Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.15.01.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в 2 недели отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 15.01.10


1 книга
Ксения Букша
«Мы живем неправильно»

1 книга
Роман Сенчин
«Изобилие»
1 фильм
«Путешествия Гулливера»

США, 2010

+ ссылки: арт


1 книга
Ксения Букша
«Мы живем неправильно»

Авторский сборник
АСТ, Астрель, 2009 г.
320 стр.

От издателя: "Ксения Букша – молодая петербургская писательница, автор многих романов и повестей, сотен веселых стихов, дюжины отличных рассказов. По определению Дмитрия Быкова, «нормальный двадцатипятилетний гений».
«Мы живем неправильно» – сборник новых рассказов, необычных, веселых, разноплановых. «Букша придумывает увлекательные сюжеты, сильных и радостных героев, сумасшедшие и убедительные концепции – и излагает все это с легкостью и озорством»".

Решил ознакомиться с распиаренным автором, открыть, так сказать, для себя новое имя.

Хочу теперь, чтобы мне вернули деньги!!!

А так как не вернут, то, чтобы негативная энергия не была направлена на ни в чем неповинных людей (из которых я первый), конструктивно изойду желчью в отзыве. Сам себе, таким образом, выдам моральную компенсацию.
(Не представляю, как поступают читатели, которые не имеют такой возможности, как у меня, избавляться от плохого настроения после чтения – письменно делиться впечатлениями о прочитанном. Наверно, жгут такие книги или, одев черные одежды, собираются вместе и кидают на дальность с высоких утесов в море!.. Еще можно привязывать к бамперам своих автомобилей... Или делать подарки своим врагам…)

Бездарная, бессмысленная графомания!!!

Прочитал один рассказ – э-э-э, что это было?.. ладно, попробую следующий… так, подождите, так не может быть… Ну не может такого быть! (это уже после третьего рассказа)
Ладно попробую из середины… Это что, прикол такой? Пока я спал, Землю посетили инопланетяне и выели мозг у редакторов АСТ?.. Ладно, еще как-то можно
(не впервой) смириться со своими глазами, вылезшими на лоб, но куда дальше лба-то?!.. Человек не краб, эй!..
В общем, чушь с неким стилистическим единством: все рассказы – это такие как бы «куски жизни» из жизни современного «офисного планктона» и пр. (бр-р-р!), ценные, по мнению автора, сами по себе. Во всяком случае хочется так думать про «авторские ценности», так как ничего другого в рассказах нет: кто-то чего-то сделал, другой чего-то подумал, третий чего-то сказал, ой, как бы шеф не услышал – финал. И?.. Каждый раз как споткнулся, так как не может так обрываться текст!.. И каждый раз в конце думаешь, что невнимательно прочитал, что-то пропустил, пробуешь перечитать – абсолютно тот же эффект… Ощущение глупой провокации.
Повесть «Все оттенки серого», которая также входит в книгу, – это и вообще, как говорится, за гранью Добра и Зла. После рассказов-то надеялся на какое-то чего-то изменение, правда, все равно набрал побольше воздуха, нырнул – хватило ненадолго… Любую книгу пытаюсь дочитывать, так как «мало ли что», однако не в этом случае…

Единственный плюс – абсолютно ничего не запоминается. Прочитал – и сразу забыл, о чем только что читал. И хорошо, а то еще приснится ночью какая-нибудь букша

Что касается отзыва Дмитрия Быкова. Именно он – большой, наверно, эксперт для кого-то – был замечен и среди давших положительную оценку Андрею Геласимову (про книгу которого я писал в прошлый раз). И что – как говорится, узнай, что думает Дмитрий Быков, и сделай наоборот, да?
1 книга
Роман Сенчин
«Изобилие»

Серия: Уроки русского
Авторский сборник
Издательства: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2010 г.
224 стр.

От издателя: «Новая книга рассказов Романа Сенчина «Изобилие» – о проблеме выбора, точнее, о том, что выбора нет, а есть иллюзия, для преодоления которой необходимо либо превратиться в хищное животное, либо окончательно впасть в обывательскую спячку. Эта книга наверняка станет для кого-то не просто частью эстетики, а руководством к действию, потому что зверь, оставивший отпечатки лап на ее страницах, как минимум не наивен: он знает, что все есть так, как есть».

Аннотация немного вводит в заблуждение – в сборнике опубликованы рассказы, написанные в 90-х. Можно ли сказать про них «новая книга рассказов»? В какой-то степени можно, так как, возможно, они еще не были напечатаны (во всяком случае мне, большому поклоннику Сенчина, они не встречались). К тому же, точно нельзя назвать рассказы старыми (устаревшими) – и сегодня не потеряли своей актуальности (подозреваю, что в России долго еще не потеряют, если не сказать хуже). Сильные, жесткие, мрачные, страшные. С темами и настроением, характерными для «молодых и злых». Действительно в чем-то звериные…
По жанру есть «рассказы», а есть «новеллы», то есть завершающиеся неожиданным финалом. Это к достоинствам: книга хоть и небольшая, но, получается, разнообразная.
Сборник советую всем поклонникам творчества Сенчина. Не разочаруетесь и познакомитесь с ранним творчеством.
Произведения короткие и динамичные, формат книжки небольшой (встает, хм, вопрос о цене: не слишком ли?.. но тут сами решайте).
Есть несколько неудачных, с моей точки зрения, вещей, но они погоды не делают.

