Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.12.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 19.12.10

1 книга
Марк Дж. Пенн, Кинни Э. Залесн
«Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам
»
1 фильм
«Семейка Джонсов»
США, 2009
1 фильм
«Бубен, барабан»

Россия, 2009

+ ссылки: арт и социальное


1 книга
Марк Дж. Пенн, Кинни Э. Залесн
«Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам»

Microtrends: The Small Forces Behind Today's Big Changes
Перевод с англ.: А. Савинов
Серия: Philosophy
АСТ, АСТ Москва, 2009 г.
512 стр.

От издателя: В последние годы в мире происходит много необычного...
Мужчины уделяют семье и детям больше времени, чем работе.
Женщины, напротив, с головой уходят в бизнес и превыше всего ценят успешную карьеру.
Пенсионеры, не имеющие финансовых проблем, продолжают активно работать.
Молодежь не стремится к ранним бракам, предпочитая заводить семью только после 30 лет.
Таковы лишь некоторые микротенденции современного общества.
Сейчас они почти незаметны, но завтра окажут на жизнь людей огромное влияние.
Тот, кто сумеет принять эти перемены и приспособиться к ним, – непременно добьется успеха!

На самом деле автор один – Марк Дж.Пенн (второе имя – редактор книги; почему оно наверху, не объясняется), эксперт, пишущий аналитические записки для политических и государственных деятелей США.
Микротенденции (всего их в книге 75, соответственно, столько же статей – объемом по 4-5 стр.) – то, чего придерживается 1% населения, то, что считается еще отклонением от общей нормы поведения, но уже значимым с т.з. учета возможного электората на выборах (раньше игнорировалось). Это если сугубо утилитарно. А если смотреть более широко, то книга предлагает сделать срез, разобраться «что же происходит с нами?» [точнее, с ними – американцами], особенно если принимать во внимание такую уже далеко не микро- тенденцию, замеченную самим же автором, что мир все больше усложняется, так как люди становятся все более индивидуальными, разными – по интересам, личным целям.

Автор описывает ситуацию в США (в последнем «международном» разделе немного касается – как мало-, но все-таки значимого для США – ситуации в современной России, а именно, предпочтений российского избирателя, который между демократией и экономическим благополучием выбирает последнее; признаюсь, лично меня этот факт избавил от некоторых иллюзий). Задает глубокий, так сказать, пронизывающий ракурс, в результате, получается объемная и динамичная картинка того, чем живут современные американцы.

Вообще, Марк Дж.Пенн предлагает интересный и серьезный, основанный прежде всего на цифрах, инструмент анализа ситуации в обществе, происходящих в нем изменений, причин происходящих изменений, что позволяет прогнозировать, а значит, быть готовым к тому, в каких направлениях будут развиваться США. Инструмент универсальный – годящийся для применения и у нас (с учетом, правда, макротенденции – специфики мировоззрения наших политиков и чиновников, отличающихся своеобразным «интересом» к тому, чем живет общество, готовых, похоже, замечать проблему только тогда, когда уже слон уже в посудной лавке).

Остановлюсь поподробнее на одной из статей раздела «Политика» (к сожалению, да, не слишком развлекательная, яркая тема):

Недавно освобожденные из заключения (стр.222-227)

