Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 02.08.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 02.08.13
в июле рассылка выходила 1 раз


1 книга
Владимир Эрлихман
«Робин Гуд»
1/10 книги
Фигль-Мигль
«
Ты так любишь эти фильмы»
1 фильм (ретро)
«Река не течет вспять»
США, 1954

1 фильм
(ретро)
«
Это случилось однажды ночью»
США, 1934

+ ссылки: арт, культурологическое, социальное

1 книга
Вадим Эрлихман
«Робин Гуд»

Серия: Жизнь замечательных людей. Малая серия
«Молодая гвардия», 2012 г.
272 стр.

От издателя: «Знаменитый предводитель "вольных стрелков" Робин Гуд воспет как в средневековых балладах, так и в современных романах, фильмах и телесериалах. Образ благородного разбойника, защищающего бедняков и смело бросающего вызов власть имущим, по-прежнему остается популярным, порождая не только поклонников, но и подражателей. При этом большинство ученых уверены, что Робин Гуд - фольклорный герой, никогда не существовавший в реальности. Но так ли это? Какие исторические события и личности могли повлиять на возникновение колоритного образа хозяина Шервудского леса? И как этот образ в течение веков преломлялся в фантазии сначала англичан, а потом и жителей других стран, включая Россию? Обо всем этом пишет в своей биографии Робин Гуда - человека и персонажа - историк Вадим Эрлихман».

Так как в книге многое строится на интриге, так был ли реальный Робин Гуд, то в отзыве раскрывать главный итог поисков Эрлихмана как бы и нельзя.

Саму книгу можно назвать историко-фольклорным детективом. И сам объект поисков интересен, и интересно с той точки зрения, какие, вообще, методы использует исследователь, чтобы восстановить то, что происходило  несколько веков назад, да еще и в другой стране.
Расследует Вадим Эрлихман дотошно, привлекая большое количество источников, мнений.
Лично меня это большое количество иногда сильно утомляло (даже пролистывал), так как научная убедительность (чем больше фактов, тем лучше), все-таки, вступает в противоречие с увлекательностью/динамичностью изложения, все-таки, настраивался на такое, знаете, популярное изложение.

Личность известного «разбойника» рассматривается с разных сторон, ракурсов, чтобы найти детали, которые бы позволили бы потянуть за ниточку, которая бы привела к реальности. Например, чтобы установить реальный исторический период, когда жил Робин Гуд, автор привлекает архивные материалы о шерифах Ноттингема (каково, конечно, – сохранились английские архивы о чиновниках XII века с их отчетами о своей деятельности!), или рассматривает историю с точки зрения классического оружия легендарного героя – длинного лука, который появился и использовался в другое время, чем когда правил Ричард Львиное Сердце, с которым Робин Гуд якобы общался.

Так как это могло помочь установлению реальности персонажа, Эрлихман пытается раскрутить истории его постоянных сподвижников (Маленького Джона, Монаха Тука и др.), вытащить из них нужные детали. Насколько это помогает, издевательски не скажу. Но факт немногочисленности конкретных сподвижников, туманности массы остальных – показательный для понимания феномена.

Помимо копания в глубину веков, Эрлихман рассматривает, как развивалась, трансформировалась история «благородного разбойника» в последующие времена, в том числе в литературе на русском языке – в дореволюционное и послереволюционное (повысившее Робину Гуду рейтинг) время. Доходит до начала XXI века. Отдельно рассматривает, как тема отразилась в кинематографе. Для меня, большого поклонника «Робина Гуда – Принца воров» Кевина Рейнольдса с Кевином Костнером в главной роли, в этом был особый интерес.

В общем, стоило почитать.
1/10 книги
Фигль-Мигль
«Ты так любишь эти фильмы»

Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, 2011 г.
352 стр.

От издателя: «В подъезде своего дома убит редактор модного журнала. В школе, где преподает известный кинокритик, погибла, упав на лестнице, завуч. Что это, несчастный случай? Есть ли связь между этими событиями? И правда ли, что директор школы - резидент иностранной разведки? И что за странный заказчик появляется у его красавицы жены?
Обо всем этом читайте в новом романе Фигля-Мигля, чей роман «Щастье» многими был признан лучшим литературным дебютом 2010 года».

Захотел приобщиться к творчеству как бы «новой знаменитости».
Не пошло. Вязкий стиль, без четко очерченной фабулы, какой-то не к месту мат.
Роман состоит из небольших рассказов от лица нескольких персонажей, каждый из которых, со своей точки зрения, описывает что-то, не имеющее никакого отношения к другим персонажам. Как бы понятно, что все это – «как кусочки мозаики», ага – должно сложиться в некую единую картинку (ту, которая в аннотации). Но у меня терпения не хватило чего-то такого дождаться.
Бросил.

