← Октябрь 2025 | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Большинство людей находятся в оцепенелом незнании истины смерти. Как, незнание? Вот она - за спиной у каждого. Перед глазами - чужая смерть, а своя - за спиной. Что страшит нас в собственной смерти? Конечно же вопрос: есть ли что-нибудь за ней, или за ней ничто? Правильный ответ на этот вопрос и есть истина собственной смерти. Этого ответа мы не знаем, точнее, знаем два взаимоисключающих: за смертью есть другая жизнь (какая, мы не знаем), или за ней - небытие. Точно нам известно одно - жизнь венчается смертью. Прилагательное <<оцепенелое взято с долей риска: оцепенения нет, а есть лишь запрятанная в подсознании мысль: <[а я ведь конечен, смертен]>. Мысль спрятана и лишь изредка выплывает в сознание, чтобы тут же его же усилием утонуть в нем. Так, почему же все-таки <[оцепенелое]>? Да просто потому, что на долю секунды, порой не замечая этого, застываем в оцепенении, имея тревожнгый вопрос без ответа. Иной читатель заметит - автор лукавит: <[мол, ответ есть]>. Да, даже - несколько. Так, рацональное объяснение таково: умирает человек, и все для него исчезает; одним словом - небытие. А некоторые религии уверяют, что после смерти небытия нет. В разных религиях объяснение звучит по-разному. В христианстве, например, душа человека после смерти тела пребывает в Царствии Небесном (может быть, в Аду), а после Второго Пришествия Христа начнется новая бесконечная блаженная жизнь на обновленной земле. Объяснение прямо противоположное рациональному. В буддизме трактовка посмртия иная. Сознание умершего человека каким-то образом перемещается в тело новорожденного (в некоторых ветвях буддизма разрешается перемещение в животного или в растение). При этом сознание как бы забывает предыдущую жизнь. Не будем пока рассматривать <[тонкости]> ответа в различных религиях, а обратим внимание на следующее. Если на какой-то вопрос имеются различные ответы, это означает: из имеющихся ответов правилен только один или все они ложны. Казалось бы в наш научный век предпочтение следует отдать рациональному ответу: после смерти человека для него за чертой жизни ничего нет. Все ясно, и предмета для дальнейшего обсуждения просто нет. Но если поглубже вдуматься в поставленный вопрос, то на фоне рациональной мысли возникают неясные метафизические тени. Первая неясность. Каждый родившийся человек может задать себе <[наивный]> вопрос - почему я родился сейчас, а не в другое время? Вопрос настолько <[наивен]>, что практически никто его не задает, и, значит, не пытается получить ответ. Если же рискнуть об этом подумать, то, находясь в границах здравого смысла, сразу же выскакиваешь за эти границы. Неясность вторая. Какова вероятность моего рождения? Мои родители могли не встретиться и не зачать меня. Таким же образом исключена 100% вероятность появления на белый свет моих родителей. Подобное рассуждение можно перенести на бабушек, дедушек, на прабабушек, прадедушек, и т. д.. Элементарный подсчет показывает, что вероятность рождения конкретного каждого из нас составляет величину близкую к нулю. Тем не менее, появившись на белый свет, мы эту ничтожную вероятность делаем равной единице. Здравые рассуждения не подсказывают нам ответа на вопрос - почему практически невероятные события осуществляются регулярно? Следующая метафизическая тень. Мысль, что меня никогда не было со времен <[сотворения мира]> еще как-то укладывается в наше слабеющее от метафизических вопрошений сознание, а вот мысль, что меня никогда не будет (это же бесконечная череда лет!) просто не может прочертить себе <[борозду]> для своего укладывания в мозгу: ничтожно малая искорка, вспыхнувшая в пламени жизни. Зачем? Почему? В границах рационального здравого смысла не столь нездравыми начинают казаться <[бредовые]> мысли по поводу существования жизни после смерти. Вспомним высказывание рационально мыслящего врача и психолога К.Г.Юнга, который писал: <[...исходя из точки зрения душевной гигиены, я нахожу чрезвычайно разумными все религии, которые имеют цель, стоящую над миром... Следовательно с психотерапевтической точки зрения было бы лучше, если бы мы могли думать, что смерть - всего лишь переходной период, часть неизвестного большого и долгого процесса жизни]>. Однако цель данных рассылок - изложение не психотерапевтической точки зрения на проблему собственной смерти, а попытка <[нащупать]> рациональный, научный подход к столь волнующей и столь скрываемой от постороннего взгляда проблеме.
