Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум


*К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]

выпуск 14.03.08

1 книга
Захар Прилепин
«Грех»
6 фильмов
«10 000 лет до н.э.»
«Точка обстрела»
«Как жениться и остаться холостым»
«12»
«Измена»
«Шары ярости»
1 CD
Thurston Moore
«Trees Outside The Academy»
+BONUS от Валерия: 1 книга
Ниффенеггер, Одри
«Жена путешественника во времени»

Людям без дома можно помочь...
Межрегиональная Сеть "За преодоление социальной исключенности"

 1 книга

Захар Прилепин
«Грех»
роман в рассказах
М.: «Вагриус», 2008

«…открытие в прозе последних лет. Его романы «Патологии» и «Санькя» стали финалистами престижных литературных премий – «Национального бестселлера» и «Русского Буккера». В романе «Грех» – молодой человек, талантливый, яркий, умеющий и любить и ненавидеть до самого конца. Ни работа могильщика, ни должность вышибалы, ни Чечня не превращают его в скептика, «подпольного персонажа». Эта книга «вызывает желание жить – не прозябать, а жить на полную катушку»…» (из аннотации)
Цитата внутри аннотации взята из написанного Дмитрием Быковым вступления к роману, так что, забегая вперед, насчет «желания жить» «по Прилепину» все вопросы к Быкову.
До этой книги я читал несколько рассказов Прилепина, но не смог по результатам прочтения разделить восторга многих критиков – мне рассказы показались никакими. Романов Прилепина я, к сожалению, не читал, а начинать знакомство с его творчеством надо все-таки именно с них – по всей видимости, цельных произведений. «Грех», на мой взгляд, это не пойми что.
Что угодно можно назвать «романом в рассказах», «фрагментами», «мозаикой», и т.п. – типа, пусть читатель сам доставит отсутствующие детали. Увольте! Не надо подсовывать полуфабрикат под видом готового продукта. Да, есть литература, специально построенная на таком приеме, предлагающая читателю своеобразную игру, но не надо спекулировать на этом. Грех это.
Никакой «романной» цельности в книге «Грех» нет, разве что все рассказы про себя любимого. Почему рассказы объединены под этим названием, не понятно (понятно – книгу с таким названием легче продавать?). Есть рассказ «Грех», но смысл такого названия оказался мне не ясен. Герой рассказа – подросток, который переживает сексуальные чувства к жене своего брата, но боится или стесняется наличия таких чувств – и в чем тут грех? В том, что внутри себя «возжелал жену брата своего»? Пусть. Однако если он такой праведник, то почему эта линия не получила дальнейшего продолжения в других рассказах?.. В общем, читал и недоумевал – все это вот тоже грех?..
Не знаю, писались ли Прилепиным эти рассказы скопом, имелся ли некий единый изначальный замысел, но некоторые рассказы, насколько я знаю, были опубликованы несколько лет назад, и тогда не говорилось, что это часть будущего романа. На самом деле, такое ощущение, что предприимчивые издатели решили на волне популярности автора, пока имя на слуху, выпустить поскорее еще одну его книгу – поэтому давайте соберем, что есть (А вот еще стихи есть. Хорошо, давайте и стихи – это подчеркнет разносторонность и глубину автора. Может, тогда и назовем «роман в рассказах и стихах»? Нет, не будем. А почему? А вот так!), и издадим для жаждущих.
Ощущение основывается не только на знании распространенной – греховной, извините, – тактике издательств, но и на качестве рассказов – они разные. Не в том дело, что сильные или слабые, а разные по стилю, как будто Прилепин пробует себя в разных манерах. Есть что-то и общее – рубленый стиль, жесткость, даже брутальность, то есть такая «мужская проза» (про грубых, пьющих, матерящихся, дерущихся), а еще, конечно, всю книгу объединяют, начинающие где-то с третьего рассказа вызывать стойкое отвращение, самовлюбленность автора, типа «посмотрите, какой я крутой» (одна задняя обложка чего стоит – жаль, вам не видно), и его гонор, типа «а вот попробуй-ка сказать что-нибудь против меня». Жизненные принципы героя-автора такие – не давать спуску, все время находиться в боевой стойке, мир делится на «своих» и «чужих», для «своих» все. Нравится? Добро пожаловать. Впрочем, не во всех рассказах и, тем более, стихотворениях он такой.
К художественным достоинствам сборника я бы отнес «туманную мораль» нескольких рассказов – нет прямого авторского послания «о чем» (что вступает в некий диссонанс с вышеуказанными самовлюбленностью и гонором). В таких рассказах есть несколько сюжетных линий, за каждой из которых свое настроение, но ни одно из них не является основным, а весь рассказ – перемешивание этих настроений, из которого в конце получается «что-то», над чем можно поразмышлять, с чем можно пожить. Правда, иногда это «что-то» оказывается слишком размытым.
Вывод: не стоило начинать знакомиться с творчеством Прилепина по этой книге.