1 фильм

«Река не течет вспять»
River of No Return
режиссеры: Отто Преминджер, Жан Негулеско
В главных ролях: Роберт Митчум, Мэрилин Монро
США, 1954

О сюжете (по мотивам описания «кинопоиска.ру»). Главный герой, возвратившись (сначала непонятно откуда) из тюрьмы, где он отсидел за убийство (сначала непонятно кого), находит своего шестилетнего сына в лагере американских переселенцев, где его приютила певица местного кабаре. Мужчина забирает сына в свой новый дом, построенный на новом, отдаленном от людей участке у горной реки, и решает начать новую жизнь в глуши и тиши.

В это время нечистый на руку дружок певицы выигрывает в карты золотоносный участок и предлагает девушке бросить все и умчаться с ним на плоту по реке, чтобы как можно быстрее застолбить золотую жилу, которую он получил обманом. Бурные воды горной реки вынуждают парочку сделать остановку рядом с хижиной главного героя. Узнав от него, что река ниже еще более опасна своими бурными порогами и водопадами, новоиспеченный владелец золотого участка отбирает лошадь и ружье у главного героя. Однако певица принимает решение остаться с фермером и ждать, когда вернется, как обещал, ее жених. Не прошло и дня, как на оставшихся в доме у реки нападают индейцы и сжигают их дом…

Герои успевают уплыть на плоту. Им предстоит нелегкий путь вниз по реке, через пороги и леса, по их следу идут индейцы, а также можно случайно наткнуться на не менее жестоких бледнолицых…

Хороший, крепкий вестерн, с «трогательными» комбинированными съемками, с грубыми, но, хорошо, редкими сюжетными натяжками. С мужественным, молчаливым, сдержанным главным героем, который, однако, способен вдруг взорваться, а то и наломать дров. Любит и заботится о сыне и о случайно встреченной женщине (чью красоту и сексуальность поначалу как бы не замечает). Роберт Митчум хорошо играет.

Мэрилин Монро – конечно, во всей своей красе (в обтягивающих джинсах, что, конечно, дань 50-м ХХ века, а не второй половине XIX в.), но играет, как всегда, так себе. Когда прочитал негативное мнение режиссера фильма об ее актерских способностях, еще больше убедился в невероятном, конечно, феномене популярности этой женщины.
Фильм она не портит, что и уже хорошо.

1 фильм

«Это случилось однажды ночью»
It Happened One Night
Режиссер: Фрэнк Капра
Сценарий: Сэмюэл Хопкинс Адамс, Роберт Рискин
В главных ролях: Кларк Гейбл, Клодетт Колбер
США, 1934

Из описания на «кинопоиск.ру»: «Элли собирается замуж за знаменитого летчика Кинга Вестли, но ее отец (миллионер) презирает того, считая светским бездельником, поэтому сажает дочь под замок и ищет основания для аннулирования помолвки. Элли удается бежать, и она отправляется навстречу суженому в Нью-Йорк на автобусе. В том же автобусе едет только что уволенный из своего издания репортер Питер, человек со своевольным характером.
Ему необходима сенсация, чтобы восстановить отношения с редактором. В лице беглой наследницы миллионов, которую ищет полиция всей страны, судьба улыбается ему. Он обещает помочь ей, но в пути планы обоих меняются. О, великая сила любви!..»

Фильмы Фрэнка Капры понравятся тем, кто любит, чтобы восторжествовала справедливость, чтобы романтические чувства преодолевали сословные, имущественные, денежные барьеры. Любил режиссер снимать фильмы про простых хороших людей, про простые и настоящие чувства в людях не очень хороших, но способных исправиться. Очень позитивное, в хорошем и глубоком смысле, кино. Разве что, кажущееся из сегодня наивным и идеалистичным, что, в свою очередь, добавляет ему очарования.

Кларк Гейбл, как типаж, не в моем вкусе, но в этом фильме играет на уровне.
Открытие фильма – конечно, Клодетт Колбер. Очень обаятельная и играет хорошо. Надо попробовать посмотреть еще фильмы с ее участием.

Старое кино – чем старее, тем больше, – обладает дополнительной – исторической – ценностью. Особенно если реалистичное: помимо сюжетной истории можно увидеть много про то, как люди жили, во что одевались, на чем ездили, как себя вели. В «Это случилось…», например, мужчины спокойно курят в салоне автобуса – и не сигареты, а трубки и сигары.
Фильм черно-белый, копия уже старенькая, но стоит посмотреть.

ссылки


Хореографические номера в постановке Басби Беркли в голливудских мюзиклах 30-х:
http://www.youtube.com/watch?v=csG6MBYsmOU
http://www.youtube.com/watch?v=MDe9upTQcpk


Мой пост «Кто поставляет нам картинку, или Что бы Станиславский сказал о сегодняшних журналистах» в блоге на "Эхо Москвы" о том, что журналисты понимают в проблеме бездомности и, что, соответственно, могут понимать в других проблемах: http://echo.msk.ru/blog/vars/1127920-echo/

Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко


В избранное