Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 30.06.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 30.06.13


1 книга
Анна-Лена Лаурен
«У них что-то с головой, у этих русских»
1 фильм
«Место под соснами»
США, 2012
1 фильм

«В тумане»
Россия, Германия, Нидерланды, Латвия, Беларусь, 2012
1 фильм
«
Кон-Тики»
Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, Швеция, 2012
1 фильм
«
Одним меньше»
США, 2013

+ ссылки: арт, культурологическое, фото

1 книга
Анна-Лена Лаурен
«У них что-то с головой, у этих русских»

De ar inte kloka de dar russarna
Перевод с финского: Елена Тепляшина
Флюид / FreeFly, Флюид-Урал, 2010 г.
192 стр.

От издателя: «Всегда интересно узнать, что про тебя думают другие. Журналистка финского радио Анна-Лена Лаурен, много лет проработавшая в Москве и Петербурге и прекрасно владеющая русским языком, решила поделиться с соотечественниками своими многочисленными впечатлениями от российской жизни. От проницательного глаза автора не ускользнули ни сердитые кассирши в универсамах, ни георгиевские ленточки на антеннах машин, ни трепетное отношение ко дню Победы, ни любимые рецепты русской кухни. То, что нам кажется привычным, наблюдательную писательницу порой изумляет, порой раздражает, а порой трогает и умиляет. Из ее живых и метких зарисовок исподволь складывается узнаваемый портрет современной России, написанный с мягким юмором, большой симпатией и тем пониманием, какое дает только любовь. Потому что, по собственному признанию А.-Л.Лаурен, лет десять назад она безумно влюбилась в Россию и с тех пор не может не возвращаться сюда опять и опять. А теперь и ее книга, снискавшая широкое читательское признание в Европе, возвращается туда, где фактически родилась».

Да, интересно взглянуть на себя со стороны, а заодно и проверить, насколько человек из другой страны, из другой культуры так же смотрит или нет.
Интересно было и почитать. Книжка небольшая, написана хорошо, эмоционально.
Но ощущения противоречивые.
Вызывает уважение понимание автором современных российских реалий, в том числе политических. Несмотря на то, что написана еще при «президенте Медведеве», есть понимание того, кто на самом деле был у власти. И возвращение Путина только подтвердило наблюдения и диагноз журналистки. Можно сказать, что финны, получающие информацию от такой журналистки, будут в теме, как говорится.
С другой стороны, вот этот эпатажный заголовок книги – он, возможно, отвечает в чем-то содержанию, так как многое для Анны-Лены Лаурен непонятно, но шкала измерения этой непонятности у нее только финская, то есть отталкивается в сравнении только с тем, что есть в Финляндии. Как будто все, что в Финляндии, это норма. Ага. И как будто автор не понимает, что местные традиции (экзотика) есть абсолютно везде. С таким подходом подобный заголовок будет и у ее книги про французов, англичан, немцев и т.д. То есть в этом (оценка реалий) неадекват.
За что еще можно упрекнуть автора, так за попытки обобщать, основываясь на небольшом количестве фактов и исходя из мнения своих русских знакомых, которые принадлежат примерно одной социальной группе. Как говорится, нерепрезентативно.
Однако, плюсов у книги больше.
1 фильм
«Место под соснами»
The Place Beyond the Pines
режиссер: Дерек Сиенфрэнс
сценарий: Дерек Сиенфрэнс, Бен Коссио, Дариус Мардер
В главных ролях: Брэдли Купер, Райан Гослинг, Ева Мендес, Дэйн ДеХаан, Эмори Коэн, Бен Мендельсон, Роуз Бирн, Махершалалхашбаз Али, Рэй Лиотта
США, 2012

Зачин сюжета с «кинопоиск.ru»: «Мотокаскадер Люк Глэнтон совершает турне из одной провинции в другую, показывая свои каскадерские навыки и зарабатывая этим на жизнь. По окончании одного из своих выступлений он встречает свою бывшую девушку, вскоре узнав, что у нее от него годовалый сын. Решив обеспечивать сына, он бросает свою работу каскадера, однако мать ребенка против того, чтобы Люк был в жизни ее сына, поскольку сама вовлечена в отношения с другим человеком. Тем не менее, Люк остается в городе и устраивается на работу к одному механику, но вскоре понимает, что заработанных денег не хватает для обеспечения семьи. Оказавшийся не простым, механик предлагает ему ограбить банк…»

Конечно, было интересно посмотреть очередной фильм с любимым Гослингом, к тому же снятый режиссером потрясающей «Валентинки» (с тем же Гослингом). К тому же, персонаж актера в чем-то похож на его же персонажа из замечательного «Драйва».

