Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.15.06.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 15.06.08

1 книга
Исихара Синтаро
«Соль жизни»
1 фильм
«Ты живущий»
реж. Рой Андрессон
1 фильм
«Явление»
реж. М.Шьямалан

 1 книга

Исихара Синтаро
«Соль жизни»

Авторский сборник
М., Гиперион, 2005

От издателя: «Исихара Синтаро – человек не совсем обычной судьбы. Он родился в 1932 году в г.Кобэ, сделал себе имя как писатель, получив престижную премию Акутагава за повесть «Время солнца» (1955). Но потом занялся политикой и преуспел, став в 1968 г. депутатом Верхней палаты парламента от правящей партии. Сейчас он является мэром Токио.
«Соль жизни» – нетипичное для традиционной японской литературы произведение. Главным героем книги является не столько «человек переживающий», сколько «человек действующий» – он плавает на яхтах, пересекает океан, занимается подводной охотой, мчится на бешеной скорости в автомобиле... Традиционная японская литература предпочитает героя менее мобильного, у него движется не тело, а душа. Это литература чрезвычайно тонкая, но все-таки иногда хочется открыть форточку и сделать вдох, чтобы легкие наполнились воздухом и ветром из какого-то другого измерения.
Для многих людей чтение – это своеобразный отпуск и приключение. Раскрыв эту книгу, такой читатель получит то, что он хочет получить».

Хорошо, что я не читал эту аннотацию до того, как книга меня заинтересовала, а то бы точно книга прошла мимо меня. Почему если автор японец, то обязательно должен писать в русле «традиционной японской литературы»?!
Все, не буду  больше анализировать текст от издателя, хотя руки чешутся продемонстрировать свое остроумие по поводу его противоречий. (Попытался сейчас буквально представить, как это – «чешутся руки продемонстрировать свое остроумие».)

Лично мне захотелось почитать «Соль жизни» после одного восторженного отзыва в Интернете. Как-то зацепило вот, но сейчас уже, к сожалению, не помню почему.

Сборник состоит из небольших по объему наблюдений, рассказов, эссе по поводу конкретных событий, случаев в жизни писателя, вызвавших – что объединяет всю книгу – сильные и острые ощущения, переживания.
Какие-то мистические случаи – таких мало, больше пугающей реальности – смерти, болезни близких; того, что сегодня называется экстримом, связанным с тем, что сегодня называется дайвингом, яхтингом, свиммингом, рыбалкингом; и пр. Действия много, размышления только как результат пережитого и увиденного.

Литературный стиль не только не связан с «японской традицией», но и не обладает никакой японской или азиатской особенностью – типично западная литература. Нравы, да, нет-нет да и проскакивают местные. И, конечно, много морской специфики.

Чтение легкое, но не всегда равнозначное: некоторые рассказы не затягивают и скользишь по поверхности. Благо, следующий рассказ практически рядом.

Посоветую почитать тем, кто любит экзотику теплых морей; пугается, думая об обитателях подводных пещер; с ужасом представляет, что будет если во время шторма упасть за борт; кто хочет представить, что можно почувствовать, сломав позвоночник; кто разделяет мысль, что в жизни надо все попробовать; и тем, кто не знает, как относиться к тому, что не видно, но что чувствуешь…

Заголовок, вроде бы, излишне пафосный – жизнь все-таки помногообразнее будет и трудно сказать, что в ней есть не главного. Какую картину не рисуй, а всегда будет казаться, что не все главное отразил. Всегда будет недостаточно. Тем не менее выражение «соль жизни» есть. Впрочем, не стоит сильно придираться, особенно если представить, что есть еще «сахар жизни», «сливки жизни», «оболочка жизни».

1 фильм

«Ты, живущий»
Режиссер Рой Андерссон

Швеция+куча европейских стран, 2007

Из аннотации: «…фильм о человеке, о его величии и его нищете, его радости и печали, его уверенности в себе и страхе. О человеке, над которым нам хочется смеяться и одновременно плакать. Это просто трагическая комедия или комическая трагедия о нас».

Рой Андерссон – шведский режиссер, снимающий в жанре «Большое Искусство». Впрочем, про все его фильмы (их всего четыре) не скажу, предыдущий фильм «Песни со второго этажа» не оставил ярких впечатлений (пришлось даже немного порыться в памяти, чтобы вспомнить, что я его вообще смотрел), однако «Ты, живущий» – шедевр! Тем, кто интересуется глубоким, серьезным, очень художественным кино, пропустить нельзя. Смотреть обязательно.

