В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно в этот день к бабкам рекомендовалось ходить будущим мамам и молодым девушкам.
Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой
бессмертника, бабка радела о легких родинах.
А еще, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном — на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь».
И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!». И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай — не ломай! Отломишь немножко —
будет Ермошка. Отломишь горбушку — будет Андрюшка. А подашь середину — быть свадьбе!».
И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится — к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.
День 8 января можно без преувеличения называть греческим аналогом российского женского праздника 8 марта. Хотя, если говорить строго, смысл Гинайкратии заключается немного в другом.
8 января в Греции, преимущественно в городах Моноклисия (Monocclissia) и Неа Петра (Nea Petra), а также во многих деревнях и селах северной части страны проходит женский фестиваль Гинайкратия.
В этот день в семьях обмениваются семейными ролями: женщины освобождаются от обычных домашних хлопот и проводят свой день в «кафетения» (кафе) или других общественных заведениях — местах развлечения и отдыха, где обычно позволено находиться только мужчинам.
Мужьям же в это время предписано быть дома, заниматься домашним хозяйством, присматривать за детьми.
В последние годы это стало уже более традицией, нежели фестивалем. Неудивительно, что у фестиваля есть более понятное название — Фестиваль доминирования женщин или Фестиваль матриархата.
Яков Вилимович Брюс — сподвижник Петра I, потомок шотландских королей, глубоко образованный человек, политик, военачальник. Используя свои широкие познания, ученый составил календарь, который был назван «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский».
Календарь был издан 8 января 1709 года в Москве под непосредственным руководством Брюса, являющегося заведующим Московской гражданской типографией.
Календарь содержал сведения о времени восхода и захода Солнца в Москве, включал даты церковных праздников, святцы, справочник географических сведений, данных по астрологии, а также информацию о положении планет и луны. Был напечатан на шести листах крупного формата. Последующие издания были дополнены и другой полезной информацией.
Справочник — календарь пользовался большой популярностью, особенно у земледельцев. Он был назван «Брюсовым календарем» в честь автора и издавался плоть до 1869 года.
Первые серьезные доработки календаря начались в царствование Елизаветы Петровны. Тогда в нем появились справочно-географические разделы и частные предсказания, позволявшие прогнозировать судьбу конкретного человека. А издаваться он стал в виде книги.
Популярность Брюсова календаря в России была огромна. С его помощью узнавали сроки посадки и виды на урожай, предсказывали погоду и стихийные действия, победы в войнах и состояние российской экономики. Наибольший интерес вызывали предсказания, дававшие возможность заглянуть в будущее конкретного человека по дате его рождения. В основу
таких предсказаний были положены астрологические описания солярных типов характера, выводившиеся при помощи специальных расчетных таблиц, учитывавших 28-летний цикл положений Солнца и пяти планет, а также 19-летний цикл положений Луны. Подобные циклы используют при прогнозах и многие современные астрологи.