Фильм разочаровал. Персонаж Гослинга –  припонтованный, при этом мутный тип (так и хочется сказать «дурачок какой-то», прошу прощения) – симпатии не только не вызывает, но даже наоборот. С его мотивами не разобраться – чего хочет, чем живет, какие цели. Чем занимался в прошлом, по сути, тоже непонятно. Весь, правда, в татуировках, но в жизни мирный и тихий, а вдруг становится суровым грабителем банков, а потом так же мгновенно становится мирным и тихим…

Однако у фильма есть супер-сюжетный поворот, когда в середине фильма история переключается на совсем другого персонажа – полицейского (Брэдли Купер), и фильм из криминальной мелодрамы превращается в полицейскую драму. Это и неожиданно и смотрится очень свежо, и сама история полицейского, его карьерного восхождения даже поинтереснее будет, чем судьба незадачливого мотокаскадера-грабителя. И появляется надсюжетная оригинальная интрига (каким образом режиссер и сценаристы сумеют соединить эти две абсолютно разные части?), и кажется, что вот ею Сиенфрэнс и спасет фильм...

Но когда ближе к концу фильма стало ясно, какой готовится финал (типа, подтверждающий идею о существовании Высшей Справедливости и еще того, что от неведомого отца – персонажа Гослинга – его сыну передастся желание ах-свободы и любовь к скорости и вроде он станет таким же безбашенным, о е!), то становится скучно и печально (опять обманули), и чтобы напрасно убитый вечер совсем не пропал даром, надо срочно дойти до холодильника и съесть что-нибудь вкусное;0) Нет, романтичным натурам такое (ушедший из дома, от непонимающих его натуру родителей, юноша покупает мотобайк и уносится по извилистому шоссе в сторону горизонта), наверно, и понравится, но только им.
1 фильм
«В тумане»
режиссер Сергей Лозница
сценарий Василь Быков, Сергей Лозница
оператор Олег Муту
В главных ролях: Владимир Свирский, Владислав Абашин, Сергей Колесов, Никита Перемотов, Юлия Пересильд, Кирилл Петров, Дмитрий Колосов, Степан Богданов, Дмитрий Быковский, Влад Иванов.
Россия, Германия, Нидерланды, Латвия, Беларусь, 2012

Фильм по одноименной повести Василя Быкова. Повесть интересная, правда, с данью времени (с четкими характеристиками персонажей и идеологической определенностью), но с такой шекспировской интригой. Надо, конечно, вам самим прочитать, так как Василь Быков большой мастер психологической прозы, но вкратце перескажу фабулу.
Великая Отечественная. Двое партизан приходят в белорусскую деревню, чтобы исполнить приговор якобы предателю: железнодорожного рабочего оккупанты забрали вместе с его товарищами, совершившими диверсию – разобрали пути, из-за чего произошло крушение поезда, но товарищей казнили, а его отпустили домой. Тот не считает себя виновным и предателем. Во время исполнения приговора в лесу происходит стычка с полицаями. Один из партизан убегает, другой ранен. Якобы-предатель пытается спасти раненого, а потом даже находит второго партизана. Вместе пытаются выйти к партизанам, но…

И экранизацию повести хотелось посмотреть, и очередной фильм Сергея Лозницы, снявшего интересные документальные фильмы и сильный «Счастье мое».

На мой взгляд, неудача.
Фильм получился затянутым, скучным, игра актеров – бледной, какой-то стерильной: все персонажи произносят свои реплики с одинаковой интонацией (если это такой прием, то явно неудачный). Снято красиво, ярко и сочно (хороший оператор), хотя визуально тема тумана почему-то отсутствовала; с костюмами и гримом явный прокол – вот видно, что только что актеры одели чистую, не-живую одежду, что только что помылись, и т.д.
Вообще, тема просмотра экранизации после прочтения (тем более недавнего) источника, конечно, сложная, но осталось ощущение, что тем, кто не читал, будет недоступна глубина, которую писатель вложил в свою повесть.

1 фильм

«Кон-Тики»
Kon-Tiki
режиссеры: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
В главных ролях: Пол Сверре Валхейм Хаген, Андерс Баасмо Кристиансен, Тобиас Зантелман, Густаф Скарсгард, Одд Магнус Уильямсон, Якоб Офтебро, Агнес Киттелсен, Питер Уайт, Амунд Хеллум Норакер, Эйлиф Хеллум Норакер
Великобритания, Норвегия, Дания, Германия, Швеция, 2012

Аннотация кинопрокатной компании: «Приключенческая картина, в основе которой лежит подвиг всемирно известного путешественника Тура Хейердала, совершившего в 1947 году эпическую экспедицию — пересечение Тихого океана на маленьком шатком плотике Кон-Тики. Гигантские киты, схватки с голодными акулами, грозовой шторм, раздирающий ветер, битва за жизнь посреди бушующей стихии…. Героям предстоит проявить немалую силу и трудолюбие, чтобы этот день не стал последним. Это невероятное путешествие навсегда изменит людей, которые рискнули в него отправиться».