Фильм – такая восхитительная мозаика из небольших мизансцен, практически микросценок, чуть ли не статичных образов, объединенных сквозными персонажами, никто из которых не является главным. Практически, это как игра оркестра (музыка имеет важное значение в фильме – в т.ч. некоторые персонажи занимаются ею), где у каждого персонажа или группы свой как бы инструмент, своя партия, своя мелодия, которые сливаются, пересекаются, констрастируют… Надо смотреть.

Большое достоинство картины, конечно, что много юмора, в т.ч. абсурдного, иронии, социальной сатиры. И в этом такая мудрость, если задуматься о том, что хотел своим фильмом сказать автор!

Немного есть мастеров, умеющих создавать из кино Большое Искусство, а не просто рассказывать истории путем снятия их на пленку. Из тех, кто сейчас на памяти, – Отар Иоселиани с «Фаворитами Луны» и Уэс Андерсон (не родственник) с «Поездом на Дарджилинг». «Ты, живущий» в этом ряду.

Слабая сторона, однако, такого искусства в том, что развитие такой бессюжетной картины, как прекрасная мелодия, может быть бесконечным, поэтому на определенном этапе появляется ощущения движения в никуда. Да, здорово, сильно, классно. Да, восхищаешься Талантом – каким-то невозможным в совершенстве мастерством режиссера, но, в принципе, понимаешь, что в любой момент это можно закончить, и от этого впечатление не изменится. То есть все равно нужен какой-то Сюжетный Ход. Некая четко проговоренная мысль.
В «Ты, живущий» такая мысль есть. И она, звучащая в финале, поданная не лозунгом, а очень тактично, и превращают фильм в шедевр.

О том, в чем будет Послание Андерссона, я узнал из развернутой аннотации, прочитанной мной в фойе кинотеатра (а не той, которая выше, с которой, кстати, полностью согласен, хотя она слишком общая). Вкратце и я поделюсь с вами: режиссер очень критично относится к современному западному обществу за его социальную беспечность и предупреждает…

Тем, кто решит посмотреть этот фильм, думаю, поможет и тот факт, что любимыми своими режиссерами Андерссон называет Феллини и Бунюэля.

1 фильм

«Явление»
Режиссер М. Найт Шьямалан

В ролях: Марк Уолберг, Зуи Дешанель, Джон Легуизамо
Индия, США, 2008

Не могу сказать, почему я решил пойти на этот фильм, хотя из того, что снял Шьямалан, мне только нравятся испорченные финалом «Знаки», немного «Таинственный лес» и чем-то «Шестое чувство». Не знаю также, почему вот по поводу его предыдущего фильма «Девушка из воды» такого желания вообще не возникло. (Фильм провалился в прокате и, похоже, никому не понравился.) В общем, какая-то мистика.
О чем Шьямалан и любит снимать.

«Явление» – крепкое, качественное жанровое кино – фантастический триллер. С приличной актерской игрой: я лично слежу за творчеством Марка Уолберга, много у него в последнее время никаких ролей, но здесь не подкачал, хотя с дубляжом ему, по-моему, не повезло.
К приятному удивлению, много смешных моментов.

Пересказывать сюжет не буду, даже в общих чертах, так как это было бы просто плохим тоном, проявлением неуважения к тем, кто еще не смотрел и хочет сам поразгадывать загадки.
Отмечу только, что одной из главных тем «Явления» является экологическая безопасность, что для продвинутой аудитории явно дополнительное положительное качество, и что безусловным достоинством фильма является отсутствие визуально представленной причины бед, обрушившихся на человечество. Впрочем, этого, наверно, не стоило говорить.

Есть у фильма какие-то недоработки сценария и неувязки по идее, но обсуждать их – раскрывать сюжет.

Лучше вот о чем расскажу. После фильма, который я смотрел утром в субботу в кинотеатре ТРЦ «Родео-Драйв» (Санкт-Петербург), выхожу, значит, на улицу. Напротив выхода стоит большой автобус. Темно-синий. Цвет не важен, но если был темно-синий, то с этим как-то надо смириться. Из автобуса выходит мужчина, на которого я посмотрел и подумал, как же он на кого-то похож! Точно, на Тимощука! Проследил за ним – он пошел к скамейке, на которой сидели Денисов и Радимов!!! Смотрю на большой темно-синий автобус – написано «Зенит»!
Явление!

Инсульт-памятка для каждого: человека можно спасти и снизить негативные последствия, если оказать срочную помощь в первые часы после удара [подробно]

«у меня такой же» [арт]

хабаровские бездомные захватили остров... [текст и фото]


В избранное