Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 15.06.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 15.06.13
в мае рассылка выходила 1 раз


1 книга
Ричард Хьюз
«В опасности»

1 книга
Георгий Жженов
«Прожитое»

1 фильм
«Коряжка женится»

Норвегия, 2010

+ ссылки: фото, культурологическое, арт

1 книга
Ричард Хьюз
«В опасности»

Hazard
Перевод с англ.: Виктор Голышев
Иностранка, Б.С.Г.-Пресс, 2003 г.
Серия: Иллюминатор
202 стр.

От издателя: «Английское судно в Атлантике застигнуто небывалым ураганом. В адских испытаниях самым неожиданным образом раскрываются характеры людей. Книга читается как гимн человеческому упорству и находчивости: перед лицом "неодолимой силы" дух преодолевает физическую немощь человека».

Чтобы сориентировать, роман по пафосу и обстоятельствам во многом перекликается с голливудским «Идеальным штормом» Вольфганга Петерсена.

Книга написана в классическом духе – обстоятельно, подробно. На мой взгляд, старомодно – с некой претензией на Большой Стиль («вот такой должна быть Настоящая серьезная Литература!»), но так как время показало, что практически любое «совершенство» субъективно, привязано к своему времени, то эта «претензия» Хьюза выглядит из сегодня неубедительной (можно сказать и пожестче). Многие литераторы прошлого этим страдают, не понимая, что Время жестоко (и сегодняшние будут так же оценены в будущем). За редким исключением. Некоторых выручают юмор и ирония по отношению к себе, к своему творчеству, но так как Хьюз очень серьезен, тема выбрал серьезную, не может допустить ни намека на легкомысленность, то сильно подставляется, конечно. Впрочем, и на такую «классику» есть любители.

В романе много, конечно, про морской быт, но очень много. Возможно, сухопутным людям и будет интересно, как устроена работа и жизнь на судах, что происходит в экстремальных ситуациях, но лично я пролистывал страницами.

Хьюз старается создать нечто эпическое, поэтому много внимания уделяет каждому персонажу, пытается показать внутренний мир человека, так сказать, копнуть. Но делается это в основном за счет большого количества фактов.
Персонажей много – и за каждым некая история, набор фактов. И как бы галерея портретов есть, а ощущения, что живые люди, что в их судьбах отражается Драма, нет. Зато было ощущение, что автор потерял некоторый контроль над материалом, так как забывал о персонажах (где они были во время шторма). Хочется даже сыронизировать, что таких не берут в капитаны;0)

Урагану, ставшему главной динамической интригой романа, автор пытается придать мистические черты, представить как некую внечеловеческую Силу, но прочувствовать противостояние Человека и Силы лично мне не удалось. Заявка на это есть, но одной заявки мало.
Многие сюжетные повороты однообразны. И сам сюжет расползается по необязательным подробностям.

Из любопытного. В книге интересно проявляется отношение англичан к китайцам (рядовым членам экипажа). Последние оцениваются как более низкий по уровню развития народ, как некая неиндивидуализированная масса. Ага.

Думал, что книга написана в годах 20-х. Оказалось, что впервые издана в 1938-ом.
1 книга
Георгий Жженов
«Прожитое»

Серия: Мой 20 век
Вагриус, 2005 г.
240 стр.

От издателя: «В книге "Прожитое" Георгий Жженов вспоминает в основном о самых трудных годах своей жизни – о том времени, когда он был узником ГУЛага.
Но его рассказ, исполненный простоты, высокой правды и печали, не оставляет ощущения безысходности. И не только потому, что на трагические события своей жизни автор порой глядит с присущим ему юмором, но и потому, что многие испытания он сумел одолеть силой своего характера, своего духа. Читая его книгу, понимаешь, почему и в жизни, и на киноэкране, и на театральных подмостках Георгий Жженов был и остается для миллионов своих современников эталоном личности».