6 фильмов

«10 000 лет до н.э.»
Режиссер Роланд Эммерих

«Точка обстрела»
Режиссёр: Пит Трэвис
В ролях: Деннис Куэйд, Мэттью Фокс, Сигурни Уивер, Уильям Херт, Форест Уайтекер

«Как жениться и остаться холостым»
французская комедия

«12»
Режиссер Никита Михалков

«Измена»
шпионский триллер
В главной роли Райан Филипп

«Шары ярости»
Типа, пародийная комедия

Про кино в этом выпуске либо хорошо либо ничего...

1 CD

Thurston Moore
«Trees Outside The Academy»
(2007)

Thurston Moore – один из лидеров, не побоюсь отпугнуть этим затасканным словом, культовой американской группы Sonic Youth – классиков стиля noise, то есть когда гитары и прочие примкнувшие к ним инструменты шумят, свистят, ревут, скрежещут, но так как между этими шумовыми волнами звучит спокойная (ну и не спокойная тоже), мелодичная и, я бы даже сказал, интеллигентная музыка (весьма сложная по структуре, тонкая по нюансам и увлекающаяся импровизациями и психоделией), то все это складывается в неповторимее звучание. И назвал бы все это авангардом, но язык не повернется, так как авангард для меня – это все-таки больше для ума. А вот Sonic Youth – явно для сердца. Группа, которая умеет создавать свою атмосферу, в которой просто приятно находиться. Я забыл еще про вокальную составляющую, которая голосами Мура и Ким Гордон, еще одного лидера группы, больше ориентирована на лирическую составляющую, чем на noise.
В общем, Sonic Youth – музыка на любителя, понятно. Но свойство такой музыки, что уж если влюбишься, то разлюбить очень трудно. Я влюбился, когда познакомился с их музыкой в середине 80-х.
Что происходит с группой сейчас, не слежу. Прошлым летом они приезжали в Петербург на гастроли, но я не сумел попасть. Последний альбом группы выходил несколько лет назад, и я тогда удивился, что она еще существует. Но приятно удивился, так как альбом был хоть и обычный для их творчества, но – как в последние годы у группы все – очень профессиональный, мудрый какой-то. Ну да, печальный, грустный – так ведь… Ладно, главное, что красивый.
Выпускали участники Sonic Youth и сольные альбомы. У Thurston Moore самый известный – «Psychic Hearts», который вышел в 1995 году. Как-то особо отметить его сольное творчество трудно – Sonic Youth играли очень свободную музыку, поэтому вполне могли выпустить и сами такой альбом. То же самое и с «Trees Outside The Academy», разве что без вокала Ким Гордон и с эпизодическим участием нового инструмента – скрипки (по поводу которой хмыкну – никогда не нравилось ее звучание). В сольном альбоме 2007 года все как бы очень знакомо, но впечатления, по аналогии, из того разряда, когда встречаешься со старым хорошим другом, с которым не виделся несколько лет, и рад, что он все такой же. Что-то рассказывает тебе новое, обсуждаете актуальные на сегодняшний день темы и без всякой ностальгии, а ощущения те же.
У Мура были еще и малотиражные чисто шумовые (в буквальном смысле) проекты – чаще всего совместные. Но слушать это практически невозможно.

