы и пониженная ее сопротивляемость быстрому охлаждению, что может вызывать ряд заболеваний. Шляпа должна быть относительно теплой и обязательно легкой. Театральная сцена большей частью требует по ходу действия той или иной оперы и пьесы надевания тяжелых и теплых костюмов и обременения певца и артиста разнообразными тяжелыми бутафорскими принадлежностями. В таких случаях можно рекомендовать после окончания работы подольше посидеть у себя в уборной, пока разгоряченная волнением, костюмом и движением кожа всего тела, так же как и возбужденная нервная система и сердце не придут в состояние относительного и привычного равновесия. Не надо забывать, что в такие моменты организм, теряя значительную часть своих защитных сил, будучи выведен из своего обычного состояния нервным напряжением и изменившимися условиями кровообращения, особенно легко может быть восприимчив к разного рода вредным влияниям. Артисткам же сплошь и рядом приходится петь и выступать в очень легких и открытых костюмах в залах и других помещениях, где бывает то слишком холодно, то, наоборот, очень жарко, что чрезвычайно предрасполагает артисток к простудам и гриппозным заболеваниям в то время, когда они переходят в более холодную атмосферу кулис, коридоров и лестниц, где холод зачастую усугубляется сквозняками. В момент ухода в такую минуту со сцены в более холодное помещение необходимо обязательно накинуть, себе на плечи какое-нибудь теплое одеяние, будь то меховая накидка или шерстяной платок. Тонкая из настоящего шелка или очень тонкой шерсти рубашка является в таких случаях довольно хорошей защитой от таких заболеваний, которые, несмотря ни на какие предосторожности, в силу профессиональных условий жизни, артистам не всегда удается избежать. Касаясь всех сторон жизни певца и артиста и других профессионалов голоса, надо остановить свое внимание на пище и указать те наши соображения по этому поводу, которые, на наш взгляд, могут являться наиболее рациональными в этом важном вопросе жизни и деятельности человека. Питательные вещества, необходимые для поддержания жизни, можно отнести к четырем основным группам. К первой группе относятся, вещества белковые и азотистые, ко второй — углеводы, к третьей — вода, соли и витамины, к четвертой — жиры. Белковые и азотистые вещества содержатся в большом количестве в мясе и идут, главным образом, на построение тканей организма. Углеводы быстро поглощаются тканями организма и под видом сахара и гликогена частично сгорают в процессах обмена, частично накопляются в тканях в виде гликогена и жиров, которые, являясь как бы резервом питательного материала, сгорают в том случае, если организм, лишенный пищи, для поддержания своего существования должен жить за счет своих собственных запасов. Некоторые соли, обычно заключающиеся в пище, твердой или жидкой, необходимы для поддержания жизни. Самая главная из солей — хлористый натр или обыкновенная поваренная соль, служащая приправой к пище, — является тем веществом, без которого немыслимо существование живого организма. Независимо от той жидкости, которая заключается во всех пищевых средствах, составляющих наше питание, мы еще должны пить большее или меньшее количество воды, которая составляет по весу главную часть нашего организма. До 60% общего веса составляет вода. Все эти различные группы питательных веществ абсолютно необходимы для жизни организма, которую невозможно было бы удовлетворительно поддерживать, питаясь предметами питания только одной из указанных групп. Если бы мы стали искать потребное для организма количество белков среди веществ углеводной группы, которые в небольшой степени содержат также белки, то необходимо было бы поглощать огромное количество углеводов. Такой объем пищи никаким образом не мог бы одолеть человек с его относительно малоемким пищеварительным трактом. Наоборот было бы, если бы в белковой пище старались отыскать потребное количество углеводов. Поэтому для составления рационального пищевого режима необходимо найти ту соответствующую пропорцию между всеми указанными группами питательных веществ, которая может удовлетворить все потребности в питании организма. Ребенок и юноша, которые растут и формируют быстро развивающиеся ткани своего тела и теряют много энергии на движение, требуют значительно большего количества питательных веществ, чем взрослый человек. Человеку, трудящемуся физически, необходимо гораздо большее количество пищи, чем человеку, занятому умственным трудом или профессией, не требующей большой затраты мышечных усилий. Хлеб, мясо, яйца, овощи и молоко должны составлять основу нашего питания, приготовленные во вполне удобоваримой и возбуждающей аппетит форме. Лица, являющиеся