Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.02.08.08: Бэтт Дэвис


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
специальный выпуск 02.08.08
Бэтт Дэвис

6 фильмов
«Все о Еве»
«Оканемевший лес»
«Маленькие лисички»
«Верная подруга»
«Звезда»
«Победить темноту»

 6 фильмов

В выпуске использована информация Интернет-магазина OZON.ru

Один из критериев, по которым я пытаюсь определить, стоит смотреть кино или нет, это участие в нем любимых актеров и актрис. Обоснование критерия такое: а) своей замечательной игрой, харизмой, обаянием и т.п. актер способен украсить даже слабый фильм, то есть время в любом случае не будет потеряно зря; б) хорошие, серьезные роли, хочется верить, предполагают серьезное отношение актера к своей профессии, своему амплуа, репутации и пр. – то есть любому фильму, в котором он участвует, должно соответствовать высокое качество.
Критерий, к сожалению, далеко не универсальный – сколько раз приходилось наблюдать, как замечательное исполнение одних ролей у актеров, которым выдаешь кредит доверия, соседствует с невыразительной, слабой игрой в других.
Бэтт Дэвис, американская киноактриса, снимавшаяся в 30-50-х, – кажется, один из идеальных вариантов. Практически во всех фильмах, в которых я ее видел (они представлены ниже), она, не побоюсь этого слова, блистает. Конечно, следует учитывать, что я посмотрел всего шесть из почти 80(!), в которых она снялась.
Дополнительным аргументом в пользу таланта Бэтт Дэвис я считаю тот факт, что увлечение ее талантом проверено временем: фильмы с ее участием я смотрю с перерывами в течение последних нескольких лет.

Ниже информация о фильмах, сюжетах и небольшие мои комментарии к каждому.

«Все о Еве»
All About Eve
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич
В ролях: Бетт Дэвис, Энн Бакстер ("Десять заповедей"), Джордж Сандерс ("Король и вор"), Мэрилин Монро
1950 г., США

Из аннотации: Стареющая звезда Бродвея Марго Ченнинг (Бэтт Дэвис) имела все: успех, друзей, молодого любовника. Скромная и трудолюбивая Ева становится ее помощницей, выполняющей все желания хозяйки. Быстрее всех понимает, что Евой движет желание стать "новой Марго Ченнинг", циничный театральный критик Эддисон Де Витт. Пресыщенный жизнью и презирающий окружающую его благопристойность, он решает помочь молодой карьеристке. Она становится его благодарной ученицей и упорно, не гнушаясь ничем, идет к вершинам славы, предавая окружающих ее людей…
6 премий "Оскар" – Лучший режиссер, актер 2-го плана, сценарий.
8 номинаций – Лучшая актриса, операторская работа, актриса 2-го плана.
МКФ в Каннах – Спецпремия жюри за режиссуру, премия лучшей актрисе.
Премия Британской киноакадемии – лучший иностранный фильм года.
Премия "Золотой Глобус" – Лучший сценарий.
3 премии нью-йоркских критиков – Лучшие фильм, режиссер, актриса.
Премия "Оскар" за лучший фильм 1951 г.
Черная комедия по роману Мэри Орр "Мудрость Евы".
Послевоенный американский кинематограф открывал для себя обаяние разочарованности, и что настоящих героев уже не может быть. Фильм-нуар, полный скептически настроенных персонажей и судьбы, непременно роковой, создал моду на все оттенки темного и цинизм, который вдруг оказался интересным. Пятидесятые начались с шести "Оскаров" фильму "Все о Еве". Блистательному, безжалостному аттракциону имморализма, к финалу достигавшего идеального равновесия между двумя великолепными стервами, бешеными суками, которые на целое десятилетие становятся знаковыми фигурами кинематографа. Ну и прилегающие к ним антрепренеры, репортеры, критики, продюсеры, весь этот по недоразумению мужской пол, создающий выгодный бэкграунд для героинь фильма.
В один из эпизодов заглядывает Мэрилин Монро с капризным недоумением начинающей старлетки: "Ну почему все они выглядят, как несчастные кролики?"

А.В.: хрестоматийное кино – смотреть обязательно, хотя бы ради информации.
 