Автор приводит сведения, что в связи с ужесточением уголовного законодательства в США, вызванного ростом количества преступлений, резко увеличилось количество заключенных – по сравнению с началом 70-х, в 6 раз. Как следствие ежегодно на свободу выходит 650 тысяч бывших заключенных (90% мужчины, средний возраст – 34 года).
«Типичный освобожденный из заключения в Америке – малообразованный мужчина с низким доходом, попавший в тюрьму из-за наркотиков и не прошедший лечения от наркозависимости».
Марк Дж.Пенн пишет, что каждого четвертого из тех, кто освобождается, никто не ждет дома, и они «рискуют оказаться в приюте для бездомных. А многие из них душевнобольные».
Автор считает, что по этим причинам недавно освобожденным не удается встать на путь исправления. «Согласно федеральной статистике, в течение 3 лет две трети освобожденных будут снова арестованы, а почти половина вновь окажется за решеткой».
Выход из сложившейся ситуации не только в необходимости государственной программы социальной помощи бывшим заключенным – предоставление работы, обеспечение жильем, социальное сопровождение. Проблема еще и в том, что «65% работодателей заявили, что не возьмут на работу выходящих из тюрем преступников. Множество профессиональных групп, включая маникюрш и парикмахеров, перекрыли бывшим преступникам вход в свои ряды. Вышедшие на свободу осужденные также лишены возможности пользоваться государственным жильем».
В политическом аспекте важным предоставляется, что преступники, а в некоторых штатах и бывшие преступники лишены права голосовать на выборах, при том что это значительная в количественном отношении сила, могущая склонить чашу весов при нынешней острой борьбе за кресло президента.
Необходимо, по мнению автора, также учитывать демографический аспект: выходящие на волю (см. пол и возраст освобождающихся) обеспечивают рост рождаемости, а при условии высокого уровня рецидивной преступности, растет количество детей-сирот, детей с одним родителем.
«Мы заставили людей, совершивших преступление, отбыть срок наказания, но теперь они выходят из тюрем с очень недалекими перспективами и отвратительными социальными наклонностями, поэтому необходим план, в котором бы сочетались помощь и надзор».
«До тех пор пока мы не поймем, как трудоустроить бывших заключенных, как прежде всего организовать профессиональное обучение, порочный круг не разомкнется. Лишенные возможности получить работу, выходящие из тюрем понимают, что они ограничены в правах, и поэтому возвращаются к знакомому образу жизни, даже если не были слишком удачливыми преступниками».
«Очистить улицы от преступников можно лишь убрав их с улиц, но без укрепления сотрудничества между государством и личностью с целью помощи недавно освобожденным мы просто поддержим повторение цикла «преступление – тюремный срок – выход на свободу – преступление», а преступность тем временем будет расти.

К микронедостаткам книги отнесу некоторую монотонность (чрезмерность) – методика автора становится понятна достаточно быстро, и для подтверждения ее правильности и эффективности не нужно 75 примеров – многовато (хотя все они интересные): не надо быть аналитиком, чтобы понимать, сколько людей сегодня ценят свое время. Эту проблему можно было бы, на мой взгляд, решить сокращением объема на одну треть. Впрочем, не обязательно же читать всю книгу – можно выбрать только те статьи, темы которых актуальны.
1 фильм
«Семейка Джонсов»
The Joneses
Режиссер: Деррик Борте
В ролях: Деми Мур, Дэвид Духовны, Амбер Херд, Бен Холлингсуорт.
Жанр: Драма, Комедия
США, 2009

Сюжетный зачин Как бы современная Америка. Муж, жена и двое детей переезжают в маленький городок и сразу становятся объектом интереса и подражания других жителей. Однако, как постепенно выясняется, семейка оказалась не настоящей, а набранной из сотрудников компании, которые должны рекламировать американскую мечту, в результате чего растут продажи товаров, которыми демонстративно пользуется семья.

Не стал бы писать про этот слабый фильм, если бы не сильнейшее разочарование, какое только можно представить. Запороть такую замечательную идею (о том, насколько методики торгового маркетинга проникают в человеческие отношения, насколько размываются границы между отношениями «человек - человек» и «продавец - покупатель», чем это чревато)! И главное, не понятно, зачем было так портить фильм, превращая сюжет в какую-то кашу?! Как будто сами испугались, что получается сатира, а поэтому срочно, в спешном порядке, не обращая внимания на психологические нелепости, надо превратить фильм в мелодраму на грани пошлости. Сработали инструменты предварительного маркетингового анализа?..

