Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум вып.011007


*

К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии на одну книгу, один фильм, один музыкальный CD
от группы профессиональных читателей/зрителей/слушателей.
Честно, эмоционально, лаконично.]

выпуск 011007

1 книга
Ричард Бротиган
"Следствие сомбреро"
1 CD
Queens Of The Stone Age
"Era Vulgaris"
2007
1 кино
"Два в одном"
Реж.Кира Муратова

1 книга

Ричард Бротиган
"Следствие сомбреро
(японский роман)"
Пер. с англ. Анастасии Грызуновой
СПб., «Азбука-классика», 2006

«От знаменитого американского юмориста уходит его подруга-японка. Пытаясь заглушить боль утраты, он начинает новый роман – о холодном, как лед, сомбреро, ни с того ни с сего падающем с неба на главную улицу маленького городка. Не в силах сосредоточиться, писатель рвет машинопись в клочья и бросает в корзину для бумаг – где помимо его воли обстановка вокруг сомбреро накаляется, взрываясь широкомасштабным кровопролитием». (из аннотации)
Роман был написан в 1976 году и принадлежит уже «позднему периоду» творчества знаменитого американского писателя, настолько оригинального, что критики для обозначения жанра, в котором он писал, не смогли придумать ничего, кроме «бротиганы». Слава писателя к этому времени уже прошла пик, Бротиган вышел из моды и подвергался резкой критике. Так было в истории. Но вот мне, почитателю его таланта на протяжении последних лет трех, лично не понять, как можно считать, что у него есть слабые или сильные произведения. По мне так все у него просто блестяще. Сам даже удивляюсь, как можно так долго любить, в принципе, довольно однообразного (своей литературной роскошью:0) писателя.
«Следствие сомбреро» – не исключение. Динамичный, лаконичный, ироничный, острый, с замечательными образами и довольно пронзительный по накалу страстей «бротиган».
Кажущийся абсурд происходящего в маленьком американском городе, где местные жители из-за ледяного сомбреро устроили бойню – сначала бились друг с другом, а потом с полицией и армией, – может прочитываться как развернутая, начинающая жить по своим собственным законам метафора боли от любви, когда героя неожиданно, непостижимым для него образом бросает его возлюбленная… Впрочем, и боль когда-нибудь заканчивается…

Алексей

1 CD

Queens Of The Stone Age
"Era Vulgaris"
2007

Для непосвященных (хотя, мне кажется, таких уже не должно остаться;0) сообщаю, что это QOTSA – американская группа, с конца 90-х играющая… так бы и сказал, классический hard’n’heavy (a la Led Zeppelin, Black Sabbath), если бы выдохшиеся, нафталиненные ветераны и бездарные эпигоны не испохабили этот жанр. Сказал бы по-другому, что, типа, это суровая мужская гитарная рок-музыка с четкими риффами, жестким ритмом, психоделическими запилами, гипнотическим вокалом, но это тоже мало что прояснит. Про кого угодно можно так написать. Ну, не совсем про всех, но, в общем, вы меня поняли.
Чем хороши QOTSA, так это любовью к тому, чем занимаются. Для меня критерий определения кровного интереса художника к занятиям искусством – это постоянный поиск. В разумных пределах, конечно, – в данном случае, в пределах жанра, в котором вроде сказано уже все, а вот находят люди способ высказаться оригинально, живо, свежо. В каждой композиции столько всяких находок, что ни на секунду не расслабиться – сюрпризы и подарки на каждом шагу.
С самого начала увлечения рок-музыкой ненавижу группы, которые играют лирические баллады, если их больше, чем 1-2 на альбом. «Лирические медляки» в большом количестве – абсолютный критерий деградации группы. У QOTSA, хотя их вполне уже можно назвать ветеранами, на новом альбоме таковых именно столько, сколько нужно, чтобы чуть успокоить разбушевавшиеся стихии, чтобы потом вжарить по новой.
И с чувством меры у мужчин все в порядке – альбом ни в коей мере нельзя назвать длинным, а тем более затянутым, чем так грешат неспособные отделить зерна от плевел.
Объективности ради стоит признаться, что прошлый альбом группы плохо отложился в памяти. По-моему, немного разочаровал. Но как-то здесь совсем не к месту вспоминать о неудачах.
Let’s rock!

Алёшенька

1 кино

"Два в одном"
Реж. Кира Муратова
В ролях: Богдан Ступка, Рената Литвинова, Александр Баширов и др.
Россия-Украина, 2007

Фильм состоит из двух новелл, связанных между собой только общими персонажами, которые из микроэпизодических в первой становятся главными героями во второй. Больше никакой связи нет. (Если не считать, конечно, того, что снято все одним режиссером, который(ая) на самом деле может быть совершенно разным(ой).)
Поэтому когда о фильме начинают рассказывать, что речь в нем идет о расследовании загадочного самоубийства, то это полная чушь – попытка тупым банальным завлекаловом заманить в кинотеатры скучающую публику. Если та и поддастся, то будет, кстати, весьма разочарована (сам наблюдал). По-моему, надо раскручивать фильм не через его сюжет (сюжеты у Муратовой – дело второстепенное), а через, так сказать, бренд Великого Режиссера, любой фильм которого обязательно надо смотреть.
Как и название, так и отношение к фильму: два в одном. Насколько хороша первая новелла - просто кинофеерия, настолько плоха (слаба) вторая – безделушка, которую повертеть в руках и выбросить. Возможно, кто-то решит, что первая новелла – "мужская", а вторая - "Женская". Спорить не буду: почитатели таланта Литвиновой смогут любоваться ею во второй новелле в течение часа. Для меня это слишком долго.
Первая новелла действительно начинается с повесившегося на сцене актера. В течение всей первой части его труп лежит на сцене. Этот образ настолько многогранен, что натолковать по его поводу можно целую статью. Например, зритель в этой новелле наблюдает, что Искусство умерло и как к этому относятся те, кто им занимается или к нему причастен. Тем не менее, самое главное в новелле - кинорежиссура. Настоящий праздник для киномана! Стремительное действие, потрясающая операторская работа, ракурсы, калейдоскоп образов, сценография, мизансцены, типажи, реплики - все это крутится, переливается друг в друга, ни на секунду не снижая накала страстей!
Бывает, что смотришь кино хорошего режиссера и отмечаешь, что вот он как тут удачно придумал, и тут вот у него находка. Но именно что отмечаешь - на фоне. А у Киры Муратовой этого фона нет - одно сплошное Кино! Точнее, у Киры Муратовой в первой новелле. Тут чего дальше рассказывать - смотреть надо!
Во второй части с этим значительно труднее. Главных персонажей всего трое - старый ловелас (Богдан Ступка - никогда не был поклонником его таланта, после этого фильма точно не изменю своего отношения), его дочь (Наталья Бузько), которую он пытается соблазнить, и ее подруга (Р.Литвинова). Последняя приводится к отцу на Новый год в качестве подарка. Но так как подарки они там все, то действие строится на гипертрофированно-гротесковых психологических коллизиях, типа, кто кому подложит очередную свинью. Все это через пересказ выглядит вроде даже как ничего, если бы не было так скучно и затянуто. Дали актерам самовыразиться - не более того. Кто любит данных актеров, останется доволен. Кто не любит - сам виноват - зачем пошел на кино с нелюбимыми актерами? Ответ: Так ведь думал, что Великий Режиссер раскроет их как-то по-другому.

Сынок

Здесь можно ознакомиться с журналом, для которого пишут авторы рассылки.


В избранное