профессионалами голоса, должны тщательно избегать обильной еды, что, в конце концов, рано или поздно отзывается на состоянии пищеварительных органов. Часы еды могут быть различны и должны зависеть от рода занятий каждого, но что должно быть общим для всех—это большие промежутки времени, отделяющие прием пищи от часов, предназначенных для труда. Никогда не следует забывать, что нельзя петь сразу после еды. Обильная еда, создавая скопление пищи в желудке, фактически мешает свободной деятельности диафрагмы и таким образом механически затрудняет столь важный процесс, каким является правильное дыхание во время пения и речи. Но ведь и сам пищеварительный процесс, даже при легкой пище, вызывает прилив крови к органам живота, некоторое учащение сердечной деятельности и учащение дыхательных движений. Все это вместе уменьшает способность в полной мере владеть и пользоваться всеми своими голосовыми средствами. Необходимо певцам, артистам и ораторам, так же как и всем людям, помнить о том, что время еды должно быть точно определено, и эта установка должна неуклонно соблюдаться. Орехи не всегда можно рекомендовать лицам, работающим голосом. Мельчайшие раздробленные зубами частицы их задерживаются в складках слизистой оболочки глотки и корня языка, масло, содержащееся а них, иногда является несколько горьким по вкусу. Мелкие частицы орехов и горькое масло могут вызывать чувство щекотанья и першенья в горле, что, в свою очередь, влечет за собой желание откашливаться. Для лиц вполне здоровых, не требующих диететического особого режима по поводу болезней печени и кишечника, чрезвычайно полезно пользоваться как главным своим пищевым продуктом молоком, яйцами и всеми молочными продуктами. Углеводистые вещества, какими являются картофель, хлеб, сахар и другие продукты растительного мира, как содержащие много крахмала, а также жиры во всех видах, надо есть в умеренном количестве, особенно лицам, имеющим предрасположение к полноте и тучности или с нарушенным обменом веществ. Хлеб во все времена и у всех народов является основой питания, так как именно в нем, организм имеет в большом количестве необходимые для себя питательные вещества. Свежие овощи и фрукты для тех, кому они по состоянию здоровья не противопоказаны, являются легкой и прекрасной едой, легко перевариваемой, содержащей необходимые для жизни витамины и усваиваемые соки и соли. Не все переносят кислые овощи и фрукты, таким лицам необходимо их употреблять вареными с примесью сахара. Что касается разнообразных приправ, то такие вещества, как острый уксус, перец, горчица, хрен, если и могут быть употребляемы в пищу певцами, то не часто и в количествах самых ограниченных. Не раз наблюдались катары глотки, возникавшие от систематического приема в пищу этих острых приправ. Из всех имеющихся напитков самым лучшим и полезным для человека, конечно, является обыкновенная водопроводная вода, прокипяченная и остуженная. Полезны и газированные минеральные воды, но, кроме столовых минеральных вод, ими надо пользоваться только по назначению врача. Конечно, нельзя ударяться в совершенно излишний пуританизм. Нельзя совершенно запретить артисту пить вино. Если это делать в меру и эти напитки не запрещены по состоянию сердечно-сосудистой системы, печени и органов пищеварения данному субъекту врачами, то ничего плохого не случится с человеком, который иногда выпьет стакан-другой легкого вина. Ничего плохого не будет, если иногда позволить себе выпить рюмку, другую водки. Но, к сожалению, люди не знают меры, и все советы и убеждения в этом вопросе остаются тщетными. Не надо забывать, что все виды алкоголя, без исключения, являются веществами ядовитыми и в неумеренном количестве являются продуктом, чрезвычайно вредно действующим как на общее состояние организма, так и на голосовой аппарат. Пиво особенно вредно действует на организм и на слизистые оболочки горла и гортани. Постоянное употребление пива вызывает стойкие сердечно-сосудистые расстройства и резкое нарушение углеводного обмена, выражающееся в ожирении. Систематическое и неумеренное пользование другими видами алкоголя вызывает значительные вредные последствия, рано или поздно проявляющиеся у любого профессионала голоса. Помимо того, что само опьянение, являющееся не чем иным, как картиной острого отравления алкоголем, представляет собой одно из самых отвратительных состояний, до которого может опуститься человек, теряющий в это время человеческий облик, оно вызывает длительное расстройство основных функций организма, а в гортани вызывает застойные явления в кровообращении, препятствующие в течение нескольких дней нормальной ее работе. Появляется хрипота, доходящая до полной афонии в течение