Сначала-то все развивается хорошо. «Семья», в которой нет ни одного родственника, а каждый лишь играет роль, соответственно, «мужа», «жены», «сына», «дочери», пытается формировать вкусы и моду среди своих соседей, и это им удается (в фильме, правда, показано слишком прямолинейно). Но подобные маркетинговые методики как бы не учитывают естественных потребностей – типа, люди, какими бы профессионалами своего дела ни были, хотят жить по-человечески, то есть любить, поступать необдуманно, творить глупости и т.д. «Муж» влюбляется в «жену», «дочь» пускается в разгул, «сын» оказывается геем – все это очень вредит бизнесу, а еще девушка, влюбленная в «сына», из-за него попадает в автокатастрофу, плюс еще куча обстоятельств, а соседу не хватает средств, чтобы достичь уровня преуспевающей семейки, и он, растратив все свои накопления, кончает самоубийством, и тут – ба-бац! – у «отца» просыпается совесть, и он открывает – чпок! – глаза людям, кто их семья на самом деле и что они им впаривают… О-о-о, как фальшиво это выглядит!.. И как – а-а-а! – пошло все заканчивается, когда «муж» в финале убеждает «жену», которая тоже в него влюбилась, бросить этот бизнес и уехать жить счастливой безмятежной жизнью на удаленное ранчо… Что за бред-то?! Ладно бы и начиналось-то как сказка, а то ведь…
Ладно бы какой-нибудь третьеразрядный проект был, а то ведь с голливудскими звездами первой величины – и так сесть в лужу!..

1 фильм

«Бубен, барабан»
Режиссер: Алексей Мизгирев
В ролях: Наталья Негода («Маленькая Вера»), Дмитрий Куличков («Счастливого пути»), Елена Лядова («Космос как предчувствие»)
Драма
Россия, 2009

Кратко о сюжете Екатерина Артемовна – заведующая районной библиотекой в провинциальном городке. Все, что у нее есть, – глубокий кризис среднего возраста, маленькая комнатка в общежитии и такая же зарплата, заставляющая решать финансовые вопросы за счет, как говорится, использования служебного положения (доступ к книгам). Ни семьи, ни любимого человека, ни друзей, ни нормальных отношений с близкими, ни веры, что в жизни еще что-то возможно. Влюбившись в приезжего моряка, Катя окунается с головой в то, что в ее тусклой жизни наконец-то появился просвет...

Не знаю, как долго еще продлится предубеждение против современного отечественного кино! Сколько надо снять хороших фильмов, чтобы вернуть к нему доверие!
С таким настроением смотреть отечественный фильм, конечно, тяжело – и первые полчаса «Бубена, барабана» был настроен скептически. Приглядывался... Потом растаял…

Отличное кино. Пробило до слез, сопереживания и отчаяния, такого, что хоть на стенку лезь!.. (При этом сама героиня не вызывает симпатии.) Фильм жутко депрессивный, да. Не только за счет деталей из жизни главной героини – но и подобных деталей из антуража и жизни(?) всех персонажей, которым если и не легче, то они хотя бы не одни – совместная жизнь с другими всегда дает повод для, как сейчас говорит молодежь, движухи. Всегда что-то происходит. А если один… А если еще и быть гордой, упрямой, знающей себе цену, с характером!..

Вот не вспомнить навскидку такого фильма, в котором бы иррациональность женского поведения («вот чего ей надо? ведь сама не понимает, чего хочет!») была бы показана так ярко и так убедительно. И так обоснованно. Так понятно. Так близко. (Женщины, наверно, скажут, что вы, мужики, можете понимать?!..)
Драма с большой буквы. Большая Трагедия.

Никогда не был поклонником Натальи Негоды, то тут могу только встать и рукоплескать…

ссылки


Eiko Ojala, объемные бумажные композиции
http://daily-inspiration-art.blogspot.com/2010/12/06h-art-cut-paper-eiko-ojala.html


Карлос Мейра, объемные бумажные композиции
http://daily-inspiration-art.blogspot.com/2010/10/16h-sculpture-paper-carlos-meira.html


Испанский фотограф Чема Мадоз (Chema Madoz) создает накрученные, сложно-ассоциативные изображения с помощью повседневных, обычных объектов.
http://smashmag.ru/syurrealisticheskij-mir/


Как помочь бездомным во время морозов в Москве и Петербурге
http://content.mail.ru/arch/25968/6212559.html


Затерянный мир. Путешествие в Королевство Мустанг. Фоторепортаж
http://community.livejournal.com/live_report/799711.html


В избранное