Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.12.17: про новую книгу Петрушевской


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 19.12.17: 1 книга

Людмила Петрушевская
«Странствия по поводу смерти»

Эксмо, 2017
Серия «Людмила Петрушевская. И нет преткновения чуду»
320 стр.

Описание с ozon.ru: «В этой книге собраны истории, так или иначе связанные с нарушениями закона, хотя иногда человек просто может ошибиться – или посчитать закон несправедливым. Но заглавная повесть сборника, «Странствия по поводу смерти», это детектив, причем с элементами триллера, редкий для автора жанр. Еще один триллер – «Конфеты с ликером» – история жены серийного убийцы, история молодой женщины, пытающейся спасти своих детей. В книге есть и трогательные сюжеты о любви, но в каждом из них так или иначе заложена опасность – и история ее преодоления. В сущности, эта книга повествует о победах над судьбой.
Людмила Петрушевская пишет, как она выражается, всё – и добавляет: "Кроме доносов". Изобретает новый язык и сочиняет на нем цикл сказок. Выступает с концертами как певица, автор и композитор, устраивает выставки своих работ, и за все это получает премии: Государственную премию, Независимую премию "Триумф", театральную "Станиславский", премии Бунина, Гоголя, Довлатова, немецкую "Pushkinpreis", американскую "World Fantastik Award", русско-итальянскую "Москва-Пенне" и др. Людмила Петрушевская – академик Баварской академии искусств».

Для меня большой вопрос, какое отношение данная аннотация имеет к тому, что это произведения Людмилы Петрушевской. Формально, вышеописанное в этой книге есть, то есть не обманули, но фактически… (Аргумент «А как еще продать сложную литературу?!» не принимается.)
Помню, в свое время кто-то (не у нас) подал иск в связи с тем, что реклама фильма «Драйв» (с Гослингом) обманула ожидания: что-то вроде того, что главное в фильме не то, что он «про гонщика».

Уже давно ловлю себя на том, что процесс восприятия книги (или фильма, без разницы) превращается в отдельный сюжет.
Сильно зависящий у опытного читателя от предварительных установок.
Со своими поворотами сюжета (когда, например, появляется то, чего не было в аннотации от издательства). С, возможно, интересным развитием (чем дальше читаешь, тем больше нравится). 
Со своей интригой. Например, оправдает ли новый автор ожидания? сможет ли сказать что-то новое уже известный автор? сможет ли автор, которого давно не читал, но к которому неплохое отношение, соответствовать этому отношению? сможет ли по-хорошему удивить?
Последнее относится к Петрушевской.

Давно ее не читал. Взялся за новую книгу, потому что устал от художественной литературы, которая не приносит удовольствия. Читаешь, читаешь – одни разочарования или новое не-пойми-что. Никакого другого выхода, кроме обратиться к уже проверенному.
К творчеству Петрушевской, а точнее, к ее прозе как раз неплохое отношение. (Но, опять же, если давным-давно не читал, то откуда знаешь, какое сейчас отношение? Ведь не читал и не перечитывал. Ведь со мной что-то могло произойти, из-за чего то, что нравилось раньше, сегодня воспринимается по-другому. Или с автором.) Увидел, что вышла новая книга. Надо попробовать.

С заглавной повести сборник начинается. Первые страницы – и сразу окунулся в моментально узнанный Стиль. Петрушевская – Мастер, конечно. Погружает в насыщенный огромным количеством деталей текст, но при этом с четкой сюжетной линией, обрушивает мощный водопад словесно-языковой игры, музыкально выстроенной – вызывающей восхищение своим ритмом и поэзией (несмотря на то, что это всё проза). Читаешь – и понимаешь: вот то, из-за чего люблю литературу! Вот она, Литература!

По материалу это всё та же фактурная чернуха, со смертями, убийствами, тяжелыми, неизлечимыми болезнями, непреодолимой бедностью и прочим брутальным советским и пост-советским мраком. (Помню замечательную пародию на это, сделанную еще в середине 80-х в программе «Вокруг смеха»:0) Но какой нерв и драйв!

Прошло совсем немного времени после прочтения и уже толком не помню сюжет, но очень хорошо помню своё удовольствие и смех в голос от текста. Восторг, которого давно не испытывал.
И следующий после повести рассказ закрепил радость.

А вот потом…

Вот были бы в книге только первая повесть и рассказ после – и всё. Больше не надо.
Но потом пошли другие рассказы, а в них… то же самое.
Похоже, именно из-за этого, несмотря на то, что книги Петрушевской выходят часто, долгое время игнорировал их выход.
Однообразие.
Языковая игра дальше в сборнике по-прежнему на высоте, но такая же, а так как сюжеты у Петрушевской имеют малое значение, то все последующее сливается в одну кашу.
Можно сравнить с выступлением виртуозного гитариста-импровизатора, первое отделение которого на ура, а второе уже кажется невыразимо скучным.
И к концу книги уже и пролистывал и дочитывал.
Повесть «Конфеты с ликером» все-таки выделю. Возможно, за счет более сложной структуры, чем рассказ.

Но заглавная повесть особая.
Если в начале «Странствий…» идет обычная петрушевская, то с середины повести – и тут я, извините, убиваю интригу – начинается стремительный, неожиданный криминальный триллер, переход совсем в другой жанр. Меня к этому никто не готовил – и это был сюрприз так сюрприз!
К сожалению, в рамках сборника таких сюрпризов больше не было.

Если возвращаться к теме процесса чтения как отдельного сюжета, то получается, что Петрушевская сначала снова влюбила в себя, поддержала какое-то время интерес, а потом сильно разочаровала. Жаль. А как прекрасно все начиналось! (Но даже такая радость, смазанная, большая редкость в последнее время.)


В избранное