О Сенчине всё. Несколько слов о другом – безымянном – «гении». Авторе аннотации.
Каким образом «выбора нет», но есть «либо – либо» – это к нему, решившему, по-видимому, что многозначительность – синоним противоречивости или «и так сойдет».
Вторая часть аннотации (Бис! Браво!) представляет собой головоломку (примерно догадываюсь, что имеется в виду, прочитав книгу) или какой-то магический текст, прочитав
который, наверно, подряд раз 20, можно добиться какого-то эффекта – только вот какого, автор аннотации не пояснил (поэтому, от греха, не пробуйте;0)

1 фильм

«Путешествия Гулливера»
Gulliver's Travels
Режиссер: Роб Леттерман
В ролях: Эмили Блант, Джек Блэк, Джейсон Сигел, Аманда Пит
Жанр: комедия
США, 2010

Роб Леттерман был режиссером «Подводной братвы», «Монстров против пришельцев». «Путешествия…» – его первый фильм с живыми актерами.

По мотивам известного произведения Свифта. Действие перенесено в наше время, в Америку. Лилипутия находится в Бермудском треугольнике.
Лемюэль Гулливер (Джек Блэк в своем амплуа – любитель тяжелого рока и похохмить) – сотрудник отдела почты одной газеты, влюбленный в редактора отдела путешествий. Застенчив, закомплексован, трусоват. В результате ряда нелепостей, как следствие попыток установить контакт с любимой, отправляется в командировку в Бермудский треугольник, чтобы потом в статье описать свои впечатления. Шторм уносит его к острову, населенному лилипутами, которые поначалу относятся к нему очень враждебно...

Джек Блэк мне симпатичен. Но точно не в этом фильме. От которого ждал иронической комедии с подтекстом. А получил тупую американскую киножвачку (надеюсь, среди моих читателей нет тех, кому этот фильм понравился; от фильма еще, вероятно, получат удовольствие младшие школьники и подростки, но подозреваю, что их среди подписчиков «Культурного минимума» нет).
Актерская игра на уровне телепередач для детей (имея в виду под детьми непритязательного зрителя). Юмор – сортирный или банальный до пошлости. Интрига нулевая. Обыгрывание классического текста Свифта на уровне-хуже-КВН (такого не бывает, скажете вы, и будете не правы, так как еще не смотрели «Путешествия Гулливера»). Спецэффекты слабые. Из ближайших аналогов – «Ночь в музее», конечно.

Какие-то кинокритики попытались выудить из фильма политический или социальный смысл – типа, как Большая Америка расправляется с маленькими народами или что нужно, чтобы быть Человеком. Мало того, что таким смыслам противоречит сюжет (так как он вообще противоречит всему), так еще надо, пропустив прививку в детстве, считать себя способным поймать черную кошку в темной комнате, особенно если… да, не тратьте деньги и время.

(Из моих свежих разочарований еще отмечу «Седьмой» (2008, Гонконг) Стивена Чоу, который и режиссер, и автор сценария и исполнитель одной из главных ролей. Чоу – автор искрометных комедий «Убойный футбол» и «Разборки в стиле кунг-фу». «Седьмой» же – типа, фантастическая сказка, про то, как у мальчика, живущего с бедным отцом, вынужденным пахать, чтобы платить за обучение ребенка в престижной школе, появляется друг-инопланетянин-детеныш и к чему это приводит… Приводит к скучной, вторичной попытке снять «доброе детское кино, чтобы подрастающее поколение могло и посмеяться и получить порцию прописных истин», с юмором на уровне худших серий «Ералаша», с воровством гэгов у самого же себя, с неубедительным пафосом «лучше быть бедным, но честным». Очень, очень слабо. И обидно.)

ссылки


Алексей Варсопко
ВЕЧЕРНЕЕ и НОЧНОЕ

Фото-серия
http://varsopko2.narod.ru/light_in_home.html


Художник Jonathan Weiner
http://community.livejournal.com/art_links/1970104.html


Владимир Телегин. Фото
Три вечера с Глорией Транзит (театр АХЕ)
«ГЛОРИЯ ТРАНЗИТ, это вечера театральных импровизаций в двух отделениях. Это представление предметов и явлений с музыкой! Это близкие резиденты Глории Транзит и далёкие гости. Это импровизации как форма жизни и прочие отражения реальности.
Каждый вечер новая и абсолютно оригинальная программа, которая исполняется только один раз и больше никогда не повторится. Это сочетание самых актуальных тенденций импровизационного театра, современной сценографии и стендап драматургии. Каждый вечер внятно сформулированное художественное высказывание».
http://telega2.livejournal.com/97995.html


В избранное