Статистика
0 за неделю
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 23 Кое-что о приставке "пере. Итак, если обратиться к глубинной сущности бессмертия <по религиозному, <по-идеалистически, то следует констатировать, что оно заключается во временнo'й передаче от одного носителя к другому некоей нематериальной и постоянной сущности, называемой душой или иным трансцендентным термином. При этом важно отметить, что эта сущность во многих религиях строго индивидуальна и составляет, по существу, основу личности. Материализм, несмотря на отдельные шероховатости своего о...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 22 Страна чудес. Существенно отличается от христианской трактовка бессмертия в религиях стран Юго-Восточной Азии (буддизм, индуизм. При всех различиях этих религий (в чем-то даже больше похожих на философские учения) по отношению к проблеме вечной жизни они имеют ряд сходных моментов. Главное заключается в том, что душа после смерти человека в основном теряет его личностные черты. Она может сохранять иногда лишь некоторые отрывочные воспоминания о своей прежней жизни, которые затем, в зрелом возр...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 21 Слабые "пункты. Продолжим обсуждение вопроса. Так как число генов и клеток в теле велико, число возможных комбинаций невыразимо огромно, но. все-таки конечно, то максимально возможное количество нас, разных людей, если не допускать <повторов, имеет, оказывается, теоретический предел. Причем это не тот предел, который может быть обусловлен вырождением, нет - это что-то типа мировой константы, никак не связанной с сущностью жизни. Предел этот практически, видимо, никогда не будет достигнут, так ...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 20 Глава 2. ПОД РУЧКУ С РЕЛИГИЕЙ - Дедушка, - все люди умирают? - Да, милый, все. - Жалко. А в Англии тоже умирают? - И в Англии умирают, дружок. - Жалко. Дедушка, а те, которые умерли, никогда больше не вырастают? - Нет, не вырастают. - Жалко, дедушка, что не вырастают. Из разговора с внуком Идея бессмертия. Внуку было пять лет, когда состоялся этот разговор. В таком возрасте дети всегда задают трудные вопросы. Самым неожиданным для дедушки оказалось упоминание об Англии. В конце концов, он расц...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 19 Глава 1. НЕ ПОДХОДИТЕ К ГОРЕ СЛИШКОМ БЛИЗКО (вместо предисловия) Вот так, с трудом пытаясь развивать Как бы клубок какой-то сложной пряжи, Вдруг и увидишь то, что должно называть Бессмертием. О, суеверья наши! Н. Заболоцкий Наша тема - бессмертие. Разговор в этой книге пойдет о вечной жизни (бессмертии. Тема, несомненно, привлекательная. Звучит она если не дерзко, то наверняка непривычно для людей, воспитанных на канонах материализма. Известен хрестоматийный силлогизм: все люди смертны, все гр...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 18 Введение. С момента выхода издания книги <Феномен вечного бытия> (автор - Полосухин Б.М) в Московском издательстве <Наука> (1993 год) минуло 14 лет. Срок немалый в масштабе человеческой жизни, а иногда и общественно-политической, как это произошло в России. Но он ничтожен с точки зрения глубинных изменений человеческого мышления. Об этом приходится сказать, чтобы кратко осветить историю (если это слово здесь уместно) развития самой идеи феномена вечного бытия после выхода книги. Тираж книги (1...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 17 Некоторый промежуточный итог. Закончился первый цикл рассылок по теме "Продолжаем разговор о феномене вечного бытия. Этот цикл делался "в живую, т.е. рассылки писались и без долгого "вылёживания" отсылались на сайт Subscribe.ru. Это не могло не сказаться на их качестве: где-то я был непоследователен, могли встречаться не до конца продуманные формулировки. Поэтому чтобы закрепить изложенный в рассылках материал, по моему мнению, нужно подвести некий промежуточный итог. 1. Была сформулирована ос...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 16 О страхе собственной смерти. Прошлая рассылка как бы изнутри практического опыта показала негативную сторону реоригинации: продолжительная медитация (в течение ряда лет) на тему возможности повторных жизней убивает страх смерти. Конечно, один "опыт" - это не статистика. Но он подтвердил мнение специалистов, утверждающих, что вера в реинкарнацию изменяет отношение человека к собственной смерти. Собственно, ничего нового я не открыл, лишь лично убедился, что это так. Однако, нужно спросить - отс...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 15 "Изнанка" реоригинации. Всякое совершенство имеет свою изнанку. Реоригинация не само совершенство, но изнанка у нее есть. Об этом, кстати, пишут даже сторонники "существования" классической реинкарнации. Мол, если человек уверен, что у него будет следующая жизнь, то зачем уж больно стараться в этой? В этой уж - как-нибудь, а в следующей постараемся на славу. И еще один момент - суицид. Если теперешняя жизнь не задалась, стоит ли за нее цепляться? Может быть, в следующей повезет больше? Правда,...
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 13 Сосуществование на одном "поле. Этой рассылкой я хотел бы обратить внимание читателя-подписчика на одно важное, на мой взгляд, обстоятельство. О нем я вскользь упомянул в рассылке No 11. Разговор на тему ФВБ постоянно находится на "поле" испокон веков, пренадлежащем религии. В нашем случае - даже не одной, а двум конфессиям. Это - христианство, в частности, православие, и буддизм. Разумеется, всем известно, что христианство и буддизм - религии, существующие тысячелетия (буддизм старше, а нерел...