некоторого времени. Существует неправильное мнение о том, что гораздо менее вредно периодически напиваться допьяна, чем пить более или менее систематически малые количества алкогольных напитков. Такое мнение совершенно ни на чем не основано и является, в полном смысле этого слова, досужим вымыслом, вероятно, тех же алкоголиков, создавших для своего оправдания собственную теорию пьянства. Лица, злоупотребляющие спиртными напитками, будь это даже вино, в результате испытывают всевозможные страдания различных органов как внутренних, так и голосового аппарата. Длительное и неумеренное употребление алкоголя обязательно ведет к серьезным болезням сердечно-сосудистой системы, из которых на первом месте надо поставить артериосклероз, кардиосклероз и гипертонию, с последующим полным расстройством сердечной деятельности. Изменения эти наступают не сразу, а постепенно, и по прошествии нескольких лет такой человек становится лицом к лицу со страшной действительностью, Распространенное у многих лиц мнение, что алкоголь увеличивает мышечную и нервную деятельность, является простым недоразумением, ибо состояние прострации, которое наступает после опьянения, является во много раз более тяжелым ощущением, чем тот кажущийся и обманчивый радостный подъем силы и настроения» появляющийся после выпивки. Алкоголь—это не тоническое, а сильно возбуждающее средство. В превышающем норму количестве его иногда можно применить в том случае, когда необходимо сделать большое усилие или влить кратковременную энергию в ослабевший организм. Но таким свойством алкоголь обладает в отношении тех лиц, которые не только не злоупотребляли, а вообще очень редко им пользовались. Рекомендовать систематическое пользование алкоголем как возбуждающим средством для подъема сил и энергии в работе ни в каком случае нельзя, так как еще, кроме табака, ни одно из средств не вызывает к себе такой легкой и неудержимой привычки и тяги. При постоянном употреблении алкоголя теряется способность владеть собой. За возбуждением и подъемом, вызванным им, следует обратная реакция, состоящая в упадке сил, настроения и в нарушении правильных отправлений организма. Алкоголь чрезвычайно плохо отражается на слизистой оболочке горла и гортани и на голосовых связках. Раздражающие химические вещества, заключенные в алкоголе, быстро действуют, приходя в соприкосновение со слизистой горла, очень быстро раздражают ее, вызывая резкое и стойкое кровенаполнение, за которым следует либо повышенная деятельность слизистых желез, либо, наоборот, понижение их деятельности. Воспаление быстро передается вверх на носоглотку и спускается в гортань. Если осмотреть в это время гортань, то она представляется в следующем виде: вся слизистая оболочка ее резко покраснела, голосовые связки красны и припухли по всему их Протяжению, покрыты слизью, а при стробоскопии совершают значительно меньшее количество колебаний, чем обычно. Голос быстро грубеет и теряет свой привычный тембр. При хроническом алкоголизме это явление стабилизируется. Каждому из нас прекрасно известен хриплый голос алкоголика, настолько своеобразный и характерный, что пагубная привязанность его обладателя становится для каждого ясна и ничем не может быть им замаскирована. С огромным трудом можно бороться с таким состоянием, и то лишь при полном отказе заболевшего от своей привычки. Причем патологогистологические изменения тканей голосовых связок могут быть так стойки, что лечение оказывается совершенно безрезультатным. Из всего сказанного вытекает, что человек непьющий является полным хозяином своих сил и умственных способностей и имеет возможность каждую данную минуту использовать их с максимальной эффективностью для своей профессии. Но каковы бы ни были наши слова предостережения и убеждения, всегда найдутся неисправимые люди, которые пользуются алкоголем повседневно и в значительных количествах. Кофе, благодаря высокому содержанию в нем кофеина, является возбуждающим центральную нервную систему и сердце напитком. В небольшом количестве с молоком кофе обладает питательными и положительными свойствами, благоприятно действующими на организм. Редко кто пьет кофе в таких количествах, чтобы здесь распространяться о вреде этой привычки. Чай является излюбленным напитком в нашей стране и в целом ряде других стран. Некоторые лица пьют чай буквально в течение целого дня. Обычай пить эти жидкости всегда в горячем виде часто производит на горло такое же вредное действие, как и употребление напитков очень холодных. Поглощение горячей жидкости в больших количествах имеет часто вредное влияние на желудок. Помимо этого, в некоторых сортах чая содержится много кофеина. Вследствие этого чрезмерное