«Окаменевший лес»
The Petrified Forest
Режиссер: Арчи Майо
В ролях: Лесли Ховард ("Унесенные ветром"), Бетт Дэвис, Хамфри Богарт, Джо Сойер ("Гилда")
1936 г., США

Из аннотации: Элан Скуайр – писатель-идеалист, уставший от грубой жестокости жизни, без цента в кармане идет по шоссе в пустыне Аризоны. Остановившись в ресторане на старой бензоколонке ворчливого Джейсона Мэйпла, Элан знакомится и влюбляется в Габриэллу, дочь Мэйпла. Девушка мечтает учиться в Париже. Когда на бензозаправку подъезжают супруги Чизхолм, Габриэлла уговаривает их взять Элана с собой в Калифорнию. Но им не удалось далеко уехать: безжалостный гангстер Дьюк Мэнти и его сообщники, совершившие убийства в Оклахоме, берут всех в заложники. Писатель называет гангстера "последним великим апостолом грубого индивидуализма" и заключает с ним договор, – просит, чтобы тот застрелил его перед отъездом... 
Экранизация популярнейшей пьесы Роберта Э. Шервуда осуществлена с величайшей тщательностью режиссером Арчи Майо и первоклассно сыграна замечательными актерами.
Этот фильм стал началом восхождения Хамфри Богарта к звездной славе. Если бы Лесли Хауард не настоял, чтобы Богарт сыграл Дьюка Мэнти, возможно тому никогда бы так и не повезло. Хауард будто рожден был для роли Элана, любовника-фаталиста и заблудившегося идеалиста. А Менти в интерпретации Богарта очень похож на известного гангстера 30-х годов Диллинджера. Эта роль на многие годы определила амплуа актера. Она была для Богарта проклятием до 1941 года, когда за один год он сыграл симпатичного гангстера в "Горах высокой сьерры" и роль Сэма Спэйда в "Мальтийском соколе".
Бетт Дэвис также превосходно сыграла роль девушки, жаждущей вырваться в цивилизованный мир из пустыни и символического окаменевшего леса. Успех в этой картине позволил ей в будущем получить более важные роли.

А.В.: камерное кино – все действие происходит практически в одном помещении, отсюда все достоинства и недостатки «театральности».

«Маленькие лисички»
The Little Foxes
Режиссер: Уильям Уайлер
В ролях: Бетт Дэвис, Херберт Маршалл ("Иностранный корреспондент"), Тереза Райт ("Мужчины") и Ричард Карлсон ("Копи царя Соломона")
1941 г., США

Из аннотации: Алчность и жадность – вот два порока ведущие героиню этой картины к намеченной цели. Она как тот лисенок из библейской притчи не могущий достать виноград и перегрызающий корни растения ради своей цели. Регина (Бетт Дэвис) и её беспринципные братья решают купить себе прибыльный бизнес – хлопковую фабрику. Для этого нужны немалые деньги, которых у них нет, но есть у мужа Регины. На просьбу участия в этом сомнительном деле супруг героини отвечает отказом. Чтобы добиться своего, Регина решается на хладнокровное убийство мужа, отказав ему в сердечном лекарстве, без которого он умирает. Теперь она вдова и наследница всего его капитала, но благополучие, достигнутое таким способом, навряд ли принесет ей счастье...
Этот фильм одна из лучших картин великого американского режиссера Уильяма Уайлера, выдвигавшийся на "Оскар" в девяти номинациях. Бетт Дэвис сыграла в этом фильме главную роль, одну из самых ярких ролей в своей кинокарьере. Актрису не случайно называли "Первой леди американского экрана". Она наделяла своих героинь удивительным чувством величавости, посвятив своё творчество исследованию глубин и противоречий женского характера. Бетт Дэвис, в отличие от большинства других актрис, не боялась предстать перед зрителем некрасивой, а иногда и отвратительной. Критика писала, что её исполнение и артистичность были настолько совершенны, что она сразу стала одним из чудес Голливуда.

А.В.: очень (убедительно)пафосная социальная драма о «диких» отношениях между, казалось бы, близкими людьми. С «удивительным чувством величавости» полностью согласен. От Бэтт Дэвис, когда она появляется на экране, мурашки по коже бегут.
Обратите также внимание на режиссера, снявшего тучу картин, некоторые из которых шли в нашем прокате.
По-моему, первый фильм, в котором я увидел эту актрису. Считаю, что мне сильно повезло.

