Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 14.10.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 14.10.13


1 книга
Джин Брюэр
«Планета Ка-Пэкс»

1 фильм
«Гравитация»
США, Великобритания, 2013
1 фильм
«Вечное возвращение»

Украина, 2012

+ ссылки: видео, фото, арт

1 книга
Сэйтё Мацумото
«Флаг в тумане»

Авторский сборник
Перевод с японского: З. Рахим, Георгий Свиридов
Вышэйшая школа, 1991 г.
512 стр.

От издателя: «В книге представлены романы крупнейшего мастера японского детектива Сэйтё Мацумото "Точки и линии", "Стена глаз", "Флаг в тумане". Захватывающая интрига, умело сконструированные трюки, психологическая достоверность образов в соединении с национальным своеобразием привлекают к творчеству Мацумото огромное количество любителей детективного жанра».

Роман Мацумото «Точки и линии» я уже читал – понравился (не без недостатков). Писал об этом в «Культурном минимуме». На книжном безрыбье решил вернуться к творчеству этого японского писателя.

(Вообще, с книгами последнее время сильно не везет. Начинаю читать – и бросаю, не в силах преодолевать какое-то пустословие, отсутствие серьезности и глубины. А уж как в аннотациях-то расписано!..
Из новинок попробовал тут почитать «Записки Раздолбая» Павла Санаева, «Похороните меня за плинтусом» которого произвело, да, сильное впечатление. Новая его книга из разряда «когда же что-нибудь начнется?»: чего-то, основанное на воспоминаниях о молодости, прошедшей при советском строе, рассказывается-рассказывается, но вообще никак не трогает, не заставляет сопереживать, хотя это время и моей молодости тоже. Либо книга опоздала лет на двадцать, либо даже не знаю. Но вот абсолютный ноль информации и художественного интереса. И главное – никакого нерва, надрыва, благодаря которым понравилась его первая книга.)

Итак, Сэйтё Мацумото – «Стена глаз», «Флаг в тумане».

Забегая вперед, отмечу, что оба раза смысл названия мне не раскрылся.

В первом романе детективный сюжет разворачивается вокруг аферы с банковскими векселями, в которую оказывается втянут влиятельный политик, и смертями вокруг этого.. Расследование параллельно ведут специально ушедший ради этого в отпуск клерк-бухгалтер, его друг газетчик и полиция. У кого-то получается быстрее раскрутить одну ниточку, у кого-то – другую. Идет такое своеобразное соревнование, что создает дополнительную интригу. По мере расследования появляются новые трупы…
Как и в «Точках…», описание расследования очень детальное и, по моим ощущениям, весьма приближенное к реальности: без «супер-интуиции», гениальных догадок, со множеством тупиков в расследовании, ложными версиями, на которые потрачено много времени и, в итоге, безрезультатно.
Как и в «Точках…», было интересно окунуться в атмосферу японской культуры взаимоотношений между людьми, представителями разных государственных ведомств. «Национальное своеобразие» проявляется и в том, что Мацумото главного героя делает поэтом, который хоть и мелкий служащий, хоть и одержим поиском преступников, но иногда, когда как бы не в силах устоять перед красотой природы, радует отличными хокку. Время действия примерно 60-е года прошлого века.
Для повышения саспенса Мацумото использует любопытный прием. Главный герой как бы даже втайне от себя влюбляется в девушку, связанную с преступниками, из-за чего от друга, который помогает в расследовании, начинает утаивать некоторые факты.

Но, как и в «Точках…», в «Стене глаз» очень много японских имен. Лично мне было трудно все их запомнить, и я путался в персонажах.
Разочаровал финал, показавшийся написанным эскизно, тезисно, наспех. Вдруг раз-раз-раз – и все. То было так подробно, а тут как будто автору нужно было срочно сдавать роман в издательство. Как бы нельзя так с читателями, хм.

