Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 18.08.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 18.08.13


1 книга
Александр Жолковский
«Звезды и немного нервно»

1 фильм
«Виолет и Дейзи»
США, 2012
1 недофильм
«Власть убеждений»

США, 2012

+ ссылки: фото, культурологическое, арт, социальное

1 книга
Александр Жолковский
«Звезды и немного нервно»

«Время», 2008 г.
320 с.

Аннотация от издателя: «Книга невымышленной прозы известного филолога, профессора Университета Южной Калифорнии Александра Жолковского, родившегося в 1937 году в Москве, живущего в Санта-Монике и регулярно бывающего в России, состоит из полутора сотен мемуарных мини-новелл о встречах с замечательными в том или ином отношении людьми и явлениями культуры. Сочетание отстраненно-иронического взгляда на пережитое с добросовестным отчетом о собственном в нем участии и обостренным вниманием к словесной стороне событий делают эту книгу уникальным явлением современной интеллектуальной прозы».

Вообще, книга про жизнь, но чтобы поточнее сориентировать – для тех, кто любит интеллектуально насыщенное чтение. Тем более понравится читателям, что, повторю аннотацию, автор филолог и большое значение уделяет «словесной стороне событий», если быть точнее, текстовой структуре (чтобы не путать его с теми, кто занимается происхождением слов, их значением, как правильно ставить ударение и пр.).

Александр Жолковский не просто филолог, а структуралист, один из самых известных представителей русского структурализма – очень интересного направления филологии (которое признается таковым, однако, не всеми: не все считают, что «гармонию можно постичь при помощи алгебры»). Направления, которое зародилось в СССР в конце 60-х, в чем-то придя из Европы, в чем-то опираясь на школу «русского формализма» 20-х, и с которым, к сожалению, не знаю, что происходит(?) сегодня.
«К сожалению» - так как во время своей учебы в 90-х, недовольный классической филологией (научной дисциплиной, на мой взгляд, крайне субъективной, не универсальной, страдающей идейно-текстовой интерпретацией, в свою очередь, чреватой публицистичностью, и пр.) интересовался этим направлением, читал Лотмана, Якобсона, Успенского и др. Как раз Жолковский не входил в число моих авторов – уже не помню точно почему: судя по тем кусочкам научных исследований, которые включены в книгу, вроде как догадываюсь, но не уверен. Но хорошо помню, что его работы часто попадались.
В книге много внимания уделяется встречам с и научной деятельности вышеуказанных ученых и др., так что у их поклонников особая причина заинтересоваться книгой.
Но будет интересно не только им. Автор описывает среду научного сообщества (и интеллигенции, входившей в ближний круг), его нравы – то, чем и как жили знакомые Жолковскому ученые, писатели и т.д. Многие из них в 70-80-х критично относились не только к классической филологии, но и к власти (кстати, классическая позиция русской интеллигенции). Кстати, парадоксальная публицистичность их позиции заключалась в особенном внимании к гонимым поэтам и писателям (Ахматовой, Пастернаку, Бродскому), и Жолковский яркое тому подтверждение.
Жолковский, в итоге, эмигрировал.

Мини-новеллы, которые составляют воспоминания, сам автор называет «виньетками». Что он вкладывает в это название, пытается описать во вступлении, но уж очень многословно, размыто. Вообще, краткость и четкость не среди достоинств Жолковского – иногда выматывает какой-то графоманией просто (но сам в этом грехе признается, считая его естественным для филологов). Если коротко и своими словами, то "виньетки" – это описание некой ситуации, с большим количеством подробностей, несколькими сюжетными составляющими, которые, складываясь, образуют нечто изящное, эстетское. На мой взгляд, далеко не всегда это получается. Часто общее количество деталей и внимание к ним перевешивают получающийся результат – как в плохом анекдоте, который сначала долго рассказывается, а в конце не очень-то и смешно.

Воспоминания выстроены по хронологии – от детства до сегодняшних дней (автору на момент издания книги было чуть за 70).
Про детство Жолковский пишет много и подробно, но, по-моему, воспоминания о детстве надо на какое-то время запретить издавать. Те, кто много читает мемуары, наверняка согласятся со мной, что, по большому счету, все воспоминания о детстве, совершенно разных людей, одинаковы: какими бы как бы уникальными ни были факты, но общее ощущение все время одинаковое – у всех одно и то же. Этому есть, как мне кажется, довольно простое объяснение – от любого детства не остается ничего кроме эмоционально окрашенных событий. Эмоции в детстве сильные, но простые – человек всему в этот период только учится, в том числе и фиксироваться на своих эмоциях. Все, конечно, любят вспоминать детство, но есть ли в этом литературная и исследовательская ценность?.. Значение детства в том, как будет складываться жизнь, велико, да, но исследованием причин и последствий надо заниматься основательно, делая из этого серьезный научный проект, и уж точно не полагаться только на личные воспоминания.
Хорошо, что «детство» – в «Звездах…» в том числе – когда-то заканчивается.

«Взрослые» (каламбур!) воспоминания Александра Жолковского дополнительно интересны – пикантно – тем, что он большое внимание уделяет своей личной жизни в аспекте взаимоотношений с женщинами, иногда приводя весьма и весьма интимные подробности. Что в этом – доля самолюбования с какой-то психологической подоплекой (иногда в рассказах, какой он дон жуан, чувствовалась какая-то нарочитость, показушность) или в этом проявляется идеологическая установка автора, который хотел показать себя не как ученого-«сухаря», а как человека, любящего жизнь, не могу сказать – не понял.