его питье может оказывать неблагоприятное действие на сердце. Чтобы закончить разбор действия возбуждающих средств, необходимо остановиться на табаке. Среди артистов всех видов, как и среди других профессионалов голоса, имеются такие, которые много курят. В течение некоторого времени они не замечают серьезных последствий, являющихся результатом этой пагубной привычки. Мы встречаем лиц, которые очень много курят и могут, до поры до времени, настойчиво утверждать, что никакого вреда ни на общее состояние организма, ни на голос курение у них не оказывает. Даже приходится слышать такие разговоры, что голос у них становится гораздо лучше после того, как они выкурят достаточное количество папирос, или: вот «перестал курить—начал кашлять, закурил—кашель прошел», и все разговоры в таком роде. В первом случае, быть может, и есть доля правильности субъективных ощущений утверждающего эту, на первый взгляд, ересь. Данные, которыми мы располагаем после обследования нескольких тысяч артистов всех видов и родов искусства, говорят, что курящих среди артистов драмы—75%, среди артисток драмы—35%, среди певцов—37%, среди певиц—4%. Так же, как потребители кокаина или алкоголики не могут начать работать, прежде чем не прибегнут к той или иной дозе привычного возбуждающего средства, очень возможно, что некоторые курильщики не могут овладеть полностью собой, прежде чем не выкурят несколько папирос. Но ведь исключения нельзя вводить в правило, и не может быть никаких сомнений в том, что привычка курить есть чрезвычайно пагубная привычка для всех людей, преданных этой страсти. Особенно же она вредна для профессионалов голоса и в частности для певцов, Табачный дым, помимо целого ряда продуктов сухой перегонки табачного листа, включающего в себя и окись углерода и пиридиновые основания и т. п. вещества, содержит в себе очень сильный яд—никотин, к которому всякий организм чрезвычайно чувствителен. Постепенная привычка к этому яду делает его для организма потребностью. Табак необычайно вредно влияет на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему, являясь почти что избирательным ядом кровеносных сосудов и нервных узлов сердца. Никотин—это спастический яд и является одной из причин распространенных тяжелых болезней: гипертонии и грудной жабы. Надо ни на минуту не забывать, что каждая выкуренная папироса - это удар хлыстом по сердцу. Местное действие табака неоспоримо и весьма характерно. Вредное по своим последствиям для всех, оно во много раз опаснее для лиц, голосовой аппарат которых служит источником их существования. Непрестанное раздражение слизистой горла, носоглотки, гортани и трахеи табачным дымом вызывает постоянный прилив крови к этим местам, что в скором времени дает хронический катар всех верхних дыхательных путей, зачастую спускающийся в нижние отделы дыхательного аппарата. Появляется хронический бронхит и эмфизема легких. Всем нам известен характерный затяжной и мучительный систематический кашель курильщиков, по утрам обязательный у всех, а у некоторых возникающий при каждой более глубокой затяжке табачным дымом. Певец, качавший курить, вскоре становится неполноценным, намного сокращая срок своей профессиональной деятельности. Принимая во внимание весь вред, причиняемый табаком, и учитывая губительные последствия курения на весь организм и на голосовой аппарат профессионалов, мы самым настойчивый образом заостряем на этом вопросе внимание всех тех лип, которые прочтут эти строки. Самым лучшим ответом на них будет бросить курить для тех, кто уже находится во власти этой пагубной привычки, и не иметь в мыслях начинать привыкать к курению для тех, кто еще свободен от нее. Многие артисты, особенно вокалисты, имеют свои привычки, своя способы помочь себе в некоторых неприятных ощущениях в области голосового аппарата. Если тот, кто их имеет, верит в них, в их благоприятное действие на него и в их помощь, то пусть и остается при этой вере и пользуется ими. Нарушить эту веру или отнять ее — это значит разрушить кажущуюся эффективность употребляемых средств. Как надо отнестись к тем бесконечным советам и указаниям, которые так любят давать артисты друг другу? Как отучить их давать лечебные советы часто нелепого свойства? Если в арсенале у артистов и имеется несколько рациональных средств, выработанных предшествующими поколениями, то эти средства и советы тонут в массе прочих, вредных и не заслуживающих ни капли доверия. Не мало энергии приходится тратить на борьбу с совершеннейшим невежеством в лечении, к которому имеют такую склонность многие из артистов. Здесь мы встречались и с питьем обжигающе-горячего молока, смазыванием керосином глотки и рядом подобных жутких мероприятий, естественно вызывавших резкое ухудшение воспаления, иногда надолго затягивая болезнь, которая могла бы пройти в несколько дней без этих вздорных средств. Необходимо еще остановиться на вопросе акустики тех мест, где .