← Октябрь 2025 | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Большинство людей находятся в оцепенелом незнании истины смерти. Как, незнание? Вот она - за спиной у каждого. Перед глазами - чужая смерть, а своя - за спиной. Что страшит нас в собственной смерти? Конечно же вопрос: есть ли что-нибудь за ней, или за ней ничто? Правильный ответ на этот вопрос и есть истина собственной смерти. Этого ответа мы не знаем, точнее, знаем два взаимоисключающих: за смертью есть другая жизнь (какая, мы не знаем), или за ней - небытие. Точно нам известно одно - жизнь венчается смертью. Прилагательное <<оцепенелое взято с долей риска: оцепенения нет, а есть лишь запрятанная в подсознании мысль: <[а я ведь конечен, смертен]>. Мысль спрятана и лишь изредка выплывает в сознание, чтобы тут же его же усилием утонуть в нем. Так, почему же все-таки <[оцепенелое]>? Да просто потому, что на долю секунды, порой не замечая этого, застываем в оцепенении, имея тревожнгый вопрос без ответа. Иной читатель заметит - автор лукавит: <[мол, ответ есть]>. Да, даже - несколько. Так, рацональное объяснение таково: умирает человек, и все для него исчезает; одним словом - небытие. А некоторые религии уверяют, что после смерти небытия нет. В разных религиях объяснение звучит по-разному. В христианстве, например, душа человека после смерти тела пребывает в Царствии Небесном (может быть, в Аду), а после Второго Пришествия Христа начнется новая бесконечная блаженная жизнь на обновленной земле. Объяснение прямо противоположное рациональному. В буддизме трактовка посмртия иная. Сознание умершего человека каким-то образом перемещается в тело новорожденного (в некоторых ветвях буддизма разрешается перемещение в животного или в растение). При этом сознание как бы забывает предыдущую жизнь. Не будем пока рассматривать <[тонкости]> ответа в различных религиях, а обратим внимание на следующее. Если на какой-то вопрос имеются различные ответы, это означает: из имеющихся ответов правилен только один или все они ложны. Казалось бы в наш научный век предпочтение следует отдать рациональному ответу: после смерти человека для него за чертой жизни ничего нет. Все ясно, и предмета для дальнейшего обсуждения просто нет. Но если поглубже вдуматься в поставленный вопрос, то на фоне рациональной мысли возникают неясные метафизические тени. Первая неясность. Каждый родившийся человек может задать себе <[наивный]> вопрос - почему я родился сейчас, а не в другое время? Вопрос настолько <[наивен]>, что практически никто его не задает, и, значит, не пытается получить ответ. Если же рискнуть об этом подумать, то, находясь в границах здравого смысла, сразу же выскакиваешь за эти границы. Неясность вторая. Какова вероятность моего рождения? Мои родители могли не встретиться и не зачать меня. Таким же образом исключена 100% вероятность появления на белый свет моих родителей. Подобное рассуждение можно перенести на бабушек, дедушек, на прабабушек, прадедушек, и т. д.. Элементарный подсчет показывает, что вероятность рождения конкретного каждого из нас составляет величину близкую к нулю. Тем не менее, появившись на белый свет, мы эту ничтожную вероятность делаем равной единице. Здравые рассуждения не подсказывают нам ответа на вопрос - почему практически невероятные события осуществляются регулярно? Следующая метафизическая тень. Мысль, что меня никогда не было со времен <[сотворения мира]> еще как-то укладывается в наше слабеющее от метафизических вопрошений сознание, а вот мысль, что меня никогда не будет (это же бесконечная череда лет!) просто не может прочертить себе <[борозду]> для своего укладывания в мозгу: ничтожно малая искорка, вспыхнувшая в пламени жизни. Зачем? Почему? В границах рационального здравого смысла не столь нездравыми начинают казаться <[бредовые]> мысли по поводу существования жизни после смерти. Вспомним высказывание рационально мыслящего врача и психолога К.Г.Юнга, который писал: <[...исходя из точки зрения душевной гигиены, я нахожу чрезвычайно разумными все религии, которые имеют цель, стоящую над миром... Следовательно с психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть - всего лишь переходной период, часть неизвестного большого и долгого процесса жизни]>. Однако цель данных рассылок - изложение не психотерапевтической точки зрения на проблему собственной смерти, а попытка <[нащупать]> рациональный, научный подход к столь волнующей и столь скрываемой от постороннего взгляда проблеме.
Статистика
0 за неделю
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия Кто после нас будет жить - мы или другие?
Эта рассылка идет как бы вслед за предыдущей. Я снова хочу порассуждать относительно слов <мы> и <другие. Это необходимо для понимания реоригинации в том смысле, что живущие после нас теперешних - тоже мы, правда в ином личностном <исполнении. О личностном <исполнении> мы поговорим как-нибудь в следующий раз. Мы привычно говорим: <В начале было слово> (Это из Евангелия от Иоанна. Согласно же нашему разумению - в начале была мысль (для верующих - замысел Божий. Для атеистов - мысль прачеловека, породившая п...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия Обмен вопросами и ответами с корреспонденткой по электронной
Для своей второй рассылки по проблеме ФВБ (реоригинации) я решил использовать ответ одной своей корреспондентке по электронной переписке. Этому ответу - года три, четыре. Но он не устарел. У меня не сохранилось письма с вопросами, которые мне задавались. Но в своих ответах я фактически вопросы повторил, поэтому читателю все будет ясно. Имя корреспондентки я оставил без изиенения. Уважаемая Алла, здесь несколько вопросов. Вопрос первый - <Если я просто буду другая, то меня это не устраивает. Я хочу быть сов...