Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.04.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 25.04.09

1 книга
Леонид Рабичев
«Война все спишет»


На прошлой неделе выпуска рассылки не было.
В ближайших выпусках «Культурного минимума»:
Слава Сергеев «Места пребывания истинной интеллигенции»
Дэнни Кинг «Банда Мило»
+ кино

+ссылки: арт + социальное

1 книга
Леонид Рабичев
«Война все спишет»

М.: Авваллон, 2008
568 стр.

Из аннотации: «Спустя шестьдесят лет пишу то, что выплывает из памяти, не всегда и не обязательно последовательно, не все могу понять, ничего не могу оправдать, иногда догадки, иногда прозрения, вряд ли это объективная картина прошлого, это только то, что попадало в поле моего зрения, отдельные страницы довоенной жизни, фронта и тыла 31 армии, сражавшихся на Центральном, Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах, калейдоскоп нескольких аспектов послевоенной жизни: исповедь, счастье, позор, покаяние, мемуары, дневники, письма, детство, страна, искусство, прошлое, будущее и все в себя вбирающая мысль, что все впереди! Однако все не так просто. Вперед – назад...»

Эту книгу дал мне почитать мой друг, который, в свою очередь, узнал о ней из программы журналиста и писателя Юлии Латыниной. Та рассказывала, что именно из мемуаров Рабичева узнала много фактов о том, как вели себя советские войска в Восточной Пруссии во время войны.
Вроде бы, вроде бы, вроде бы, ну что еще можно узнать о войне такого, что еще не рассказали? Вроде бы уже все что можно. А вот нет.

Тема, которую до сих пор обходят стороной (причем не только наши военные мемуаристы), с одной стороны, табуирована (по самым разным соображениям); с другой – уж слишком вопиющим кажется ее замалчивание, что попахивает каким-то, простите, нечеловеческим ханжеством – что же солдаты, взрослые здоровые мужчины, на фронте все были монахами?

Отдельные эпизоды на тему «война и секс», конечно, проскальзывали и проскальзывают, но как-то мимоходом. Рабичев же останавливается на том, что происходило в боевых частях (уточню, его подразделение связистов находилось все-таки не на передовой; упомянутому аспекту посвящена только часть воспоминаний о войне; в свою очередь, воспоминания о войне – только часть книги) достаточно подробно – и, признаюсь, открыл глаза. Не только на то, какими были физические взаимоотношения мужчин и женщин в действующей армии, но и на мое собственное какое-то мифологическое отношение к войне, к тем, кто воевал.

Тема практически неразработанная: при всем уважении к ветеранам, живым и покойным участникам войны, не стоит, наверно, закрывать глаза на то, что даже в экстремальных условиях войны они были живыми людьми, то есть во всех своих проявлениях, со всеми своими желаниями, инстинктами, личной жизнью.

Задаю себе вопрос: да даже если что-то и было, то так ли это важно, чтобы заострять внимание, ведь и без того сегодня достаточно поводов для снижения образа тех, кому мы обязаны Великой Победой?

Однозначного ответа у меня нет – слишком много в этом политики. Сложно все это. Но без ответа на этот и подобный вопросы мы, уверен, не поймем, что войны – это не только мужество, смелость, самоотверженность, героизм, но еще и личные человеческие трагедии, грязь, ужас и прочие проявления «темной стороны» жизни (это я так поэтично-пафосно определил то, от чего, когда читаешь правдивые книги о войне, волосы встают дыбом), что особенно должны понимать те, которые чуть что – «да мы их!..».

Безусловная заслуга Рабичева как мемуариста в том, что он смело вспоминает о том, чему сам был свидетелем. Что будет, когда не останется в живых свидетелей и участников войны?! (Крепкого им здоровья и долгих лет жизни!) Кто расскажет о том, что действительно было?..

Особая, если так можно сказать, ценность воспоминаний – описание того, что творили советские войска в Восточной Пруссии, точнее, что творили наши солдаты и офицеры с местными женщинами и девушками. Чтение не для слабонервных. Но для тех, кто хочет понять истоки страха Европы перед Красной Армией.

Можно ли объяснить описанную жестокость только местью, возмездием за то, что творили немецкие солдаты на наших захваченных землях, трудно сказать – Рабичев ставит много вопросов, но оставляет открытыми – очень много в этом политики, причем – внимание! – осуществленной теми, кого уже нет в живых и кто не оставил письменных свидетельств.

К глубочайшему сожалению, книгу не могу порекомендовать к чтению даже тем, кто не боится такой правды. При всей шокирующей фактологичности, ценности документальных сведений, не видел я за свою читательскую жизнь книги более ужасной по редакции – ее просто нет.

Автору – 85 лет. Иногда изложение мыслей стройное, внятное, логичное, но вдруг раз – и совершенно необъяснимый, не оправданный ничем перескок в воспоминаниях на несколько лет назад или даже десятков лет назад. То есть как вспоминал, так это и записывал – так и издали. Ощущение, очень мягко говоря, каши. В том числе стилистической.

Плюс все это сопровождается безграмотной версткой – хаотичностью в размерах шрифта, огромным количеством опечаток, смешением стилей.

(Такую резкость в оценке позволяю, так как сам автор защищает право рассказывать пусть и неприятную, но правду.)

Признаюсь, книгу не дочитал. Послевоенные воспоминания – о том, как Рабичев стал художником и чего достиг на этом поприще, – дочитал только до известных событий в Манеже, где Хрущев устроил разнос «авангардистам», среди которых был и Рабичев: есть интересные мысли и наблюдения (в т.ч. о том, что все это была заранее спланированная акция, а уж какие конкретно работы висели на выставке, было не так важно). Больше не стал.

В общем, книга ужасная и ужасная буквально. Читать только выборочно.
ссылки
художник Myung-Jin Kim - комбинация форм 3D и рисунок по керамике
http://community.livejournal.com/art_links/1397499.html

Что смешит подростков (опрос)
http://gazeta-vo.narod.ru/

Архангельский приют для бездомных нуждается в помощи
http://community.livejournal.com/pravonadom_ru/


В избранное