артисту, особенно вокалисту, приходится выступать. При обычных условиях эта сторона профессии артиста имеет лишь, главным образом, теоретический интерес, ибо вряд ли высказанные здесь пожелания могут быстро послужить к их практическому осуществлению. Обычно выступающий в том или ином помещении вынужден приспособиться к тем акустическим условиям, которые имеются в этом месте. Некоторые из таких помещений дают глухое звучание голоса, заглушая сильно звук и не давая никакого резонанса; другие обладают чрезвычайно резким «неприятным резонансом; в некоторых появляется искажение голоса певца. В некоторых помещениях имеется особенно сильное звучание в определенных местах зрительного зала. Форма здания имеет огромное значение для акустики. Как правило, петь или говорить на открытом воздухе очень не рекомендуется. Расходуется большая сила на звукообразование, а получается очень незначительный результат в виде слабого звука. Но если обстоятельства таковы, что необходимо выступать на открытом воздухе, то надо позаботиться, чтобы над тем местом, где выступает поющий или говорящий, был устроен хотя бы небольшой навес, который мог бы звуки голоса отражать вниз. На сцене, конечно, лучше петь, находясь ближе к рампе. Никогда не надо направлять звук вверх,— это обязательно отразится на качестве звучания. Не следует петь в помещениях, затянутых материей, если это не радиостудия, где такая обстановка улучшает качество восприятия звука микрофоном. Лучше всего голос звучит в тех помещениях, где стены сделаны из стекла, полированного дерева и гладкого камня, в виде мраморной облицовки или окрашенной штукатурки. Чем более гладка и полирована поверхность, которая должна отразить звук, чем меньше на ней всяких орнаментов и лепных украшений, тем лучше ее резонанс. Чем более неправильные очертания имеет поверхность, чем в ней больше углов и закоулков, изгибов и лепных деталей, тем она хуже отражает звук, тем условия резонанса ее хуже. Конечно, предусмотрительный и осторожный артист заранее должен ознакомиться с тем помещением, где он должен будет выступать, ознакомиться с условиями его резонанса, попробовать, при каком положении, а также с какого места эстрады звук лучше достигает зрительного зала, и, учтя все эти обстоятельства, затратить столько силы, сколько необходимо для лучшего эффекта, не делая совершенно непроизводительных усилий с гадательным успехом. Известно, что в определенном возрасте каждого человека, в периоде - полового созреванья, происходит целый ряд перемен как в самом организме, так и в голосовом аппарате вообще и в голосовых связках в частности. Этот период человеческой жизни бывает как у девочек, так и у мальчиков. Носит он название периода мутации. Наступление мутации и ее длительность зависят от многих причин. У северных народов мутация наступает в более позднем возрасте, у южных—в более раннем. Возраст этот, в зависимости .от сказанного, колеблется у мальчиков от 12 до 17 лет, я у девочек от 10 до 14 лет. Продолжительность мутационного периода тоже подвержена различным колебаниям. В то время, как у мальчиков он бросается каждому в глаза и его легко заметить по ломающемуся голосу, по усилившемуся росту, у девочек он проходит менее заметно и гораздо быстрее. Период мутации у мальчиков длится от 5 месяцев до года, а у девочек от 3 до 6 месяцев. Если в этот момент осмотреть голосовые связки, то они имеют своеобразный, не вполне обычный и нормальный, вид. Связки кажутся припухшими по всему своему протяжению, в значительной степени покрасневшими, покрыты часто избыточным количеством слизи. И если не знать о том, что перед тобой имеется явление физиологического характера, то, смотря на такие голосовые связки, можно сразу думать о том, что в данном случае имеет место их заболевание. Особенно такая бурная картина наблюдается у мальчиков. У девочек это проходит гораздо скорее и менее бурно. В редких случаях приходится слышать жалобы на болевые ощущения в гортани после некоторого ее напряжения в разговоре или крике. Необходимо чрезвычайно внимательно и сугубо осторожно относиться к такому своему состоянию, ни на минуту не забывая о том, что в это время всякое напряжение или, еще хуже, перенапряжение голосового аппарата может совершенно гибельно отразиться на нем, а значит, на всей предполагаемой деятельности. Ничто так вредно не влияет на какой-либо орган, как неумеренное и неумелое пользование им, особенно в то время, когда он находится в необычном и ненормальном