Уточню, «…в основе <…> лежит подвиг» не только Тура Хейердала, а всей команды, конечно.
А если говорить о нем лично, то показаны его целеустремленность, настойчивость и талант руководителя.
В советское время Тур Хейердал был очень популярен у нас. Особенно в связи с экспедициями «Ра», в которой участвовал известный телеведущий Юрий Сенкевич.

Фильм стоит посмотреть, прежде всего ради красивых, завораживающих, ярко-солнечных морских пейзажей и некоторых обстоятельств путешествия. Но так как снято, по всей видимости, к какой-то дате, то все помпезно, с пафосом и, к сожалению, попсово – с расчетом на массовую публику, чтобы не заскучала. Отсюда и акулы, и всякие морские чудеса, и топорность драматических обстоятельств, и штрих-пунктирность хронологии, и накачанные загорелые мужские торсы (а те, что не накачаны, в рубашках), бородатые мужественные лица и т.д.
Вроде как цель путешествия была доказать, что в древности жители Южной Америки могли за счет течения преодолеть огромные океанские расстояния и заселить Полинезию, а по фильму так получается, что само путешествие есть некая самоцель. Как отреагировал научный мир на живое доказательство, в фильме не отражено (хотя то, как научный мир первоначально относился скептически к самой идее норвежского ученого, показано, наоборот, очень настойчиво).
В Википедии прочитал, что в реальности это путешествие доказало еще, что кокосовые орехи не могут преодолеть в воде такое расстояние, что только люди могли их доставить на Полинезийские острова, чтобы там потом выросли пальмы. В фильме про это нет. Типа, это скучно?
Странная тема еще с женой Хейердала, которая его так любит, так любит, но вот именно поэтому и не может с ним жить, ба-бац!.. У них что-то с головой, у этих норвежцев.

1 фильм

«Одним меньше»
Dead Man Down
режиссер: Нильс Арден Оплев
сценарий: Дж. Х. Уаймен
В главных ролях: Колин Фаррелл, Нуми Рапас, Терренс Ховард, Доминик Купер, Изабель Юппер, Луис Да Силва мл.
США, 2013

Аннотация кинопрокатной компании: «История человека по имени Виктор, он правая рука лидера преступной группировки из Нью-Йорка. Виктор неспроста оказался в криминальном синдикате: мафия уничтожила его семью, поэтому он хочет отомстить. Об этом узнает загадочная Беатрис, соблазняет его и шантажирует. Однако у героев только одна цель в жизни — месть. И она приведет их к кровавой развязке».

Фильм вроде и смотрел недавно, а когда решил написать отзыв, так еще и не сразу вспомнил, о чем кино.
Пустая, надуманная история, полная нелепостей и нестыковок. Весь фильм, похоже, держится только на исполнителе главной роли – голливудской звезде Колине Фаррелле, из-за которого, кстати, и я решил посмотреть. Но звезда особой игрой не блеснул. Любопытно только то, что в этом фильме его персонаж по национальности… венгр. О как! Всегда был типичным ирландцем, а тут вона оно как!
Как занесло в этот фильм интересную актрису Изабель Юппер, к тому же с небольшой ролью, вообще представить не могу.
Пустой, нелепый фильм.

ссылки


Алексей Варсопко. «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)
30.06

Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». 1 раз в неделю. Проект Алексея Варсопко
http://varsopko2.narod.ru/Index.htm#zoo


Умный город – умная реклама
Каждый рекламный носитель, помимо основной функции, несет и какую-то полезную для простых горожан особенность.
http://www.kulturologia.ru/blogs/150613/18449/


У итальянского художника Джузеппе Коларуссо странное увлечение, он делает абсолютно бесполезные предметы быта.
http://trasyy.livejournal.com/1185149.html


Великолепные 3d рисунки Ramon Bruin
Работы голландского художника Ramon Bruin выполненные обычными карандашами, произведут впечатления на любого кто любит этот вид искусства!
http://trasyy.livejournal.com/1179015.html


Творчески сделанная реклама с известным триальщиком Дэнни Макэскиллом
http://youtu.be/Sv3xVOs7_No


В избранное