«Флаг в тумане» – не столько детектив, сколько психологический роман с элементами детектива. Кто будет читать, обязательно заметит переклички с «Преступлением и наказанием» Достоевского: в убийстве старухи-процентщицы обвиняется учитель, который брал у нее ссуду. Младшая сестра молодого человека не верит в его виновность и обращается к известному адвокату, к которому специально едет в Токио, чтобы он взялся за защиту, но тот из-за отсутствия средств у девушки, собственной занятости отказывает. Назначенному адвокату опровергнуть обвинение не удается, и учителя суд объявляет виновным. Учитель, сломленный этим, умирает в тюрьме.
Однако делом заинтересовался журналист – случайный знакомый сестры обвиненного. Проникнувшись ее отчаянием, он пытается помочь девушке. Та, в свою очередь, ведет себя как бы по канонам жанра странно, но по правилам японского этикета вроде как и оправданно – не идет на контакт с молодым человеком. Но тот не успокаивается, так как тоже (почему-то) верит в невиновность ее брата и хочет восстановить справедливость (что, все-таки, натяжка)…
А дальше развивается еще одна линия сюжета, тоже немного связанная с темами Достоевского, а может, даже и Шекспира. Девушка решила отомстить адвокату. В этом ее мотиве, в том, насколько она была непреклонна, безжалостна в осуществлении своей цели, очень сильная сторона сюжета. Такая, знаете, человеческая трагедия. А-а-а-а!.. Даже мурашки по спине, когда вспоминаю об этой героине.
При этом адвокат-то не представлен циничным дельцом, более того, он заинтересовался… Но не буду раскрывать фабулу.

Несмотря на то, что все было захватывающе и интересно, где-то в последней трети стало возникать ощущение, что автор сильно упрощает место действия и, так сказать, персонажный ряд. Ладно бы, дело происходило в одной деревне, где все друг друга знают, но когда преступление совершено в далекой японской провинции, а адвокат находится в Токио, и при этом получается, что лица, замешанные в преступлении, сестра обвиненного, адвокат и его любовница – все оказываются, как говорится, на дистанции одного рукопожатия. Ой! Такая какая-то театральщина!.. Нельзя так.
1 фильм
«Гравитация»
Gravity
режиссер: Альфонсо Куарон
сценарий: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон
В главных ролях: Сандра Булок, Джордж Клуни
США, Великобритания, 2013

Фильм начинается с того, что трое астронавтов выполняют плановые работы в открытом космосе. Происходит катастрофа (русская тема, э-хе-хе), в результате которой один астронавт гибнет, а двух других уносит в открытый космос. И теперь им надо как-то спастись, когда кислород и топливо в их скафандрах на исходе.

Потрясающие воображение виды Земли из космоса и отчаяние человека в абсолютно черном пространстве без всякой связи с Землей и какой-либо надежды на спасение…

Имя режиссера вроде как знакомое, но не мог вспомнить, что же он снял. А когда уже после фильма посмотрел, то подумал, что и хорошо, что не осведомился заранее, так как его фильмы («Дитя человеческое», один из «Гарри Поттеров», «Лабиринт Фавна», «И твою маму тоже») мне не нравятся, и это, чего доброго, еще бы повлияло на идти – не идти.
И Сандра Булок, мягко говоря, не из моих любимых актрис. Клуни еще ладно, но и он ведь не залог хорошего кино.
А привлек, надо же, трейлер, сумевшем вкусно подать тему – одиночество астронавтов в космосе, в отрыве от космической станции. Тема еще не разыгранная, не затертая, очень потенциально драматичная.

В общем, слава трейлеру! (И посмотрел-то его случайно, летом, когда ходил на что-то.)
Фильм – шедевр! По самым разным показателям.

Актеры, которых в фильме всего два, сыграли замечательно. Великолепный придумали персонаж Сандре Булок – слабая, паникующая, мужественная, волевая, отчаянная, немного бестолковая и в то же время способная собраться. Живая. Конечно, очень хорошо написан сценарий, очень драматичная и переживательная получилась ее линия. Фильм нажимает на очень важные точки, и в итоге, все очень духоподъемно – с замечательным заглавным образом.
Спецэффекты, из которых, как прочитал, фильм состоит чуть ли не на 4/5, – WOW! В некоторых местах тончайшей работе с картинкой просто хотелось аплодировать. (Не знаю, получится ли, но это тот случай, когда хочется пересмотреть фильм в 3D.)
Экшн такой, что я сам во время просмотра, соотнося себя с астронавтами, хватался за подлокотники кресла (чтобы не унесло в открытый космос)!
Вроде бы, когда в сцене всего один персонаж и крайне минималистичное на содержание космическое пространство, какого драйва можно ожидать – а оказалось, что как в лучших фильмах Спилберга.