состоянии. Из этих слов само собой вытекает, что какая бы то ни было голосовая нагрузка, будь то громкая и долгая речь или пение, должна быть совершенно оставлена до полного завершения мутационного периода, что можно свободно определить как субъективным, так и объективным путем. Гортань принадлежит к числу тех органов, которые быстро изнашиваются и стареют. Это обнаруживается в возрасте около 45 лет в форме появления островков окостенения в хрящевом скелете гортани. Гортань всегда обнаруживает раньше других органов признаки упадка сил организма и наступления старческого увядания. Конечно, бывает нередко, что наряду с другими возможностями голос может сохранить свою силу и свежесть и у стариков, в особенности если этот человек всю жизнь подчинялся строгому и определенному режиму. У женщин голос стареет позднее. Только к шестидесяти годам их гортань имеет значительные очаги окостенения хрящей. Не лишним будет здесь отметить, что, хотя изнашиваемость органа в значительной мере зависит от постоянного пользования им, в данном случае эта разница в процессе увядания у обоих полов имеет место даже в тех случаях, если в течение всей деятельности степень пользования своими голосами и работа гортани были почти одинаковы. Не менее внимательное отношение должны проявлять женщины к своему голосовому аппарату в свой менструальный период. Особенно это относится к певицам. Надо знать и помнить о том, что гортань до некоторой степени является органом пола, тесно связанная с половой сферой. Высокий голос женщин и низкий по тембру голос у мужчин является не чем иным, как вторичным половым признаком, в полной своей мере зависящим от половых желез. Многие имели случай наблюдать, как при каких-либо стойких дефектах в области половых желез эти вторичные половые признаки утрачивались и женщина приобретала низкий, грубый голос, а у мужчин появлялся высокий женский голос (кастраты). У некоторых женщин гортань так реагирует на наступление менструального периода, что, только глядя на голосовые связки, можно дать иногда заключение о данном состоянии. При осмотре голосовые связки представляются покрасневшими и несколько отечными. Само собой понятно, что в эти дни петь ни в коем случае нельзя. Самой главной причиной, почему надо соблюдать чрезвычайную осторожность в деле пользования своим голосовым аппаратом, является то обстоятельство, что в эти дни стенки капиллярных кровеносных сосудов приобретают чрезвычайную ломкость и очень легко при напряжении могут разрываться. В частности, могут разрываться и те капилляры, которые находятся в голосовых связках, вызывая кровоизлияние. Вот почему современное трудовое законодательство, предусматривая возможность наступления заболеваний такого рода, освобождает певицу от работы на те несколько дней, которые длится менструальный период. Дело только за самими певицами, которые зачастую весьма мало сознают все те дальнейшие последствия, которые могут случиться от пения во время менструального периода. Надо сказать, что особенно легко может наступить повреждение капилляров в голосовых связках в день накануне наступления менструаций и первые два дня их течения. Это нельзя ни в каком случае забывать певицам, которые должны соблюдать всемерную осторожность и обязательную предусмотрительность. Как и все упражнения, совершаемые в меру и производимые в соответствующих условиях, занятие пением весьма благоприятно действует на дыхательные органы человека, если в данном случае не имеется тяжелых органических заболеваний легких. Для лиц вполне крепких я здоровых оно представляет один из видов рациональной дыхательной гимнастики, способствующей в значительной мере повышению процессов обмена веществ в организме. Для слабых и астенических субъектов занятия пением являются весьма полезным упражнением для усилении деятельности дыхательных органов и, как вытекающее из этого следствие, большего развития и укрепления сил своего организма. |
С уважением, Анна Симеонова.
Если есть вопросы или предложения, пишите voiceheart@tut.by с темой вопрос. |
Еще также, дорогие мои читатели, хочу предложить вам писать о своём опыте, я буду публиковать ваши письма. Только в теме обязательно напишите "Поделюсь опытом" :). Я думаю нам очень необходимо общаться друг с другом и делиться своими знаниями и опытом. И Пожалуйста, когда вы пишите мне письма, то пишите опубликовать или нет! | Главный источник - "Основы вокальной метидики" Л.Дмитриев А также статьи о постановке голоса, "О формировании певческих навыков", "Музыкальное воспитание", "Методика музыкального воспитания" и др. |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.voiceheart Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||