«Верная подруга»
Old Acquaintance
Режиссер: Винсент Шерман
В роляХ: Бетт Дэвис, Мириам Хопкинс ("Сестра Кэрри"), Гиг Янг ("Налей еще"), Джон Лодер ("Саботаж")
1943 г., США

Из аннотации: 22 мая 1924 года в родной город приезжает Кэйт Марлоу (Бетт Дэвис) – автор нашумевшего серьезного романа «Похороны моей души», чтобы дать лекцию на тему «Современная женщина». Писательница решает остановиться в доме своей лучшей подруги детства – Милли Дрэйк (Мириам Хопкинс), недавно вышедшей замуж за Престона – парня, который в детстве был влюблен в нее. Подруга признается Кэйт, что она тоже писательница и также написала роман о любви, который должен стать бестселлером, среди романтических книг для женщин. Ее мечты сбываются, книга Милли становится безумно популярной и к простой провинциалке приходит слава и успех. Спустя восемь лет Милли вместе с мужем и дочерью переезжает в Нью-Йорк, на премьеру пьесы по книге Кэйт. В вечер перед премьерой Престон признается Кэйт, что он любит ее и что его брак с зазнавшейся Милли тяготит его. Кэйт отказывается его слушать, хотя она понимает его и даже готова ответить взаимностью, но предать дружбу подруги детства она не в силах...
Один из самых лучших фильмов на тему любовных многоугольников, чести и верности принципам.

А.В.: о верности, высоких идеалах, самопожертвовании – в конце концов, о серьезном отношении к жизни, к близким, к тем, кто тебя окружает. В некоторых сценах Бэтт Дэвис играет так, что опасаешься, что сейчас ей реально плохо будет. А в целом, такое ощущение, что ты маленький человечек, а перед тобой Богиня… Нет, серьезно.

«Звезда»
The Star
Режиссер: Стюарт Хейслер
В ролях: Бетт Дэвис, Стерлинг Хейден ("Внезапный"), Натали Вуд
1952 г., США

Из аннотации: Актриса Маргарет Элиот (Бетт Дэвис) в прошлом яркая звезда Голливуда, получившая "Оскар" за лучшую роль много лет назад, вынуждена продавать с аукциона свои вещи, чтобы выжить. Ее агент не может найти для нее ни одной хотя бы самой маленькой роли. Женщина в отчаянии выпивает изрядную долю алкоголя и, прихватив с собой статуэтку "Оскара", садится за руль. В итоге попадает в полицейский участок. Проведя ночь в тюрьме, она отпущена на поруки некого Джима Йохансона – молодого хозяина верфи. Новоиспеченный опекун приглашает Маргарет к себе домой и предлагает ей отдохнуть несколько дней, успокоить нервы, подумать о будущем. Именно благодаря этому простому парню героине удастся обрести уверенность в будущем, найти в себе силы, чтобы понять, что ей нужно от жизни... 

А.В.: Сюжет показался немного скомканным, в чем-то излишне прямолинейным. В эпизодической роли девочки-подростка, дочери главной героини, снялась Натали Вуд.
 
«Победить темноту»
Dark Victory
Режиссер: Эдмунд Гулдинг
В ролях: Бетт Дэвис, Джеральдина Фицджеральд ("Грозовой перевал"), Хамфри Богарт
1939 г., США

Из аннотации: Молодая красавица Джудит Трэхерн находится в центре внимания окружающих. Благодаря наследству она позволяет себе вести праздный образ жизни. Ее любимые развлечения – танцевальные вечеринки и катание на племенных лошадях. В последнем она достигла определенного мастерства, но однажды во время показательных выступлений она неожиданно потеряла равновесие и упала с лошади. Доктор Фредерик Стил, осмотрев девушку, поставил ей страшный диагноз – опухоль мозга и только хирургическое вмешательство, может быть, спасет ее жизнь. После операции между Джудит и Фредериком начинается роман, но вскоре выясняется, что болезнь вернулась и на этот раз ничто уже не поможет...
Этой картине была уготована изначально огромная популярность благодаря душещипательному сценарию и эмоциональной игре актрисы Бетт Дэвис, которая мастерски справилась со своей ролью.
Три номинации на "Оскар" в 1940 году.
Бетт Дэвис за свою карьеру снялась в восьмидесяти фильмах. Актриса десять раз номинировалась на премию "Оскар" и выиграла ее два раза. Биографы Дэвис отстаивают точку зрения, что это она нарекла награду Американской киноакадемии "Оскаром", заметив ее сходство со своим первым мужем, которого действительно звали Оскар.

А.В.: одна из великолепных ролей, где Бэтт Дэвис виртуозно исполняет моментальную смену чувств и настроений своей героини. У Х.Богарта эпизодическая роль.

«Совершенно гениальные, непостижимые и неповторимые американские пропагандистские рисунки времен Второй мировой от иллюстрированных журналов "Collier's" и "Liberty" от 1942-43 годов. Художник - Артур Шик».

"Искусство - 2: зритель исправил ошибки художника"
(интерактив на мое "Искусство" на Фестивале экспериментального искусства в ЦВЗ "Манеж", 18-27 июля 2008)


В избранное