Здорово! Уже и забыл, когда получал такое удовольствие от кино.

Знатоки успели отметить ненаучные допущения, но так когда еще каждый кинозритель может побывать в космосе, чтобы на себе проверить, так или не так!

В общем, смотреть.

1 фильм

«Вечное возвращение»
Режиссер: Кира Муратова
В ролях: Рената Литвинова, Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Алла Демидова, Георгий Делиев, Наталья Бузько
Украина, 2012

Несмотря на то, что прошлый фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» (2009) мне не понравился, все равно остаюсь давним и большим поклонником ее творчества. Тем более она уже давно не снимала, и, конечно, хотелось посмотреть ее новый фильм.

Это, безусловно, авторское кино – с любимыми «муратовскими» актерами и штучками в виде нарочитой, «с придурью»;0) или, как кому, «с особым очарованием» игры актеров и неоднократным повторением одних и тех же фраз (в данном фильме этот ее излюбленный прием еще больше разработан – до повторения сцен).
Это, конечно, арт-хаус, или экспериментальное кино, цель которого поиски нового языка, новых форм подачи. Просмотр потребует напряжения.

Сначала сюжет строится на повторении с вариациями одной и той же сцены: мужчина после многих лет приезжает к женщине, в которую был влюблен в институте, чтобы спросить у нее совета, как поступить, если он любит и жену и любовницу… Одна ситуация разыгрывается разными парами актеров, с немного разной интонацией, настроением, причем актеры, но не все, в парах меняются.

Сначала кажется, что режиссер разыгрывает тему однотипности ситуаций у разных людей, как бы смеясь над уникальностью человеческих судеб. Получается, что у всех одно и то же – различие только в тембрах и антураже.

В середине фильма выясняется, что не совсем так – как бы на самом деле это идет просмотр кинопроб еще не снятого фильма (но тогда, кстати, не хватает специфической маркировки разных дублей и т.п.; но, с другой стороны, «кинопробы» черно-белые, а сцена просмотра и, забегая вперед, финальная сцена цветные). В сцене в просмотровом зале фигурируют продюсер фильма и потенциальный инвестор. И это уже не игра в жизнь, а как бы сама жизнь и есть. Возникает новая тема фильма – тема оценки того, кто как играет, стоит ли вкладываться в такое кино…

Много по-разному можно трактовать, и идея, положенная в основу сценария, классная. Есть, над чем подумать.

Беда только – скучно. Скучно до невозможности – в последнюю треть фильма (когда и появились Табаков, Демидова, Маковецкий, Литвинова) несколько раз смотрел на часы. На мой взгляд, главный прокол – с текстом, который произносят актеры почти в одинаковых декорациях и примерно одинаковым набором действия. Текст надуманный, к тому же быстро становящийся банальным, и актерам уже не сказать ничего нового и вот они чего-то выдавливают из себя, стараясь быть не такими, какими были актеры до них. Может, в этом была концептуальная задумка. Но тогда задумка несмотрибельная.
В финале фильма неплохая сценка «Розыгрыш», в которой снова участвуют продюсер, потенциальный инвестор, к которым прибавляются сценарист и помощник продюсера. Возникает тема трагической ситуации с современным кино, тем, как оно делается.
Но фильм «Вечное возвращение» она не спасает. Жаль.

ссылки


Алексей Варсопко. "Свободные линии. Главный штаб" (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)

Алексей Варсопко. Новые «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко
Мои фото-впечатления (много) от пребывания в Нижнем Новгороде 26-28 сентября 2013: http://varsopko-alexey.livejournal.com/374590.html
Два мастера вингсьюта – француз Людовик Вёрт и норвежец Йоаким «Йокке» Соммер. Пролёт через две башни высотного здания в Рио-де-Жанейро на скорости около 200 км/час.
Видеоролик – 2 мин. 30 сек.
http://drugoi.livejournal.com/3900620.html

Codex Seraphinianus
Итальянский архитектор, иллюстратор и промышленный дизайнер Луиджи Серафини в конце 1970-х годов сделал книгу-энциклопедию о неизвестном, параллельном нам мире...
http://thedimka.livejournal.com/361597.html


В избранное