В общем, если судить по объему моего отзыва, видно, что книга оставила много впечатлений.
1 фильм
«Виолет и Дейзи»
Violet & Daisy
Режиссер: Джеффри Флетчер
В ролях: Сирша Ронан, Алексис Бледел, Дэнни Трехо, Джеймс Гандольфини
Жанр: драма, криминал
США, 2012

Одна из аннотаций: «Две подружки – Виолет и Дейзи – плевать хотели на всякие там законы и правила. Если они чего-нибудь хотят, то обязательно это получат, даже если ради этого придется кого-нибудь убить. Кстати, именно такой способ заработать кажется девчонкам довольно простым – но до поры до времени…»

Любопытное кино, больше, все-таки, ориентированное на молодежь, поэтому ей как бы и судить, на самом деле. Наверно, даже надо уточнить, ориентированное на женскую молодежь, так как главные героини – как бы типичные представительницы культа пост-гламура(?) 2000-х (игра в инфантилизм, любовь к криминальным боевикам, шмотки, стремление быть крутыми).

(Хм, а парней-то, ровесников, в фильме вообще нет – только молодые героини и взрослые мужчины. Как растолковать эту особенность, не понимаю.)

Фильм про девушек-киллерш, работающих парой, начинается бодро, в стиле «раннего Тарантино», далее продолжается как молодежная «черная комедия», еще что-то от «Ангелов Чарли», а где-то с середины постепенно трансформируется чуть ли не в психологическую драму. В общем, коктейль еще тот – и не могу сказать, что удачный, ибо не понятный (о чем фильм-то? что этой жанровой кашей хотел сказать автор?). К тому же, с середины фильма темп катастрофически падает из-за бесконечных разговоров – становится скучно. Впрочем (не мне судить), зрительницам-девочкам, особенно тем, для которых актуальны сложные отношения со своими отцами, может, и будет интересно, если не сказать, переживательно, так, что к концу фильма а-а-а-разрыдаться.

По мне, сюжет фильма надуманный, со многими натяжками, общий смысл туманен. Атмосфера – если в нее, конечно, попасть, – как это бывает, может компенсировать эти недостатки, но я не попал. Может, в том числе и потому, что музыка совсем девчачья;0)

«Виолетт и Дэйзи» интересен тем, что это одна из последних ролей Джеймса Гандольфини – «звезды» сериала «Клан Сопрано». Актер умер в июне 2013 года.

В роли Дэйзи снялась Сирша Ронан. Сначала не мог вспомнить, где же я ее видел… А, точно – «Последний рейд», где она играла старшую дочь героини Кейт Бланшетт и внучку героя, которого сыграл Томми Ли Джонс. (Кстати, тем, кто пропустил этот фильм, любит вестерны и этих актеров, советую его попробовать посмотреть. Я люблю «Последний рейд» – пересмотрел – с удовольствием – совсем недавно.) Сирша – очень красивая, что вовсю использует режиссер, и играет неплохо. Наверно, будет новой голливудской «звездой». Как говорится, надо присмотреться.

Трудно положительно отозваться об этом фильме, но, с другой стороны, если учесть, что смотреть особенно нечего, то этот хотя бы любопытный.

1 недофильм

«Власть убеждений»
The Power of Few
Режиссер: Леоне Маркуччи
В ролях: Кристофер Уокен, Кристиан Слэйтер, Энтони Андерсон, Джесси Брэдфорд, Мун Бладгуд, Никки Уилан, Девон Джирхарт
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал, детектив
США, 2012

Официальная аннотация: «Через двадцать минут жизнь в маленьком городке в Новом Орлеане круто изменится. Как? Вариантов — бесчисленное множество, ведь за эти 20 минут может произойти бессчетное количество событий. Полисмены, шпионы, бродяги, криминальные авторитеты, религиозные лидеры, городские зеваки… — каждый может совершить нечто, что развернет течение истории в другом направлении. Ведь все мы неразрывно связаны друг с другом, даже если не подозреваем об этом! Выбор самого маленького человека может повлиять на самые большие события в мире…»

Вот советуют же умные люди – «ну не смотри ты фильмы, где играет Кристиан Слейтер!» Но ты им – «Но ведь Кристофер же Уокен!»…

Правы оказались те, кто про Слейтера. Смотреть не стоит. Малобюджетное, пустое не-пойми-что, банальное (лучше «Осторожно, двери закрываются!» еще раз), с просто ужасной актерской игрой.

Многообещающая аннотация, конечно. Ну да, это они умеют.

ссылки


Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко


Алексей Варсопко. Новые посты в блоге на сайте «Эхо Москвы»
http://echo.msk.ru/blog/vars/


Фотографии которые «взорвали» интернет
http://trasyy.livejournal.com/1212607.html


Очень любопытный британский художник Дэвид Хокни разгадал секрет невероятной реалистичности картин эпохи Возрождения
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505/


Giles Oldershaw придумал технику работы с гофрокартоном для создания художественных произведений
http://www.kulturologia.ru/blogs/070813/18658/


Кольская сверхглубокая скважина
«Доктор Губерман, какого черта вы откопали там внизу?» – реплика из зала прервала доклад российского ученого на заседании ЮНЕСКО в Австралии...
http://gnom-nebesniy.livejournal.com/213761.html


В избранное