Про то, что был такой этап в жизни известного советского актера, я знал. Читал один из рассказов, вошедших в книгу. Смотрел документальный фильм, в котором он ездит по местам, где сидел, и вспоминает про те времена.
Сам этот жуткий исторический период уже вроде бы освещен достаточно, но в то же время несопоставимо по масштабам происходившей трагедии, ее последствиям. Непостижимо, сколько людей были уничтожены ни за что! Сколько судеб переломано!

От воспоминаний Жженова, тем менее, хотелось все-таки немного другого. Хотелось узнать, как он, прошедший через сталинские лагеря, переживший весь этот кошмар, осознавший (если судить по вступлению и первым страницам книги) всю бесчеловечность Системы, смог в сериале про «судьбу резидента» играть иностранного агента, перевербованного советской контрразведкой, как бы переоценившего свою прежнюю жизнь, ставшего убежденным защитником коммунистического строя. В других фильмах актер играл доброго милиционера («Берегись автомобиля!»), мужественных советских генералов, образцовых представителей советской страны. Неужели все забыл, простил? Или что?

В этом смысле, книга абсолютно разочаровывает – в ней про это ничего нет. Вообще. Так и унес с собой, получается, тайну произошедшей метаморфозы.

Книга состоит из нескольких рассказов, складывающихся в мемуары, но при этом, если иметь в виду вышеуказанный интерес, с большой долей умолчания.

В целом, читать было интересно, но были и провалы. Стиль подкачал: то Жженова тянет на образцово литературную, немного тяжеловесную, речь, то он срывается на блатную феню, то стихи на несколько страниц, то аскетичные, но довольно яркие и образные описания лагерной жизни. Наверно, в нем самом все это и было в тех же пропорциях, но с литературной точки зрения книга слишком эклектичная.

1 фильм

«Коряжка женится»
Knerten gifter seg
Режиссер:Эзейлик Энгмарк
В ролях: Эдриан Гронневик Смит, Эзейлик Энгмарк, Пернилла Серенсен, Ян Гюннар Ройсе, Петрус Андреас Кристенсен
Норвегия, 2010 г.
Без возрастных ограничений

Официальная аннотация: «Продолжение истории о маленьком мальчике по имени Лиллербол и его друге Коряжке. Когда мама мальчика попадает в загадочную аварию на велосипеде, Лиллербол и Коряжка перевернут город вверх тормашками, чтобы отыскать виновного… Но вместо этого найдут Коряжке невесту!».

Это, немного повторю аннотацию, продолжение замечательной и очень трогательной «Коряжки» (в другом переводе – «Щепки»), истории про жизнь 6-7-летнего мальчика, переехавшего с семьей жить из города в сельскую местность и, так как играть не с кем, подружившегося с коряжкой, напоминающей человеческое тело, которую нашел рядом с домом. Ребенок и, соответственно, зрители воспринимают коряжку как живое – веселое, озорное, любящее приключения, немного ревнующее мальчика, когда он увлекается чем-то или кем-то другим, – существо.
Отличный сценарий, напоминающий старого советского «Сережу» Данелии и Таланкина по повести Веры Пановой, безупречные актерская игра и спецэффекты.
Фильм, от которого и посмеяться, и прослезиться от трогательности, и, в итоге, наполниться добрыми и позитивными чувствами.
Про «Коряжку» я уже писал.

Когда узнал, что есть продолжение, обрадовался. Конечно, захотелось посмотреть. С другой стороны, а не испортят ли?

Про второй фильм много говорить не буду – скажу только, что не испортили. Более того, получилось достойно. К тому же, с неплохой детективной интригой, интересными новыми персонажами, тонким юмором.
Те, кто смотрел первый фильм, точно не разочаруются.

(Уже, как выяснил, есть и третий фильм. Название немного тревожит;0) – «Коряжка в беде».)

ссылки

Секвойи. Фото
http://trasyy.livejournal.com/1168094.html


Мои впечатления от Москвы
http://varsopko-alexey.livejournal.com/359632.html


Британский дизайнер Томас Уитмен и его 3D-скульптуры из книг.
http://www.kulturologia.ru/blogs/310513/18405/


Почему россияне перестают читать
Статья «Российской газеты» за 7 июня 2013
http://www.rg.ru/2013/06/07/knigi.html


Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко

В избранное