BONUS от Валерия: 1 книга

Ниффенеггер, Одри
«Жена путешественника во времени»
Эксмо, Серия «Мона Лиза», 2006

Одри Ниффенеггер американская писательница. Этот роман дебютный и написан в 2003 году.
Вот что написано на обложке книги: «Три года в списке мировых бестселлеров. Продано более 3 000 000 экземпляров!»
Прочитав роман, я этому поверил.
В аннотации есть еще более сильный рекламный ход: права на экранизацию этого романа куплены Брэдом Питтом. Кому небезразличен этот актер, прочитав роман, скажет, что роль главного героя Генри необыкновенно подходит для Питта.
Сюжет романа фантастичен. (Сам я не люблю фантастику, но в данном случае советую прочитать роман всем тем, кто не любит фантастику.) В результате генетических нарушений Генри обладает способностью перемещаться во времени. Как в будущее, так и в прошлое. В прошлое значительно чаще. Этот процесс он сам контролировать не может. Но, как правило, это случается в те мгновения, когда он испытывает сильные переживания. Даже просмотр фильма с его быстрыми чередованиями сцен может вызвать исчезновение. Исчезает все, что является плотью Генри. Все, что на нем надето, и даже зубная пломба остаются в настоящем. Он не знает, куда и в какое время переместится. Возвращается он туда, откуда исчез. Поэтому он не летает в самолетах и не управляет автомобилем. Вместо него остается только груда одежды. В новом месте Генри появляется абсолютно голым. Такое обстоятельство создаёт массу проблем. Надо искать одежду и обувь, кроме того это может произойти в середине зимы или в людном месте. Сразу же подключается полиция, начинаются избиения: И много других чисто бытовых и социальных неудобств.
В результате этих перемещений Генри знакомится с шестилетней девочкой Клэр. Ему в это время 36 лет. Завязываются отношения, которые перерастают в большую любовь. Он посещает её в разное время в течение 12 лет. В настоящем времени они знакомятся, когда Клэр исполняется 20 лет, а Генри в это время 28, т.е. он ее еще не знает, а она знает о нем достаточно много.
С этого момента и начинается их полная трагических случайностей любовь.
Повествование разбито на эпизоды, каждому из которых предпослана поясняющая надпись: когда это случилась и сколько лет героям. Дело в том, что девочке Клэр Генри является не в хронологической последовательности своего возраста, а как придётся. Первый раз – это 36 летний мужчина, уже знающий, что в будущем он на этой девочке женится. В следующие разы – ему и 43, и 38 и т.п. В этом и проявилось мастерство автора. А именно, перемешав временнЫе отрезки, она выстроила очень чёткий и логически оправданный сюжет.
Главная беда Клэр была в том, что внезапные исчезновения Генри после их знакомства не гарантировались обязательным возвращением. Путешествуя во времени, Генри встречается сам с собой. Иногда это были встречи ровесников.
Долгое время у героев романа не получалось родить ребенка. Эмбриону передавалась генетическая особенность отца: эмбрион исчезал, а потом возвращался и отторгался чревом матери как инородное тело.
Существуя в этом аду, Клэр не сошла с ума. Самое интересное, что Генри являлся ей молодым и после своей смерти и тогда, когда жене было уже за 80 лет. Только любовь помогла ей справиться с этим разрушающим личность ураганом. Надо отдать должное Генри: он так и не рассказал ей, какой у кого из них будет жизненный финал.
Автор очень глубоко и всесторонне продумала все плюсы и минусы путешествия во времени и показала этот процесс с очень неожиданных сторон, построив на нем реалистичный роман о любви двух незаурядных людей.
Книга будет интересна и любителям женских романов, и любителям фантастики, и любителям интеллектуального чтения.

Валерий
30.04.07.
http://subscribe.ru/archive/lit.book.news.retzenzya/

Алексей Варсопко
«КУДА ИДТИ? или ТРЕТИЙ РУССКИЙ ВОПРОС»
арт-движения по городу
персональная выставка в галерее «Борей» (Санкт-Петербург)
11-22 марта 2008 года


В избранное